От истоков — к возрождению: история здания «Красного факела»
Здание новосибирского театра «Красный факел» — одно из старейших в городе. Построенное в модернизированных формах русского классицизма, оно стало одним из лучших образцов архитектуры дореволюционного Новониколаевска.
Спроектированное А. Д. Крячковым в 1911 году здание Коммерческого клуба «появилось на свет» в году 1914. Во многом его рождению помогла позиция городского головы того времени — купца Владимира Жернакова, высоко ценившего культуру: ему удалось привлечь к строительству все новониколаевское купечество. Именно благодаря частным вложениям в нашем городе появился один из первых «культурных центров».
В те годы здание предназначалось для деловых и неофициальных встреч, банкетов и развлечений привилегированной части городской буржуазии. Здесь устраивались концерты, маскарады, спектакли любительских и профессиональных театров, приезжавших в город. В плане Коммерческого клуба имелись зрительный зал, зал собраний, банкетный зал, фойе, вестибюль с гардеробом, буфет, «зимний сад», специальные клубные помещения и гостиные.
В 1918 году это здание стало называться «Домом революции». Здесь размещались Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и городской штаб Красной гвардии.
А С 1923 года здание вновь выполняет функции городского «дворца культуры» и носит название «Рабочего дворца». И уже с 1932 года здесь прочно обосновался новый творческий коллектив города — театр «Красный факел» под руководством Федора Литвинова.
По замыслу архитектора сооружение должно было быть представительным и, вместе с тем, обладать уютом замкнутого городского особняка, к которому прилегал бы зеленый парк. В соответствии с назначением здания место для него было выбрано несколько в стороне от основного массива жилой застройки, рядом с каньоном Михайловского лога в конце Кузнечной улицы, у поворота ее к вокзальному комплексу. Здание примыкало к сохранившейся естественной роще (называемой также Михайловской), превращенной позднее в сад.
Вся стилизация архитектуры была глубоко и красиво прочувствована зодчим и несколько осовременена. Об этом свидетельствовали и стройные окна со своеобразно прорисованными импостами, и лента меандра на ризалите с портиком, и оконные проемы восьмигранной формы, и ритмические ряды оконных проемов по фасаду, расположенные по принципу архитектуры модерна. Тонкая нюансировка всех деталей здания делала его неповторимым во всей дореволюционной архитектуре города.
Красивы были формы и детали архитектуры интерьеров, особенно фойе, зимнего сада, главной лестницы — дорические колонны с плоскими эллинистическими эхинами, металлическая решетка ограждения лестницы, оконные проемы различной формы. К сожалению, эти интерьеры были неоднократно и в ряде случаев очень грубо перестроенные
Архитектуру фасада значительно исказила реконструкция здания
Но сцена тогда еще не была предназначена для профессионального театра, поэтому все последующие годы происходила ее модификация, также постепенно менялся зрительный зал.
Несмотря на мелкие ремонтные работы, реконструкция
Сегодня строители и проектировщики как никогда осознают ценность сохранения исторических архитектурных замыслов. Вот почему большое внимание в будущей реконструкции будет уделено восстановлению старинных интерьеров театра везде, где это возможно.
Именно сейчас у всех нас есть уникальная возможность — стать не только свидетелями, но и участниками удивительного Возрождения Театра.
Сибирский архитектор Андрей Дмитриевич Крячков
Андрей Дмитриевич Крячков вошел в архитектуру
Закончив в 1895 году реальное училище и получив аттестат, Андрей Крячков задался целью поступить в одно из самых лучших в России того времени высших учебных заведений — Петербургский институт гражданских инженеров. На будущий год, уплатив, как и все претенденты, 50 рублей, он — в числе немногих — выдержал конкурсный экзамен и был зачислен на первый курс. В 1902 году будущий гений архитектуры закончил обучение с присвоением первого разряда и звания гражданского инженера архитектурного профиля.
Почти полвека творческой жизни Андрея Дмитриевича Крячкова связано с Сибирью. Несомненно, что талантливый архитектор нашел бы себя и проявил свои способности в любом другом месте России, но он выбрал Сибирь. Край будущего, с которым он связал всю свою жизнь, стал для него тем местом, где потом полно раскрылись его творческие силы.
Немало зданий по проектам Крячкова построено в Томске, Тобольске, Чите, Омске, Бийске, Свердловске, Барнауле, Ишиме и других городах. Но, пожалуй, самый заметный вклад внес Андрей Дмитриевич в формирование архитектурного облика Новосибирска.
Спроектированные им здания отличаются хорошим качеством работ, тщательной прорисовкой деталей и точным их выполнением. В своей архитектуре Крячков был необыкновенно чуток к запросам времени. Ранние самостоятельные работы архитектора имели в целом декоративно-модернистский характер внешних форм при рациональных и экономичных плановых и объемных решениях. Позднее, подобно многим мастерам, он в своих творческих исканиях обращается к архитектуре русского классицизма первой половины XIX века.
За многие десятилетия на творчество Андрея Дмитриевича Крячкова отложили отпечаток разные архитектурные веяния: он успел отдать дань декоративности, русскому классицизму, эклектике модерна, конструктивизму. От одного он со временем отказывался, другое страстно защищал. Но было в нем главное, что определяет художника, это — талант и трудолюбие. Творчество и ремесло не были для него разгорожены непреодолимой стеной. Как говорил он сам, архитектор — это не только проектировщик, но и строитель.
Такие проекты А. Д. Крячкова, как