Её амплуа — Королева сцены

7 января на сцене Новосибирского государственного драматического театра «Красный факел» состоится бенефис Анны Яковлевны Покидченко, одной из лучших актрис России. Сегодня она единственная за Уралом, кто удостоен почетного звания народной артистки СССР. Ей присвоен титул «Национальное достояние России». С 1953 по 1957. гг. Анна Покидченко работала в труппе оренбургской драмы. Оренбургский период творческой жизни актрисы был чрезвычайно насыщенным и плодотворным.

В областном музее изобразительных искусств, в основной экспозиции, висит портрет молодой актрисы, выполненный заслуженным деятелем искусств России С. Н. Александровым. Серафим Николаевич более четверти века был главным художником областного драматического театра им. М. Горького. Актеров знал хорошо, а вот их портреты писал не часто, можно сказать, почти не писал. К сожалению, мне не довелось видеть Анну Покидченко ни на сцене, ни в жизни (она уехала из Оренбурга, когда мне было 4 года), но у ее портрета останавливаюсь каждый раз, когда захожу в музей. Есть в ее лице что-то недосягаемое и… родное. В динамичном повороте головы молодой женщины угадывается азарт и сдержанность чувств, пытливость и бесстрашие. Возле этого портрета часто можно увидеть седые головы тех, кто видел ее на сцене в те далекие пятидесятые и помнит до сих пор.

А появилась Аня Покидченко на сцене областной драмы 52 года назад. После обучения в Ростовском театральном училище и небольшого опыта работы в театрах Алма-Аты, Актюбинска и Ашхабада судьба привела 27-ми летнюю актрису в Оренбург. В этом театре через три года она была удостоена почетного звания «Заслуженной артистки России», и именно отсюда уехала в «Сибирский МХАТ», как тогда с гордостью называли театр «Красный факел». Что же надо было сыграть и как, чтобы в столь короткий срок стать любимицей публики и признанным лидером труппы?

Перебирая рецензии 50-х годов в театральном архиве, все больше убеждаюсь в том, что именно в Оренбурге она стала настоящей актрисой, приобрела те профессиональные навыки, которые впоследствии найдут свое дальнейшее развитие. Здесь, в Оренбурге пришло признание, пришла настоящая любовь, которую она пронесла через всю жизнь.
В оренбургском театре у нее было много разноплановых ролей, благодаря которым шлифовался и приобретал дорогую огранку талант молодой актрисы. С удивлением я узнала, что ее творческий путь в нашем театре начался с роли… мальчишки. Эта маленькая роль в спектакле «Твое личное дело» была замечена сразу несколькими рецензентами, и такой серьезный критик, как С. Лубэ писал: «артистка Покидченко умело передает настойчивость Никиты Морозова, его ребячье упорство, его подвижность».

Надо сказать, что с театром ей повезло. Миниатюрная Аня Покидченко попала в Оренбургскую драму в ту самую благословенную пору, когда в труппе были потрясающие артисты —  В. Агеев, В. Бросевич, М. Бородина, И. Конкс, А. Садовская, Н. Ястребов, Е. Родионов, Г. Лесников, да всех не перечтешь. Главный режиссер театра Михаил Куликовский бережно коллекционировал труппу, учитывая амплуа. Вот и Покидченко была принята на амплуа «инженю-кокет».

Уже в следующей работе — роли Вари Белой в спектакле «Порт Артур» Аня Покидченко подкупала зрителя «своей непосредственностью, полудетским лукавством». А вот далее рецензент Чкаловской Коммуны Н. Чурилова делала молодой актрисе замечание: — «Жаль только, что по временам ее задор выражается лишь в капризном тоне, которым она злоупотребляет и который мешает подчас довести до зрителя ее внутреннюю душевную теплоту».

В 1954 году в театре появился Юрий Самуилович. Иоффе. Его первой режиссерской работой стал спектакль «Дачники» М. Горького. Роль Сони — дочери революционерки Марии Львовны, он доверил Покидченко. И не ошибся. Ее Соня получилась мечтательной, юной чистой, смело вступающей в жизнь с твердым намерением сделать ее лучше. Уже в следующей совместной работе — спектакле «Сын рыбака» В. Лациса, где Покидченко играла роль Зенты, проявилась не только ее искренность и природная непосредственность, но и умение выстроить роль в развитии. В прессе отметили: «Артистка играет эту небольшую роль ярко и проникновенно. Зрителя покоряет накал ее чувств». В следующем сезоне режиссер Михаил Нагли пригласил ее в свой спектакль «Не называя фамилий» В. Минко. В остросатирической манере Покидченко представляла зрителю вздорную, избалованную девицу по имени Поэма, весело развенчивая эгоистичность и своенравность своей героини. Любила работать с Анной Покидченко и режиссер Ирина Щеглова. Разглядев умение актрисы выявить характерность образа, она предложила роль беззаботной и веселой уличной танцовщицы Маританы в спектакле «Дон Сезар де Базан». Наряду с темпераментом своенравной цыганки театральные критики отмечали и задушевность образа, созданного Анной Покидченко.

