Алексей Межов: «В театр привели двойки по математике и... Лев Толстой»

— Алексей, это ваш первый сезон в труппе театра «Красный факел». Расскажите, почему решили переехать из Барнаула в Новосибирск, почему выбрали именно «Красный факел» или это театр выбрал вас?

— До «Красного факела» я служил в Молодежном театре Алтая имени В.С. Золотухина. Но чуть больше года назад там начались перемены. Я понял, что эпоха, которая была мне дорога, заканчивается, и находиться в этом новом театре мне будет тяжело. Правда, куда идти — непонятно. И в этот момент я абсолютно внезапно решил поехать в Новосибирск, посмотреть спектакль «Торжество любви» в «Глобусе». Причем, денег на дорогу не было — занял у режиссера Мити Егорова. А он мне и говорит: «Хочешь, я тебе организую встречу с директором и главным режиссером „Красного факела“?». Я отказался: мол, страшно, да и театр очень уж крутой — не для меня. А потом передумал: попытка — не пытка.

Познакомился с Александром Прокопьевичем и Тимофеем Александровичем Кулябиными, они попросили выслать видео со спектаклей, сказали, что посмотрят и примут решение. И какое-то время спустя я узнал, что меня берут.

— И теперь зрители могут увидеть вас сразу в нескольких премьерах сезона — спектаклях «Довлатов. Анекдоты», «Декамерон», «Женщина, которая вышла замуж за индюка», а также в «Разговорах» независимого театрального объединения «Ангел Копуста». Есть среди них постановка, которая особенно близка, дорога?

— Наверное, все же «Довлатов. Анекдоты». Это мой первый спектакль в театре «Красный факел». К тому же, поставил его Митя Егоров, а его я называю своей первой театральной любовью. Потому что именно с Мити все началось.

Вообще у Егорова я играл в семи спектаклях. И дебютным был «Прекрасное далеко», я тогда еще на первом курсе учился. Навсегда запомнил атмосферу на репетициях — очень теплая была.

— На первом курсе вы еще и в «Ревизоре» сыграли...

— Да, с Валерием Сергеевичем Золотухиным. Как раз «Ревизор» был моей самой первой работой. Помню, сижу, ем шоколадку, заходит мастер и говорит: «Леша, иди сюда, сейчас я аппетит тебе испорчу. Будешь играть Мишку».

На первой репетиции меня так трясло, что не мог ответить на самые простые вопросы! Потом с Валерием Сергеевичем играл еще в одном спектакле — «С любимыми не расставайтесь».

Как-то спросил у него: думал ли он когда-нибудь о том, чтобы уйти из театра? Дело в том, что меня такие мысли посещают часто: когда что-то не получается, думаю — зачем позориться и напрасно утруждать зрителя? И Валерий Сергеевич рассказал мне такую историю. Когда с режиссером Анатолием Эфросом он репетировал «Мизантропа», роль не получалась. В какой-то момент Золотухин написал заявление об уходе из театра. Анатолий Васильевич догнал его в коридоре театра и сказал: «Валера, ты просто трус! Сегодня я отпускаю тебя с репетиции, а завтра давай приходи».

Валерий Сергеевич всегда умел поддержать, многому у него можно было научиться. Но тогда — на первом курсе — мы еще ничего не понимали. Да и вообще о театре ничего не знали — многие приехали из деревень. Был случай, идет по коридору академии какой-то мужчина и говорит: «Здравствуйте! Вы почему со мной не здороваетесь? Я — Валерий Золотухин»! На самом деле, это был ректор академии. Но мы были настолько очарованы тем, что куратор нашего курса Золотухин — человек-легенда, что на полном серьезе стали приветствовать: «Здравствуйте, Валерий Сергеевич»! Естественно, когда пришел настоящий Золотухин, никто не обратил на него внимания!

— Как так ничего не знали о театре? А почему же тогда решили поступать в Алтайскую государственную академию культуры и искусств?

— Вообще я хотел стать президентом России. Под копирку рисовал карту со схемой заводов, сетью железных дорог, усиленно изучал историю и географию и после окончания школы собирался поступать на исторический или юридический факультет. К тому же, по математике у меня были двойки, поэтому в технические вузы дорога мне была закрыта. А в десятом классе мы с другом решили погадать: это было популярно — вызывать духов и задавать вопросы.

Вызвали мы дух Льва Николаевича Толстого. Спросили его, конечно, о девочках — что еще интересует мальчиков-подростков, а потом решили поинтересоваться — кем мы станем. И Лев Николаевич ответил: «Режиссерами».

