Что происходит в театре днем?

Не так давно (27 марта) все театры России отмечали свой профессиональный праздник — День театра. Праздничные программы, конкурсы, музыка, шампанское — веселились и зрители, и все театральные работники. Но это бывает лишь раз в году. А в остальное время день театра — это активная, порой нелегкая работа сотен людей. И, наверное, каждому зрителю интересно, что же происходит в здании театра в течение всего дня, перед тем как откроется центральный вход и мы войдем в ярко освещенный зал.

Вообще штат театра делится на две части — административную и творческую. Но понятно, что это деление условно. У творческой части (актеры, режиссеры и все, кто работает на спектакле) выходной — понедельник, у административной — суббота и воскресенье. Однако все работники театра «Красный факел», с которыми мы пообщались, были едины в том, что работают «круглые сутки» и «просто живут в театре». Опровергать их слова мы отнюдь не собираемся, но все же попытались составить более или менее точное расписание основных отделов многочисленной театральной семьи.

07:00. Центральный вход еще закрыт, а на служебном дневная охрана сменяет ночную. В эту раннюю пору самыми первыми в театр приходят уборщицы и работники актерского буфета — приговор актерам о том, что они должны быть голодными, давно отменен.

08:00. На работу приходит Василий, личный водитель директора. Первым делом приводит в порядок директорскую «Волгу» — моет, натирает стекла, пылесосит чехлы. За день он делает множество поездок не только с директором, но и с другими работниками театра (однако только по просьбе шефа). А в свободное время играет в игры на своем «мобильнике» и заводит новые знакомства в Интернете.

09:00. Самое активное время. К этому часу приходят все рабочие цехов: пошивочного, мебельного, слесарного, машинно-декорационного, столярного, слесарно-сварочного и других. Их руководитель, заведующий постановочной частью Виктор Анатольевич, поднимается на третий этаж, в свой, как он сам говорит, «штаб», наливает чашку кофе, закуривает первую сигарету и решает, что нужно сделать в первую очередь. А в первую очередь, как правило, нужно сделать массу телефонных звонков — всем, кто занимается заказами театра. Это различные предприятия, заводы, которые помогают делать особо сложные и масштабные декорации. Сейчас, например, массивную лестницу к премьере «Кабала святош» изготавливают на заводе «Сибсельмаш». На наш вопрос, как проходит его день, Виктор Анатольевич воскликнул: «Как в дурдоме! Постоянно нужно всех контролировать, за всеми следить. Костюмы, декорации, реквизит — все цеха на мне. Хорошо еще, что у каждого цеха есть начальник, — на их работу и опираюсь».

Здесь же, в постановочной части, работает конструктор Евгений Чемоданов. Он рисует наброски декораций, делает их чертежи, а затем модели. Вообще, все, что касается декораций, начинается здесь — от рисунка и выбора материалов до техсовета, на котором все это обсуждается и принимается к исполнению.

К девяти приходит и Елена, секретарь директора. Каждый ее день начинается с регистрации писем, проверки электронной почты, подготовки документов. С половины десятого начинает звонить телефон — требуют директора.

А в пошивочном цехе уже кипит работа — шьют костюмы для нового спектакля. Светлана, художник по костюмам, приносит эскизы, по ним делаются выкройки. Но, как признаются сами швеи, обычно «нарисовали одно, раскраиваем другое, а в итоге получается вообще пятое» — все меняется в процессе.

Смена кассира начинается в десять утра, но приходит она тоже к девяти — за час нужно успеть привести себя в порядок (работа ведь лицом к лицу со зрителем), загрузить в компьютер билеты, проверить автоответчик и пометить забронированные места.

09:30. На второй этаж, в свой кабинет, поднимается директор театра Александр Прокопьевич Кулябин. После традиционного утреннего кофе он вызывает к себе первого заместителя для подробного отчета за вчерашний день и составления планов на сегодняшний.

