Красный факел, белый свет

Чего ждут от театральной реформы в првинции и как там управляются без нее

Если российские режиссеры мечтают попасть на стажировку в Москву и Петербург, директоров столичных театров стоило бы отправлять в Сибирь, чтобы поучиться, как можно, не жалуясь на скромный бюджет, выпускать по семь-десять премьер в год, устраивать фестивали, приглашать на постановки одних из самых востребованных режиссеров, выезжать на зарубежные гастроли и проводить реконструкции здания.

Параллельно там решают, какого цвета должны быть стены в фойе, сколько часов, ночей и лет идти Шекспиру с Островским на их сцене и как правильно распределить между актерами материальное вознаграждение за непосильные моральные труды.

Практический курс получился бы великолепным — ни в одном институте не научат и ни в одном столичном коллективе не расскажут, как любить храм искусства без придыхания, успешно управлять таким совершенно неуправляемым творческим организмом, как театр, и каким-то чудом на все про все и вовремя находить деньги. Каким — попыталась я выяснить у директора Новосибирского бы великолепным — ни в одном институте не научат и ни в одном столичном коллективе не расскажут, как любить храм искусства без придыхания, успешно управлять таким совершенно неуправляемым творческим организмом, как театр, и каким-то чудом на все про все и вовремя находить деньги. Каким — попыталась я выяснить у директора Новосибирского академического драматического театра «Красный факел» Александра КУЛЯБИНА.

Кто-то якобы играет

Ирина Корнеева: Театральная реформа отложена, но не отменена. В чем для вас был бы ее положительный эффект? Какие изменения нужны вам?

Александр Кулябин: Нового я открою мало. Утопией было бы полностью перевести театры на хозрасчет — без государственных дотаций не сможет существовать ни один репертуарный театр. Если государство пустит нас в свободное плавание, мы утонем однозначно. В Америке действует закон о том, что если вы спонсируете театры, вы освобождаетесь на эту сумму от налога на прибыль. У нас такого закона нет. С моей точки зрения, он необходим.

Далее, если была бы найдена оптимальная форма государственного содержания театров, можно было бы сделать их ревизию. Чтобы компетентные люди и прежде всего сами работники театров дали оценку состояния коллективов. Ведь существует целый ряд театров, которые как творческий организм давно прекратили свое существование. Что такое настоящий театр: это когда я хочу пойти посмотреть, что там есть, а с другой стороны, актеры хотят мне это показать, потому что им надо об этом рассказать и они не могут молчать. Возникает подобная связь — театр существует. Но есть театры, в которые зрители ходят, потому что надо. Ну так жена сказала, и мы пришли якобы в театр посмотреть, потому что мы культурные люди, а кто-то там что-то якобы играет…

Никакой любви друг от друга там не происходит. Профессиональный уровень низкий, на хорошую режиссуру и сценографию денег нет. Идут сплошные компромиссы, половину зрительного зала набрали — и ладно. Все всё понимают, но сознаться нельзя… Если бы это был самодеятельный театр — собрались люди без зарплаты и в свое удовольствие играли, никакой беды не было бы, но если это профессиональный коллектив, то зачем же он такой нужен? Я не за вырезание, а за естественное отмирание… Руководителей театров надо переводить на срочные контракты — как это было раньше в России. Не выполняют люди план, не справляются с обязанностями — договор с ними расторгается. В российских театрах много бессрочных директоров, худруков и главных режиссеров. Но актеров же мы перевели на годичные и двухгодичные контракты — все должны быть в равных условиях…

Когда я пришел в «Красный факел», театр зарабатывал 15—20 процентов от необходимого, сейчас — одну третью часть, остальное перечисляет государство. Я предложил схему. Сумму, которую государство дает театру, делим на количество человек, которые посетили театр в этом году, и получаем баланс: какая дотация выделяется на каждого зрителя. Коэффициент берется за основу, и размер общей дотации определяется следующим образом: театр обслуживает большее число зрителей — ему выделяют большую сумму, меньшее —  ее размер уменьшают. Может возникнуть болезненная тенденция гонки за зрителем. Но не стоит думать о публике плохо: сегодня люди придут развлечься, а завтра скажут — ну что они нам одни комедии показывают, мы хотим что-то серьезное в театре увидеть…