На следующий день я подошел к маме и спрашиваю: «А что надо делать, чтобы режиссером стать»? Она говорит: «Это в театральный поступать надо». Мама моя в свое время была актрисой любительского театра, в 1983 году их труппа даже ездила с гастролями в Японию — это одно из ее ярких студенческих воспоминаний. Взглянула она на меня своим «опытным» взглядом и ни актера, ни режиссера во мне не увидела. Тем не менее мы стали думать, куда же мне поступать. Сам я из Красноярского края, но в Красноярске, как сказала мама, было только платное обучение, поэтому стали искать дальше. Новосибирск не рассматривали — мама посчитала, что для меня это сильно круто. Решили ехать в Барнаул.

О том, что курс там набирает Валерий Золотухин, я не знал. Был выбор — поступать на актерское или режиссерское, и я почему-то выбрал актерское.

— Помните свое вступительное испытание? Мне почему-то сразу представляется Ирина Муравьева в фильме «Карнавал», где она заходит и говорит: «Садитесь, я вам рад!»...

— Вступительные экзамены шли в два дня. И на второй день как раз приехал Валерий Сергеевич Золотухин. Мне нужно было исполнить песню и танец. Фото, где я пою, кстати, сохранились до сих пор. А станцевать меня попросили танго. Это была агония смерти! (смеётся — прим.авт.). Я пытался страсть изобразить, а всем было смешно.

В итоге я поступил, хотя и мама в меня не верила, и самому мне казалось, что провалю экзамены.

— Теперь мама поверила?

— Конечно, теперь я — гордость семьи!

«Интересно играть потерянного человека, лишнего»

— Получается, что Лев Николаевич ошибся? Или делать такие выводы преждевременно — может, еще и станете режиссером?

— Не то чтобы ошибся... Вообще-то, однажды я выступал в качестве режиссера. Когда Митя Егоров еще сотрудничал с барнаульским Молодежным театром Алтая, он устраивал читки. Каждый актер брал пьесу современного автора — я взял «Наташину мечту» Ярославы Пулинович — и вместе с сокурсниками делал читку. Зрители выбирали, какую пьесу дорабатывать до спектакля. И выбор их пал на «Наташину мечту» — спектакль был поставлен на Камерной сцене МТА. Конечно, Митя помогал, очень много помогал. Но на программке было написано: «Режиссер — Алексей Межов».

На самом деле, знаю, что я не режиссер. Режиссеры — это совсем другие люди, они всегда на один шаг должны быть быстрее актера.

— А когда вы окончательно решили, что станете актером, о какой роли мечтали?

— Я всегда боюсь отвечать на этот вопрос. Вот скажу, дадут мне эту роль, а я не справлюсь. Или скажу, а будет распределение, и эта роль достанется не мне...

Для меня вообще важна не столько роль, сколько тема, которую тащишь. Мне всегда интересно играть тему потерянного человека, маленького, лишнего...

— Тогда понятно, почему роль Харальда-зайца в спектакле «Женщина, которая вышла замуж за индюка», будто специально для вас написана!

— С Харальдом мне было сложно. Потому что есть такая штука как ответственность: играя в «Красном факеле», нельзя упасть в грязь лицом!

Спектакль «Довлатов. Анекдоты» ставил Митя Егоров — мы с ним уже работали, и если он говорит «а», я отвечаю — «б». В «Декамероне» у меня совсем небольшой объем. В «Разговорах» режиссер Константин Колесник сразу предупредил: «Поначалу вы многого не поймете. Просто верьте мне». А

в «Женщине, которая вышла замуж за индюка» нужно было сыграть что-то серьезное, обдуманное. Получилось или нет — не знаю. Вышло, как вышло.

— Весь нынешний репертуар «Красного факела» уже посмотрели?

— Да. Когда только пришел в «Красный факел», сразу поставил перед собой задачу — посмотреть все. Мне это было нужно для того, чтобы понимать, на какой я планете очутился. А в других новосибирских театрах пока посмотрел мало.

— В свободное время чем любите заниматься?

— В школе смешно было — понравится девочка, иду в кружок, в котором она занимается. Понравится другая — иду в другой (смеётся-прим.авт.). А вообще, я читать люблю.

Помню, в детстве, когда гас свет, мы зажигали свечи, и читали всей семьей. Моя мама — учитель русского языка и литературы, поэтому хороших книг всегда было много. Очень любили читать Виктора Астафьева. И, кстати, мне даже посчастливилось побывать у него в гостях! Одно время мама работала заместителем директора училища по учебно-воспитательной работе, и как-то организовывала встречу с Виктором Петровичем. После этого он пригласил маму к себе, в Овсянку, она, конечно, взяла меня с собой.

— Ничего себе у вас знакомства! Повезло...

