«Вы пишите, вам зачтётся»
Нельзя сказать, что презентация книги новосибирского филолога Натальи Муратовой «Галина Алёхина. Философия образа», посвященная выдающейся драматической актрисе нашего города, завершилась братанием двух «станов» — ученых и людей театра. Однако последние — актеры, журналисты и театроведы — признали: в целом труд достоин героини и потому — похвал.
Студенты преподавателя НГПУ Муратовой и выпускники актерского курса Алёхиной тоже высказали свое мнение: «книга интересная», потому что первые увидели свою наставницу в новой роли театрального автора, вторые — смогли хотя бы краем глаза заглянуть в святую святых — творческую лабораторию любимого педагога и большой актрисы...
Сама же виновница «торжественного сбора» в гостиной Дома актера — народная артистка России Галина Александровна Алёхина — была не то чтобы смущена, а, как свойственно ей — человеку умному и ироничному, когда тебя в глаза называют «культурным явлением» или еще более мудрено — «актрисой изначального мира», то ли просто грустна, то ли благодарно тиха как в выслушивании комплиментов, так и в ответных репликах...
Каждая ее роль, начиная с давней, ставшей классикой новосибирского театра роли Марии в спектакле облдрамы «Деньги для Марии» по Распутину, а также многих других, в их числе Жюли («Фрекен Жюли» Стриндберга), Мамаша Кураж в спектакле по Брехту, Агата («Козий остров» Уго Бетти), на краснофакельской сцене — это достижение высочайшего уровня. Как признался ее коллега Владимир Лемешонок: «Галина Алёхина в моем личном списке выдающихся актрис рядом только с Инной Чуриковой и Алисой Фрейндлих...»
Галина Александровна — одна из создательниц и духовных попечительниц такого культурного феномена Новосибирска, как Дом Цветаевой. Феноменом являются и ее цветаевские моноспектакли. Можно смело сказать: Алёхина знает, чувствует этого поэта и преподносит зрителям, как мало кто другой во всей России...
Так в чем же достоинство вновь вышедшей книги? В том, что основу ее составило сквозное интервью об искусстве, творчестве, театре и ролях и только в связи с этим — об обстоятельствах судьбы актрисы. Еще: здесь помещено много фотографий Алёхиной и впервые — её собственные рисунки. Издание вообще в целом очень хорошо оформлено. И еще плюс — в книгу вошли лучшие рецензии на спектакли, где играла актриса.
Кстати, особые слова благодарности Галина Александровна адресовала театральному критику и журналисту Марине Ильиничне Рубиной: в ее статьях присутствовали и тщательный, но очень деликатный профессиональный разбор ролей, и некоторые, по мнению Алёхиной, творческие авансы, которые было делом чести в дальнейшем «отработать». По словам актрисы, она до сих пор преисполнена к автору нежности и благодарности.
И вообще эта встреча стала для большинства выступавших — особенно коллег из артистического цеха и, скажем так, единомышленников из Дома Цветаевой — возможностью высказаться с «нежностью и благодарностью» в адрес самой Алёхиной. Потому что Галина Александровна — очень масштабная личность, огромный талант, а для многих — камертон лучших человеческих качеств.