Следующий важный момент. Сейчас у нас нет договорных отношений с государством — оно нас просто содержит. Деньги на постановочные расходы поступают аврально: появились — дали, нет — и не ждите. Никаких обязательств в этом отношении нет. А как приглашать режиссера, как оплачивать его работу? Приходится идти на авантюры, и не только мне — все театры так живут. Но если я буду точно знать, что у нас с государством партнерские отношения и есть определенные обязательства друг перед другом, я смогу лучше планировать работу. Вот сейчас если до 15-го числа мы не заплатили налог, уже с 16-го нам начисляются пени. Доказывать, что денег не дал бюджет, бесполезно: в причинах налоговики не разбираются — будьте любезны, отдайте, у них все четко.

А обратная связь не работает. Давайте ее установим. Задержали зарплату — а такое бывает — платите пени, я эти пени отдам работникам как компенсацию за задержку…

Ремонт под оком психологов

Ирина Корнеева: Театр «Красный факел», помимо всего прочего, славится особой любовью к новым технологиям во всех областях. Рассказывали, что к ближайшей премьере — «Ричарду III» нового светового борудования закупалось на полмиллиона. А когда начался ремонт театра, предусмотрительно была заложена смета на работу психологов — оттенки цветов для стен обсуждались с ними…

Александр Кулябин: У нас действительно строители работали в комплексе с психологами и высчитывали, как создать такую атмосферу, чтобы человек после напряженного рабочего дня, попав в театр, сразу почувствовал, что вся суета осталась на улице. Для фойе мы подбирали пастельные тона. А для зрительного зала — красные, малиновые, насыщенный цвет возбуждает, не дает человеку заснуть перед тем, как начнется спектакль. Мы с помощью такого цветового раздражителя сосредотачиваем внимание зрителей на сцену, и начинается действо.

Что же касается больших затрат на постановки — девиз такой: лучше меньше, да лучше. Надо думать о публике. Расхожая и очень удобная отговорка: нет денег на декорацию — давайте сделаем чего-нибудь попроще. Но в нашем театре она не работает. Если для спектакля придумывают, предположим, что нужен стеклянный куб из оргстекла стоимостью 300 тысяч, задача директора — найти эти деньги и оплатить. Хорошему художнику необходимо дать сначала хорошие краски и хорошее полотно, чтобы он написал хорошую картину.

Ирина Корнеева: Вами была разработана оригинальная схема поэтапной реконструкции театра. Поделитесь опытом.

Александр Кулябин: Реконструкция рассчитана на три года. Первым делом мы стали ремонтировать репетиционный зал и актерские гримерки. Начали не с фасада, как это обычно бывает. Были случаи в ряде театров, которым выделялись деньги. Они ремонтировали фасад, фойе, зрительный зал, а уже на внутренние помещения денег не хватало, и актеры продолжали работать в жутких условиях. Мы пошли обратным путем. Первые — гримерки, затем делаем всю начинку сцены, третий этап — зрительный зал и только заключительный — внешняя отделка здания. Ведь фасад подкрасят обязательно — на него власти вынуждены будут дать деньги. Куда они денутся?

Ирина Корнеева: Драматургия впечатляющая и подразумевающая глубокое знание строительного и театрального дела…

Александр Кулябин: Директор театра должен разбираться и в строительстве, и в экономике, и в театроведении, и в профессии актера.

Три стройки в одной

Ирина Корнеева: С кем легче найти общий язык — с актерами или со строителями?