— И с наставниками повезло. Геннадий Васильевич Старков, Валерий Сергеевич Золотухин, Вячеслав Всеволодович Кокорин, Митя Егоров... Мне посчастливилось учиться у этих людей. А в Новосибирске я нашел еще одну театральную любовь — это режиссер Тимофей Александрович Кулябин.

Досье

Алексей Сергеевич Межов

Выпускник Алтайской государственной академии культуры и искусств (2010 г.). Окончил актерский курс под кураторством народного артиста РФ Валерия Сергеевича Золотухина, руководитель курса — доцент кафедры режиссуры АлтГАКИ Геннадий Старков.

В 2010-2014 годах артист Молодежного театра Алтая (г. Барнаул).В спектаклях Молодежного театра Алтая начал играть будучи студентом — на первом курсе сыграл одну из центральных ролей (ангел Вася) в спектакле по пьесе Д. Привалова «Прекрасное Далёко» в постановке Д. Егорова. Спектакль участвовал в международных фестивалях, на фестивале «Радуга» (г. Санкт-Петербург) актерский дуэт Алексей Межов — Владимир Хворонов получил диплом «За удачный дебют».

Также в МТА исполнял роли:
  • Васконян — «Прощание славянки» по роману В. Астафьева «Прокляты и убиты», реж. Д. Егоров;
  • Мишка, с 2011 года Хлестаков — «Ревизор» Н. Гоголя, реж. А. Черпин;
  • Олег Савин — «В поисках радости» В. Розова, реж. Ю. Ардашев;
  • Третий пингвин — «У ковчега в восемь» У. Хуба, реж. Д. Егоров;
  • Яшка — «Бумбараш» В. Дашкевича, Ю.Кима, реж. В. Кокорин;
  • Незнайка — «Незнайка и его друзья» Н. Носова, реж. И. Астафьева;
  • Второй чиновник — «Шинель» Н. Гоголя, реж. М. Астафьев;
  • Шут — «Бременские музыканты» Г. Гладкова, Ю. Энтина, В. Ливанова, реж. В. Кокорин;
  • Валера, монтер — «С любимыми не расставайтесь» А. Володина, реж. Д.Егоров;
  • Тишка — «Банкрот» А.Островского, реж. А. Рязанцев;
  • Капитон — «Золоченые лбы» Б. Шергина, реж. А. Безъязыков;
  • Богатырь и другие роли — «Поток», реж. Д. Егоров;
  • Лис — «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери, реж. Д Егоров.
  • Поставил спектакль «Наташина мечта» по пьесе Я. Пулинович на Камерной сцене Молодежного театра Алтая.

В труппе театра «Красный факел» с 2014 года.

Занят в спектаклях: «Довлатов. Анекдоты», «Декамерон», «Женщина, которая вышла замуж за индюка». А также — в постановке Константина Колесника «Разговоры» независимого театрального объединения «Ангел Копуста».

Татьяна Бушмкина, Журнал «Мироман»

Другие публикации

День театра в Новосибирске: Полуночный актерский марафон, выставка, премьеры и экскурсии

Новосибирские театры готовятся отметить профессиональный праздник. В честь Всемирного дня театра драматические и музыкальные труппы города запустят проекты, которые позволят разделить ежегодное событие не только с коллегами, но и со зрителями — ценителями, любителями и знатоками сценического искусства. В афишах заявлены премьеры спектаклей, актерские марафоны, квизы, концерты, экскурсии по закулисью и исторические выставки.

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

Что за прелесть эти сплетни

Петербургский режиссер Роман Кочержевский показал, что природа человека со времен английского классика комедии нравов Ричарда Шеридана не изменилась.

Яна Колесинская, Инфопро54

Пермский Театр-Театр сыграет в Новосибирске школьный мюзикл, драму по классике и почти античную трагедию

В Новосибирск в рамках межрегионального направления федеральной программы «Большие гастроли» приезжает один из самых известных региональных театров. С 1 по 6 апреля на сцене «Красного факела» представит свои спектакли Пермский академический Театр-Театр. Хорошо знакомый сибирской публике коллектив сыграет young adult мюзикл «Удачи, Марк!», драму самоидентификации по роману Ивана Тургенева «Отцы/Дети» и сложноустроенный трагический спектакль по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика «Мороз».

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

«Школа злословия» в театре «Красный факел»: прыжок в глубину веков и человеческих пороков

Вывести на сцену в XXI веке комедию нравов «Школа злословия», написанную и поставленную в 1777 году британским драматургом Ричардом Бринсли Шериданом, было вызовом, сродни прыжку в пропасть с тарзанки: сложно, рискованно, но интересно.

Ольга Рахманчук, Культура Новосибирска

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19