10:00. Начинаются профессиональные занятия у актеров — уроки речи и вокала. Занимается в основном «молодняк», те, кому от 20-ти до 30 лет. Но поддерживать форму не лень и более старшим актерам, особенно если приближается день премьеры.

В это же время занимает свои рабочие места отдел маркетинга. Популярность театра, его имидж и связи с общественностью — вот только несколько задач вечно занятых, но всегда улыбающихся людей этого отдела. С ними работают также художники-дизайнеры, которые оформляют билеты, афиши, программки и другую печатную продукцию театра.

Сцена в эти утренние часы не пустует — монтировщики и рабочие реквизиторского цеха подготавливают ее к утренней репетиции: ставят декорации, выносят вещи, с которыми будут работать актеры.

11:00. Начинается утренняя репетиция на сцене. В пустом зале в первом ряду сидят главный режиссер Валерий Гришко, его помощник, главный художник Олег Головко, звукооператор, а на сцене — актеры, пока еще в повседневной одежде. Перед режиссером — сигареты и текст пьесы, перед звукооператором — ноутбук с запущенной аудиопрограммой. До 14 часов повторяются одни и те же слова, оттачиваются интонации и мизансцены; тексты ролей сливаются с разговорами актеров между собой. «Потом посмотрим, как это будет эффектней», «Еще раз эту сцену сначала», — то и дело говорит режиссер.

А в это время директор от планов переходит к действиям, и начинаются совещания, переговоры, обсуждение проектов, телефонные звонки, подписание различных документов… Свободной минуты просто нет.

13:00. На кухню театрального кафе приходит Татьяна Юрьевна — повар высшей категории. Начинается кулинарная подготовка к встрече со зрителем.

А в актерском буфете уже все готово — супы, котлеты и другие вкусности ждут талантливых посетителей на обеденный перерыв.

14:00. Заканчивается репетиция, актеры расходятся: кто на примерку, кто по своим делам, а монтировщики «разбирают» сцену и начинают готовить декорации вечернего спектакля.

15:00. Начинается рабочий день барменов. Но прежде чем встать за стойку и улыбнуться, они должны подготовить залы кафе — пропылесосить пол, разложить салфетки, постелить свежие скатерти и, вообще, проследить, чтобы все было идеально. Кстати, бордовый цвет их рубашек — это часть общего стиля внутреннего убранства «Красного факела», разработанного дизайнером театра.

15:30. С этого времени начинается активная подготовка к спектаклю. Уже пришли костюмеры и гримеры, на сцене осветители начинают ставить свет, а если спектакль сложный, здесь же репетируют актеры — отрабатывают наиболее важные моменты.

Дежурный администратор Ирина Ковригина первым делом идет проверять зрительный зал — нет ли там мусора, чистые ли кресла. К четырем часам приходят другие контролеры, вместе они снимают с кресел покрытие и готовят программки — отмечают в них актерский состав, который сегодня играет.

16:30. Оживает пустующий весь день гардероб — приходят всегда улыбчивые и любезные гардеробщицы. Переодеваются и начинают спокойно ждать зрителя.

А в реквизиторском цехе совсем не спокойно — здесь начинают подготавливать картины, сумки, чашки, искусственные фрукты — все мелкие вещи, которые будут использоваться на спектакле. Но не всегда дело ограничивается только этим. Иногда для спектакля нужно еще и приготовить еду. К примеру, купить курицу и сделать из нее шашлык. Или сварить кашу. Вообще, все, что актеры едят на сцене, готовится девушками из реквизиторского цеха. Размещается это все примерно за десять минут до входа зрителя в зал.

17:00. Бармены и администраторы занимают свои «посты» и ждут первых зрителей.

18:00. Заведующая труппой Ирина Геннадьевна проверяет «наличие» актеров в театре. Для этого существует явочный лист, в котором за полчаса до спектакля должны расписаться все занятые в нем актеры. Если вдруг кого-то нет — начинают «бить тревогу» — звонить на мобильные телефоны, искать по театру. Но вообще завтруппой не помнит случая, когда актер не явился бы к началу спектакля — дисциплина и уважение к зрителю им этого никогда не позволяют.