Александр Кулябин: А это уж, как говорится, лишь бы человек был хороший. И к тем, и к другим надо отыскать подход. Влезть в шкуру строителя. Чем хорошо актеру быть директором: есть такое понятие — человек в предлагаемых обстоятельствах. Нужно надеть на себя маску: ты — строитель, ты — прораб. И разговаривать от его лица, даже если ты ничего в этом деле не понимаешь. Когда только начиналась реконструкция «Красного факела», я играл в то, что за плечами у меня как бы три стройки. Другой актер никогда не был в королевских апартаментах, но играет же короля, здесь было то же самое. Главное — знать несколько терминов и быть уверенным, что, в конце концов, ты со всем сможешь разобраться. И когда ты говоришь: знаете, мы на тендере проверим вашу работу, у нас есть и другие специалисты, по смете это может выглядеть иначе, это, как правило, срабатывает. Если играть роль успешного директора театра, все начинает получаться. Можно же и бездарного директора играть. Но я выбрал роль успешного, который все знает и все понимает.

И еще хотелось бы добавить. Исходя из моего личного опыта и субъективного убеждения, руководителем в театре желательно чтобы был мужчина. Потому что театр у меня ассоциируется с женщиной. (А кто лучше ухаживает за женщиной, как не мужчина?) Я говорю сейчас даже не об особенностях актерской психологии. Если взять социологические исследования, то 70 процентов зрителей, которые посещают театр, — это женщины. Я не видел, чтобы два друга вдруг взяли и пришли в театр. Чтобы один другому сказал: слушай, пошли сегодня в театр. Ну не бывает такого практически. А подруги ходят часто. Или же жена берет за руку мужа и тащит его на спектакль. Поэтому соотношение — 30 на 70. Так что театр — это в большей степени искусство для женщин. А что женщине нужно. Любой. Чем больше ты на нее тратишь денег, тем она у тебя становится лучше и красивее. Это все прекрасно понимают. Тот муж хороший и действительно любит свою половину, чьей жене делают больше комплиментов. Также и театр: надо вкладывать больше денег, чтобы он был успешным. Знаете, как это дорого стоит? Но мы сейчас только про театр говорим. Хочешь иметь успех — умей иметь много денег…

Ирина Корнеева, «Российская газета»

Другие публикации

День театра в Новосибирске: Полуночный актерский марафон, выставка, премьеры и экскурсии

Новосибирские театры готовятся отметить профессиональный праздник. В честь Всемирного дня театра драматические и музыкальные труппы города запустят проекты, которые позволят разделить ежегодное событие не только с коллегами, но и со зрителями — ценителями, любителями и знатоками сценического искусства. В афишах заявлены премьеры спектаклей, актерские марафоны, квизы, концерты, экскурсии по закулисью и исторические выставки.

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

Что за прелесть эти сплетни

Петербургский режиссер Роман Кочержевский показал, что природа человека со времен английского классика комедии нравов Ричарда Шеридана не изменилась.

Яна Колесинская, Инфопро54

Пермский Театр-Театр сыграет в Новосибирске школьный мюзикл, драму по классике и почти античную трагедию

В Новосибирск в рамках межрегионального направления федеральной программы «Большие гастроли» приезжает один из самых известных региональных театров. С 1 по 6 апреля на сцене «Красного факела» представит свои спектакли Пермский академический Театр-Театр. Хорошо знакомый сибирской публике коллектив сыграет young adult мюзикл «Удачи, Марк!», драму самоидентификации по роману Ивана Тургенева «Отцы/Дети» и сложноустроенный трагический спектакль по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика «Мороз».

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

«Школа злословия» в театре «Красный факел»: прыжок в глубину веков и человеческих пороков

Вывести на сцену в XXI веке комедию нравов «Школа злословия», написанную и поставленную в 1777 году британским драматургом Ричардом Бринсли Шериданом, было вызовом, сродни прыжку в пропасть с тарзанки: сложно, рискованно, но интересно.

Ольга Рахманчук, Культура Новосибирска

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19