«Довлатов. Анекдоты»: все приличные люди уже спились

13 сентября «Красный факел» открыл свой 95-й сезон постановкой «Довлатов. Анекдоты».

Последние премьеры этого театра как-то не вдохновляли. В общем и целом спектакли были неплохие, — просто не в моем вкусе. Не всем дано, увы и ах, восторгаться нуарной эстетикой «KILL» с окровавленными крестами в фойе и проникнуть в глубину художественного замысла «Укрощения строптивой» с розовым презервативом на голове главного героя. Но питерский режиссер Дмитрий Егоров, известный новосибирцам по сценической адаптации Салтыкова-Щедрина в «Истории города Глупова», отошел от уже типичного для «Красного факела» эпатажа. Его новая работа — «Довлатов. Анекдоты» — простая (в хорошем смысле слова) трагикомедия про эмигрантов-семидесятников, которые как могли боролись с абсурдом советского периода. Лично я готова пересмотреть эту историю еще пару раз.

Информация о том, что в спектакле три действия, поначалу не порадовала. Удовольствие от кусочка торта всегда больше, чем от торта, проглоченного целиком. Но Егоров замирает в полушаге от тягомотины: четыре часа по ощущениям ужимаются до пары.

Литературная основа постановки — рассказы Сергея Довлатова, писателя, журналиста, интеллигента, диссидента 70-х годов и алкоголика. Последнее — неумолимое следствие из предыдущего. «Мне 45 лет. Все приличные люди уже или застрелились, или на худой конец спились», — рассуждает он. Характерные черты Довлатова перекочевали к главному действующему лицу «Анекдотов» — литератору Долматову. Девичий кумир Павел Поляков смотрится в его образе так органично, что можно не только простить ему предыдущие роли на любителя, но и выдать аванс зрительской симпатии на будущее. Хотя меня гораздо сильнее зацепило перевоплощение Олега Майбороды — из зэка в Ленина для тюремного спектакля о торжестве революции, из Ленина в фотографа-функционера и обратно.

В скупых декорациях рождается советский мир заменяемых — людей, вещей, стран. Артисты, как кубики лего, складывают разные комбинации — эпизоды из жизни Долматова. Он дружит с Бродским, разводится, а потом снова сходится с женой, творит «ура-патриотические» тексты в Эстонии (некоторые труженики современных ведомственных газет узнают и родной стиль, и обстановку), до тех пор, пока его рукописи не изымают при обыске, потом устраивается конвоиром на зону. «Не зона, а дом культуры!» — доносится со сцены.

Сначала смешно, потом грустно. Особенно когда голос «за кадром» говорит, что выражать свои эмоции героям мешает запрет на мат в общественном месте. Сразу понимаешь, что «Свобода» — это преимущественно радио и тогда, и теперь, а за границей тебя, как и Долматова, никто не ждет. Не ждали семидесятников и на Родине. В лучшем случае забудут, в худшем — посадят. Даже воображаемый друг Пушкин, с которым можно по-хармсовски выпить водки или подудеть на саксофоне, Долматова не спасает. Ближе к финалу открывается, что под плащом Пушкина прячется такой же эмигрант. А все, что остается, — песня c не прошедшими цензуру словами. Слушаем и подпеваем: «Жаль, подмога не пришла, подкрепленье не прислали. Вот обычные дела. Нас с тобою пи-пи-пи (обманули. — А.Н.)».

Анна Наумцева, НГС.АФИША

Другие публикации

День театра в Новосибирске: Полуночный актерский марафон, выставка, премьеры и экскурсии

Новосибирские театры готовятся отметить профессиональный праздник. В честь Всемирного дня театра драматические и музыкальные труппы города запустят проекты, которые позволят разделить ежегодное событие не только с коллегами, но и со зрителями — ценителями, любителями и знатоками сценического искусства. В афишах заявлены премьеры спектаклей, актерские марафоны, квизы, концерты, экскурсии по закулисью и исторические выставки.

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

Что за прелесть эти сплетни

Петербургский режиссер Роман Кочержевский показал, что природа человека со времен английского классика комедии нравов Ричарда Шеридана не изменилась.

Яна Колесинская, Инфопро54

Пермский Театр-Театр сыграет в Новосибирске школьный мюзикл, драму по классике и почти античную трагедию

В Новосибирск в рамках межрегионального направления федеральной программы «Большие гастроли» приезжает один из самых известных региональных театров. С 1 по 6 апреля на сцене «Красного факела» представит свои спектакли Пермский академический Театр-Театр. Хорошо знакомый сибирской публике коллектив сыграет young adult мюзикл «Удачи, Марк!», драму самоидентификации по роману Ивана Тургенева «Отцы/Дети» и сложноустроенный трагический спектакль по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика «Мороз».

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

«Школа злословия» в театре «Красный факел»: прыжок в глубину веков и человеческих пороков

Вывести на сцену в XXI веке комедию нравов «Школа злословия», написанную и поставленную в 1777 году британским драматургом Ричардом Бринсли Шериданом, было вызовом, сродни прыжку в пропасть с тарзанки: сложно, рискованно, но интересно.

Ольга Рахманчук, Культура Новосибирска

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19