Поставив «автограф» в явочном листе, актеры идут в костюмерный цех и гримерку перевоплощаться.

А директор в эти минуты совершает обход театра, осматривает здание хозяйским глазом, проверяет, все ли готово к спектаклю и приему зрителя. По пути общается с рабочими и сотрудниками, спрашивает, как дела, нет ли каких-нибудь проблем. После этого довольно часто остается и на сам спектакль — посмотреть, какой сегодня зритель, как реагирует на те или иные моменты в спектакле.

18:30. Начинается спектакль. Если есть спектакль на малой сцене, то он начинается в 19:00.

19:00. Зрители в зале, актеры на сцене, монтировщики, реквизиторы, осветители и «звуковики» на своих рабочих местах. А в остальных театральных помещениях царит полумрак и тишина. Ушли менеджеры, дизайнеры, работники бухгалтерии, рабочие производственных мастерских (если их не задержали какие-нибудь неотложные дела). Как обычно, перед уходом полив цветы в приемной, ушла секретарь Елена. Делает отчет о количестве проданных мест и «входных» билетов кассир.

После окончания спектакля в театре ненадолго остаются лишь монтировщики, реквизиторы и осветители, которые должны «разобрать» сцену. Актеры, сняв грим и переодевшись, с букетами цветов уходят домой, а вслед за «последним зрителем» уходят гардеробщицы и администраторы.

Свет гаснет, и лишь шаги бдительной ночной охраны нарушают тишину. Завтра в семь ее сменит охрана дневная, и все повторится вновь. Но это будет уже новый день, который принесет театру новые, надеемся, радостные и интересные, события.

P.S. Естественно, всех людей, которые работают в течение дня в «Красном факеле», упомянуть в материале было невозможно. Но это вовсе не означает, что труд неназванных людей менее важен и ценен для театра. Людей всех профессий, которые так или иначе связаны с театром, мы поздравляем с прошедшим Днем театра и желаем здоровья, новых творческих идей и внимательного благодарного зрителя.

Ольга Ярославцева, «Честное слово», № 15(429)

Другие публикации

День театра в Новосибирске: Полуночный актерский марафон, выставка, премьеры и экскурсии

Новосибирские театры готовятся отметить профессиональный праздник. В честь Всемирного дня театра драматические и музыкальные труппы города запустят проекты, которые позволят разделить ежегодное событие не только с коллегами, но и со зрителями — ценителями, любителями и знатоками сценического искусства. В афишах заявлены премьеры спектаклей, актерские марафоны, квизы, концерты, экскурсии по закулисью и исторические выставки.

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

Что за прелесть эти сплетни

Петербургский режиссер Роман Кочержевский показал, что природа человека со времен английского классика комедии нравов Ричарда Шеридана не изменилась.

Яна Колесинская, Инфопро54

Пермский Театр-Театр сыграет в Новосибирске школьный мюзикл, драму по классике и почти античную трагедию

В Новосибирск в рамках межрегионального направления федеральной программы «Большие гастроли» приезжает один из самых известных региональных театров. С 1 по 6 апреля на сцене «Красного факела» представит свои спектакли Пермский академический Театр-Театр. Хорошо знакомый сибирской публике коллектив сыграет young adult мюзикл «Удачи, Марк!», драму самоидентификации по роману Ивана Тургенева «Отцы/Дети» и сложноустроенный трагический спектакль по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика «Мороз».

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

«Школа злословия» в театре «Красный факел»: прыжок в глубину веков и человеческих пороков

Вывести на сцену в XXI веке комедию нравов «Школа злословия», написанную и поставленную в 1777 году британским драматургом Ричардом Бринсли Шериданом, было вызовом, сродни прыжку в пропасть с тарзанки: сложно, рискованно, но интересно.

Ольга Рахманчук, Культура Новосибирска

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19