Константин Телегин: «Стараюсь уйти от персонажей и прийти к самому себе»

— Константин, в прошлом году вы снялись в фильме «Пессимист» — сыграли в нем главную роль. Расскажите, о чем картина, интересен ли вам был процесс съемок, довольны ли результатом?

— Недавно я был в Санкт-Петербурге на озвучивании фильма, сейчас идет монтаж киноленты. И подготовительный, и съемочный процесс были увлекательными и удивительными. Мы долго разговаривали с режиссёром Мишей Холодом по скайпу — он живет в Санкт-Петербурге, я — в Новосибирске. Миша сам написал сценарий, а так как он очень любит Бергмана, то Бергманом дышит и вся картина. Надеюсь, что у этого фильма есть фестивальное будущее. Причем, надеюсь как раз на Мишу, потому как оценивать свою работу мне тяжело. Но каждый раз, когда я спрашивал его о том, все ли мне удается, он отвечал: «Меня устраивает».

«Пессимист» — это история о кинорежиссёре, который, как и всякий художник, изучает мир, людей и себя посредством искусства. Он встречает интересного человека — женщину в возрасте. Она — ученый, и тоже изучает мир, правда, с помощью науки, поэтому у них много общих тем. Потом появляется внучка этой женщины, которая становится Музой кинорежиссёра. А в итоге оказывается, что все это время он просто работает. Он живёт, будто снимает кино, или снимает кино, будто живёт... Сложно провести границу. Как и в актёрской профессии.

Мы, артисты, когда, примитивно скажем, играем на сцене любовь, должны партнера воспринимать по-настоящему. Потому что если влюблённого играет человек, который никогда не любил, это видно сразу. Чем тоньше грань между актером и персонажем, тем удачнее получается роль. Актер должен наполнить собой персонаж, отыскать в себе его черты и играть в предложенных обстоятельствах себя. Но для этого важно понять самого себя. Например, как бы я поступил в ситуации Макбета или Сильвестра? Я стараюсь уйти как можно дальше от персонажей, и как можно вернее прийти к самому себе.


— А вы — пессимист?

— Я учусь быть оптимистом, моя жена Лена в этом очень помогает. Она говорит мне какие-то простые вещи, например: «В жизни, как в бане: хочешь — парься, не хочешь — не парься». И взгляд на проблему, ситуацию, сразу меняется.

— Кино, театр, множество других проектов... Как вы все успеваете?

— С трудом! В какой-то момент я понял, что важно всё правильно организовать — свою работу и время, единомышленников, административные дела. К тому же, мне повезло, потому что меня окружают профессионалы. Есть хороший помощник Юля Брязгова, которая берет на себя все — от костюмов и реквизита для спектаклей в «КаФе» до продажи билетов и встречи гостей. Есть Денис Франк — актёр театра «Красный факел», который решает все вопросы, связанные с техникой, светом и звуком. Он сам по ночам собирает в «КаФе» всё, что необходимо для программ... Поэтому я зачастую просто задаю вопросы: «Как это решить?» или «Когда это будет готово»?

А вообще, да: проекты отнимают много времени и сил — как физических, так и эмоциональных. Но пока справляюсь. Как только пойму, что сил не хватает, что начинаю халтурить и не додавать зрителю, тогда от чего-нибудь придётся отказываться.

— В продолжении разговора о том, что можно не додавать зрителю... Я была на «Ужине с Пушкиным», где вы читали «Метель», а Владимир Лемешонок — «Графа Нулина» и «Медного всадника». Осталась в полном восторге и от вас, и от Пушкина, и от самого жанра. Почему решили поставить моноспектакль?

— Я ужасно неуверенный в себе человек, и мои комплексы двигают меня вперед. Вот захотелось доказать самому себе, что смогу работать и в чтецком жанре — раньше никогда не пробовал, для меня это шаг в неизведанное. Захотелось попытаться одному удерживать внимание в течение 30-40 минут. И я предложил Владимиру Лемешонку сделать совместную программу на два отделения. У него моноспектакли были, он мэтр в этом жанре, поэтому и мне нельзя было ударить в грязь лицом. Выбрал Пушкина. Потому что Александр Сергеевич дает возможность по-актерски раскрыть себя.

— Выбрали «Метель». Долго учили?

— Долго. Но мне в этом плане проще — даже если и переставлю пару слов местами, ничего страшного не произойдет. Владимиру Евгеньевичу сложнее. Был момент, когда он однажды перепутал слова, но это не стало катастрофой, а только придало ему сил, и до конца он дочитал блестяще.

— До сих пор волнуетесь, выходя на сцену?