Накануне Нового 1955 года в газете «Чкаловская коммуна» появилось интервью с молодой актрисой, где она поделилась своим желанием «создать образ своей современницы». Этот год для Анны Покидченко стал годом творческого триумфа. Специально для нее драматург В. Пистоленко, сотрудничавший с театром, напишет пьесу «Любовь Ани Березко». Спектакль, поставленный Ю. С. Иоффе, пользовался огромной популярностью. За 8 месяцев после премьеры он прошел 70 раз. Его посмотрели десятки тысяч зрителей города и сельских районов области. Летом этого же года состоялись гастроли театра в Москву. В афише было 8 спектаклей. Анна Покидченко играла в пяти из них. Дорогого стоили отзывы не просто театральных критиков, но практиков театра. Так в газете «Советская культура» преподаватель МХАТа В. Монюков в статье «Залог успеха» писал: «Очень интересную галерею характерных ролей создает А. Покидченко, актриса огромного личного обаяния. Она рисует портреты удивительно непохожих друг на друга женщин всегда неожиданно новыми красками, точно и умно». В этом же ключе был отзыв известного обозревателя «Известий» Татьяны Тэсс: «Роль Ани Березко безусловная удача Покидченко. С подкупающей мягкостью, бережно раскрывает она образ своей героини. Игра Покидченко радует артистической скромностью, лишенной украшательства, стремления к эффекту. Ее действия и поступки всегда правдивы, убедительны и вместе с тем лишены мелкого бытовизма, ибо актриса в решении образа опирается не на частную маленькую достоверность, а на большую правду жизни». Московская критика не обошла вниманием и роль Вари в «Дикарке» А. Островского, отмечая свежее, привлекательное дарование молодой актрисы, обладающей «бесценным свойством устанавливать немедленный контакт со зрителем. В ней есть настоящий артистизм, правдивость, способность легко и естественно существовать на сцене». Искренностью чувств привлекли московскую публику и ее Зойка в спектакле «По велению сердца» и Соня в «Дачниках» и Маритана в «Дон Сезаре де Базане». Спектакли оренбургской драмы целый месяц шли на сцене зеркального театра «Эрмитаж», а «Любовь Ани Березко», вызвавшая огромный интерес, дважды была показана на сцене МХАТа. Спустя полгода после гастролей, в феврале 1956 года актрисе было присвоено почетное звание «Заслуженный артист РСФСР».

Год 100-летнего юбилея областного драматического театра им. М. Горького коллектив отметил спектаклем, созданным в творческом содружестве с драматургом Николаем Ановым. Спектакль «Оренбургская старина» рассказывал о создании в городе своего театра. Роль крепостной актрисы Любаши Гусаровой с присущей ей непосредственностью, завораживающе играла заслуженная артистка РФ Анна Покидченко. С оренбургским зрителем она попрощалась в 1957 году, сыграв в спектакле Ю. С. Иоффе пленительную, взрослеющую на глазах шекспировскую Джульетту.

Удивительный был период в истории оренбургской драмы накануне ее столетия -мощный репертуар, прекрасно сбалансированная талантливая труппа, верящая своему главному режиссеру Ю. С. Иоффе и двумя очередными режиссерами —  И. Ф. Щегловой и М. В. Нагли, замечательными художниками-постановщиками. Украшением труппы, настоящей королевой оренбургской сцены была Анна Яковлевна Покидченко.

Когда я спрашивала актрис, работавших в театре в те времена —  Н. В. Кострюкову, И. А. Лидарскую о вероятных трудностях существования Покидченко в труппе, где в то время играли: Елена Высоцкая — дочь режиссера И. Ф. Щегловой, жена главного режиссера — Розалия Плескачевская, они в один голос отвечали, что никакого соперничества у Ани Покидченко и быть не могло, так как она была любимицей не только зрителей, но и всей труппы. А вот какой запомнилась она Майе Александровой — дочери главного художника театра, автора того незабываемого портрета: «Покидченко выделялась в труппе. Юная, красивая, с очень приятным голосом. Запомнилось то, что ее очень любили. Она была удивительно светлой, чистой, легкой. Конечно, гастроли театра в Москву стали роковыми для труппы. Тогда многие не вернулись, получив приглашения других театров».

Дорогая Анна Яковлевна! Гордимся тем, что когда-то Оренбургская сцена помогла расцвести ВАШЕМУ ДАРОВАНИЮ. Ваш щедрый талант на долгие годы запечатлелся в памяти коллег и многочисленных поклонников. Спасибо, что Вы у нас были, спасибо, что Вы у нас есть! Будьте здоровы, всегда любимы и счастливы!


Екатерина Шарапова, «Оренбургская неделя» 21 декабря 2005