Григорий Шустер: душа болит после хорошего спектакля

15 марта заслуженный артист России Григорий Шустер отметит 65-летие. На сцене «Красного факела» по этому поводу специальных торжеств не запланировано, но вряд ли можно сказать, что Григорий Шустер — юбиляр без подарков. Разве не подарок судьбы — сразу три роли в сезоне, диаметрально противоположные по драматургии, жанру, режиссерскому рисунку? Должно быть, это «неюбилейный» 85-й сезон театра (который тоже будет праздноваться непышно, по-семейному) неожиданно «протянул руку» собрату по торжествам и порадовал многочисленных поклонников артиста.

Григорий Александрович, мы уже успели соскучиться по вашим новым ролям — и вот они появляются: сначала очень обаятельный недотепа-мошенник Сол Бозо в спектакле «Дорогая Памела», потом — Царь Горох в детской музыкальной сказке «Молодильные яблоки и тайна заветного меча», а теперь мы с удовольствием поздравляем Вас с еще одной премьерой — «Ричард III». Наверное, эта последняя работа была самой неожиданной, непривычной? В репертуаре актера, которого за солнечный, оптимистический дар называют «маэстро комедии», роль в трагедии -нечастая вещь. Как Вам было играть английского лорда?

— Мне очень нравится этот образ. Я думаю, Стенли — не трагический персонаж… Я бы сказал, что он обычный человек, попавший на страшную мельницу истории. Но ведь это и есть наша жизнь. Мой герой в этом смысле точно такой, как и все другие, и Ричард в том числе — все мы зависимы от времени, в котором живем, от обстоятельств.
Мне, как и всей актерской команде спектакля, было очень хорошо и приятно работать с режиссером. Риккардо всегда помогал, говорил каждому: «Все у тебя получится!», а ведь это очень важно. В театре, вообще, нельзя говорить неприятных вещей — нужно хвалить!

Как Вы попали в театральное училище?

— Случайно. Я много играл в самодеятельности, но пошел учиться на актера без разрешения: у нас в семье эта профессия не приветствовалась. Наверное, тут можно добавить «как это ни странно», потому что все родные были близки к искусству. В результате сначала я окончил Железнодорожно-транспортный институт, а потом как-то летом работал вожатым в пионерском лагере — а все вожатые там были из театрального училища. И мне тоже захотелось попробовать — почему бы нет? Я решил рискнуть — пришел и поступил!

А в армии Вы служили? Наш номер выходит в канун Дня защитника отечества — поделитесь своим опытом?

— В армии я не служил. Мне ее, конечно, было не миновать — но я в то время учился в институте. А потом, когда уже поступил в театральное училище, должен был пойти.
Вот только мы тогда выпускали дипломный спектакль «До свидания, мальчики» — о войне. Очень хорошая, трогательная пьеса. Если бы меня забрали в армию, этот спектакль бы не вышел: ведь второго состава у нас не было. Без меня все бы сорвалось, а мы 4 года учили… Ну, и как-то так про меня не стали вспоминать — не призвали.
Зато военных я переиграл очень много. Не слишком высоких чинов, но до майора доходил. Вот сейчас в «Ричарде» я хожу в форме, а главный режиссер (Валерий Гришко) смеется: «Вы не ту профессию выбрали, вам форма идет!».

После окончания училища Вы 25 лет проработали в Театре юного зрителя. Когда Вас пригласили в «Красный факел», долго раздумывали?

— Конечно, я согласился не сразу, сомневался: все-таки четверть века проработал в ТЮЗе, ролей 200 там сыграл — не меньше: и старичков, и молодых, и животных, и классику — ни об одной не жалею… Но я все время хотел работать в «Факеле». Этот театр всегда был для нас чем-то особенным — мы же тут учились. Все наши корифеи — мастера курсов — здесь работали.

Знаете, когда я еще работал в народном театре, у нас был спектакль «Последние» по пьесе Горького, и мы играли его в «Красном факеле». Тогда я даже представить себе не мог, что спустя 30 лет меня пригласят в его труппу!
До сих пор для меня загадка: когда я первый раз вышел на сцену уже как «краснофакелец», то нисколько не волновался — как будто всю жизнь здесь проработал. Наверное, здесь такая особенная аура.

Вы очень много играли и играете в детских спектаклях, Ваш дядюшка Скрудж — любимый театральный персонаж Новосибирска, не говоря уже о том, что Вы — самый известный Дед Мороз в городе. Для детей работать сложнее, чем для взрослых?