— Испытываю, скорее, спортивный азарт. У Станиславского есть такой термин — «правильное творческое самочувствие», и актер должен уметь его генерировать. Выходя на сцену, я всегда думаю о том, что в зале есть человек, который сегодня пришел в театр впервые. А тут я с плохим настроением. И он уйдет, и больше никогда в театр не вернется.

Нужно уметь оборачивать свое волнение в положительную энергию. Актеры опираются на то, что чувствуют. Для кого-то это зрительный зал, для кого-то — внутренняя убежденность в своем мастерстве. Но главное — это то самое «правильное творческое самочувствие», когда в тебе есть что-то интересное, важное, и ты не можешь об этом зрителю не сказать.

— Во время спектаклей в «КаФе» «Красного факела» часто и у самих зрителей возникает желание что-то сказать! Была на спектакле «Пришёл мужчина к женщине», и дамы за соседним столиком горячо обсуждали — замучает ли Дина Федоровна Виктора Петровича. И даже подсказывали, как вашему герою поступить. Такой контакт помогает или мешает?


— «КаФе» — это удивительное пространство. Здесь сцена находится так близко к зрителю, что актёрам приходится работать в несколько ином, кинематографическом ключе. Когда мы играем на большой сцене, то самое главное, чтобы было видно, слышно и понятно зрителям и с первого, и с двадцатого ряда. А на сцене «КаФе» мы переживаем неподдельные эмоции.

Некоторые актеры шутят над «столовским театром» — ведь человек приходит в кафе, и завладеть его вниманием непросто. Но то, что это удается, я считаю большой победой.

— Вы вообще любите поэкспериментировать. Помню, однажды спектакль «Скамейка» играли в беседке кофейни «Кардамон», среди настоящих деревьев, фонарей... Тогда на полу мелом очертили границы, заходить за которые было нельзя. И все сидели прямо перед этой импровизированной сценой. Было классно, мне понравилось.

— Мне тоже понравилось. Думаю, мы к такому формату еще вернемся.

— А как вы к нему пришли?

— Я снимался в сериале, и один из эпизодов снимали на улице, в самом центре Санкт-Петербурга. Мы сидели на скамейке, вокруг стояло съёмочное оборудование, а поодаль собрались зеваки, которые наблюдали за процессом. И мне вдруг стало интересно поставить спектакль среди живой природы. Хотя это очень опасно: ведь когда на сцене появляется животное, его невозможно переиграть, потому что оно абсолютно естественно. Так же и с живыми декорациями — они предъявляют особые требования к актерской игре. Но, думаю, мы справились. Я горжусь этим спектаклем.

— Кстати, а этот спектакль был не первым в актерском товариществе «Понедельник», который вы создали? И почему вы вообще решили его основать?

— До этого показа мы уже играли «Скамейку» в «КаФе» «Красного факела». А идея создания «Понедельник» проста — это мои актёрские амбиции. Мы, актёры, очень зависимые люди — работая в государственном театре, не имеем права отказываться от роли, которую предлагает режиссёр. Это негласное правило: если отказываешься от роли, значит, отказываешься работать с режиссёром, а если отказываешься работать с режиссёром, значит, отказываешься работать в этом театре. Поэтому иногда мы вынуждены любить то, что играем. И в какой-то момент я подумал: почему же я не могу выбрать пьесу, которая мне нравится, пригласить режиссёра, собрать актеров, с которыми хочется посотрудничать, и поработать в свое удовольствие, да при этом еще и заработать? Так появился «Понедельник». Свое название актерское товарищество получило потому, что понедельник у нас — выходной, то есть день, который мы посвящаем себе. А актерское товарищество — это и есть работа, которую мы посвящаем себе.

— Быстро собрался актерский состав?

— Уже три спектакля — «Скамейка», «Пришёл мужчина к женщине» и «Бог резни» — мы поставили с режиссёром Анной Зиновьевой. После того, как выбрана пьеса, начинаем приглашать актеров. В «Скамейку» пригласили Ирину Кривонос, в спектакль «Пришёл мужчина к женщине» — Елену Жданову, а в «Боге резни» у нас вообще играют актёры из нескольких театров. Если будет четвертый проект, снова сядем с Аней и подумаем, кому предложить сотрудничество. Кто-то соглашается из-за возможности подзаработать, кто-то из-за актёрских амбиций. Но так или иначе, работа с Аней — это огромное удовольствие для всех нас.

— Музыкальные вечерв в «КаФе» — тоже ваша идея?

— Тоже моя. Это моя детская мечта. Я еще ребёнком представлял себя с гитарой в руках в каком-нибудь ансамбле. К тому же, это еще и приработок, который доставляет нам удовольствие.

Как-то на новогодние праздники мы решили подзаработать. Я собрал актёров-музыкантов: пригласил актера Новосибирского городского драматического театра под руководством Сергея Афанасьева Максима Мисютина и Дениса Франка. С Денисом мы, кстати, давно музицировали. В «Красный факел» мы с ним пришли одновременно — я приехал из Барнаула, он — из Иркутска. На гастроли он всегда брал бас-гитару, я — акустическую, по вечерам в гостинице играли потихонечку. Потом стали что-то делать и в «КаФе». Оказалось, что это популярно. Так почему бы и не делать, если это доставляет радость?!

— Потом еще Семёна Фурмана к себе заманили...

— Да, и я хотел бы еще кого-нибудь заманить. Предлагал Александру Балуеву. Но он пока не решил, что хотел бы делать.

— Как вообще рождаются программы?

— Я делаю то, что мне нравится или то, что хотя бы не напрягает, не смущает и не ломает. Изюминка нашей площадки в том, что мы работаем с удовольствием. Если удовольствия нет, это видно сразу. Некоторые актрисы, которые участвуют в наших программах — не профессиональные вокалистки, но работают с такой радостью! И это подкупает зрителя.

— А вы — профессиональный музыкант? Поете отлично, на гитаре играете отлично...

— До армии я год учился на отделении духовых инструментов. Отслужил и решил стать артистом. А музыкального образования нет — так, нахватался.

— Артистом тоже решили стать так, ни с того ни с сего?

— В моей жизни все происходит спонтанно. Пришел в театральный институт — мне предложили стать актёром. Поступил. Когда оканчивал институт, пришла народная артистка из барнаульского театра драмы и предложила: «Давайте мы возьмем вас в театр всем курсом»! Взяли. Потом я приехал на первый «Ново-Сибирский транзит» в Новосибирск, мы привезли «Трехгрошовую оперу», в которой я играл Мэкки-Ножа. Тут ко мне подошел директор театра «Красный факел» Александр Прокопьевич Кулябин и предложил работать у него.

— И все же: театр для вас — это работа? Или уже дом?

— Стараюсь, чтобы дом был домом, а театр — работой, которую я делаю честно. Я трудоголик и понимаю это, но когда есть пара свободных часов, еду домой: у меня маленькая дочь, которая родилась, когда нам с женой было уже по 40 лет, а это совсем другое понимание жизни; у меня четырнадцатилетний сын — в этом возрасте ему катастрофически нужен отец.

— Жена принимает ваш трудоголизм? Она тоже из театральной сферы?

— Да, из театральной, поэтому все понимает. Лена — режиссёр любительского театра, мы учились у одного педагога.

— После таких нагрузок — в театре, кино, «КаФе», нужно ведь и отдыхать...

— Раз в году всей семьёй мы садимся в машину, и через Тюмень, где живёт моя сестра, едем к родителям в Краснодарский край. Туда же приезжает дочь от первого брака. У родителей большой дом на берегу Азовского моря, там мы проводим каждое лето.

Вопросы задавала Татьяна Бушмакина, Miraman.ru

Другие публикации

День театра в Новосибирске: Полуночный актерский марафон, выставка, премьеры и экскурсии

Новосибирские театры готовятся отметить профессиональный праздник. В честь Всемирного дня театра драматические и музыкальные труппы города запустят проекты, которые позволят разделить ежегодное событие не только с коллегами, но и со зрителями — ценителями, любителями и знатоками сценического искусства. В афишах заявлены премьеры спектаклей, актерские марафоны, квизы, концерты, экскурсии по закулисью и исторические выставки.

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

Что за прелесть эти сплетни

Петербургский режиссер Роман Кочержевский показал, что природа человека со времен английского классика комедии нравов Ричарда Шеридана не изменилась.

Яна Колесинская, Инфопро54

Пермский Театр-Театр сыграет в Новосибирске школьный мюзикл, драму по классике и почти античную трагедию

В Новосибирск в рамках межрегионального направления федеральной программы «Большие гастроли» приезжает один из самых известных региональных театров. С 1 по 6 апреля на сцене «Красного факела» представит свои спектакли Пермский академический Театр-Театр. Хорошо знакомый сибирской публике коллектив сыграет young adult мюзикл «Удачи, Марк!», драму самоидентификации по роману Ивана Тургенева «Отцы/Дети» и сложноустроенный трагический спектакль по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика «Мороз».

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

«Школа злословия» в театре «Красный факел»: прыжок в глубину веков и человеческих пороков

Вывести на сцену в XXI веке комедию нравов «Школа злословия», написанную и поставленную в 1777 году британским драматургом Ричардом Бринсли Шериданом, было вызовом, сродни прыжку в пропасть с тарзанки: сложно, рискованно, но интересно.

Ольга Рахманчук, Культура Новосибирска

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19