— Да. Дети очень чутки и сразу понимают, кто хороший, кто плохой. Их нельзя обмануть, а взрослых — можно. Малыши реагируют очень непосредственно, они не будут терпеть фальшь, как взрослые, которые тактично промолчат или уйдут.

Мне очень легко находить с детьми общий язык: я же очень долго работал в детском театре. А еще раньше — во время учебы в театральном училище — у меня был театр юношеского творчества. И вот сейчас ко мне приходят полковники, подполковники, которые у меня занимались! Вот недавно на «Памеле» был подполковник Володя Рагулин с женой — они ходили ко мне в ТЮТ. Теперь им по 50 с лишним — кажется, что мы почти ровесники: это ведь в молодости разница в 10—15 лет кажется огромной. Они уже зовут меня Гриша, а не Григорий Александрович…
Я преподавал и в Театральном училище, а вот теперь со своей ученицей -Таней Классиной — играю вместе в спектакле. Это же потрясающе! (В «Ричарде III» заслуженная артистка России Татьяна Классина исполнила роль Королевы Елизаветы  — Ред.)

Приближается Ваш день рождения. Вы ощущаете, что 65 лет — это некий рубеж?

— Я, вообще, отношусь к этой дате спокойно. Это похоже на то, как встречали миллениум, помните? Все думали: как мы будем жить в новом веке? Да точно так же! Никто и не заметил: утром встали, и уже новое столетие!

В профессии актера нет и не может быть остановок. Только постоянное движение, ведь даже самая неудачная роль — это очередная ступенька.

Актерство — сложное ремесло. Щепкин говорил, что играть можно хорошо или плохо, но главное — играть правильно. Я это понимаю так: режиссер поставил спектакль, и ты должен выполнить его задачу. Но ведь все может быть: голова болит, нога болит, дома что-то не ладится… Ведь это смешно: актер, мол, должен все оставить за сценой — мы же люди. А зритель, который пришел сегодня вечером, увидит только СЕГОДНЯШНИЙ спектакль, но ведь он каждый раз проходит по-разному. И бывает, мне говорят: ой, как хорошо было сегодня! Но я чувствую: задачу режиссера выполнил только процентов на 90…

У актеров есть такой закон: если после спектакля чувствуешь себя легко и хорошо — значит, плохо играл. Идти должен опустошенный, уставший. Если спектакль удался, если ты не халтурил, а отдавался по-честному, все болит: и руки, и ноги, и душа. После хорошо сыгранного спектакля еще долго нельзя заснуть.

Театральный проспект №18

Другие публикации

День театра в Новосибирске: Полуночный актерский марафон, выставка, премьеры и экскурсии

Новосибирские театры готовятся отметить профессиональный праздник. В честь Всемирного дня театра драматические и музыкальные труппы города запустят проекты, которые позволят разделить ежегодное событие не только с коллегами, но и со зрителями — ценителями, любителями и знатоками сценического искусства. В афишах заявлены премьеры спектаклей, актерские марафоны, квизы, концерты, экскурсии по закулисью и исторические выставки.

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

Что за прелесть эти сплетни

Петербургский режиссер Роман Кочержевский показал, что природа человека со времен английского классика комедии нравов Ричарда Шеридана не изменилась.

Яна Колесинская, Инфопро54

Пермский Театр-Театр сыграет в Новосибирске школьный мюзикл, драму по классике и почти античную трагедию

В Новосибирск в рамках межрегионального направления федеральной программы «Большие гастроли» приезжает один из самых известных региональных театров. С 1 по 6 апреля на сцене «Красного факела» представит свои спектакли Пермский академический Театр-Театр. Хорошо знакомый сибирской публике коллектив сыграет young adult мюзикл «Удачи, Марк!», драму самоидентификации по роману Ивана Тургенева «Отцы/Дети» и сложноустроенный трагический спектакль по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика «Мороз».

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

«Школа злословия» в театре «Красный факел»: прыжок в глубину веков и человеческих пороков

Вывести на сцену в XXI веке комедию нравов «Школа злословия», написанную и поставленную в 1777 году британским драматургом Ричардом Бринсли Шериданом, было вызовом, сродни прыжку в пропасть с тарзанки: сложно, рискованно, но интересно.

Ольга Рахманчук, Культура Новосибирска

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19