Алексей Межов: «В театр привели двойки по математике и... Лев Толстой»
— Алексей, это ваш первый сезон в труппе театра «Красный факел». Расскажите, почему решили переехать из Барнаула в Новосибирск, почему выбрали именно «Красный факел» или это театр выбрал вас?
— До «Красного факела» я служил в Молодежном театре Алтая имени В.С. Золотухина. Но чуть больше года назад там начались перемены. Я понял, что эпоха, которая была мне дорога, заканчивается, и находиться в этом новом театре мне будет тяжело. Правда, куда идти — непонятно. И в этот момент я абсолютно внезапно решил поехать в Новосибирск, посмотреть спектакль «Торжество любви» в «Глобусе». Причем, денег на дорогу не было — занял у режиссера Мити Егорова. А он мне и говорит: «Хочешь, я тебе организую встречу с директором и главным режиссером „Красного факела“?». Я отказался: мол, страшно, да и театр очень уж крутой — не для меня. А потом передумал: попытка — не пытка.
Познакомился с Александром Прокопьевичем и Тимофеем Александровичем Кулябиными, они попросили выслать видео со спектаклей, сказали, что посмотрят и примут решение. И какое-то время спустя я узнал, что меня берут.
— И теперь зрители могут увидеть вас сразу в нескольких премьерах сезона — спектаклях «Довлатов. Анекдоты», «Декамерон», «Женщина, которая вышла замуж за индюка», а также в «Разговорах» независимого театрального объединения «Ангел Копуста». Есть среди них постановка, которая особенно близка, дорога?
— Наверное, все же «Довлатов. Анекдоты». Это мой первый спектакль в театре «Красный факел». К тому же, поставил его Митя Егоров, а его я называю своей первой театральной любовью. Потому что именно с Мити все началось.
Вообще у Егорова я играл в семи спектаклях. И дебютным был «Прекрасное далеко», я тогда еще на первом курсе учился. Навсегда запомнил атмосферу на репетициях — очень теплая была.
— На первом курсе вы еще и в «Ревизоре» сыграли...
— Да, с Валерием Сергеевичем Золотухиным. Как раз «Ревизор» был моей самой первой работой. Помню, сижу, ем шоколадку, заходит мастер и говорит: «Леша, иди сюда, сейчас я аппетит тебе испорчу. Будешь играть Мишку».
На первой репетиции меня так трясло, что не мог ответить на самые простые вопросы! Потом с Валерием Сергеевичем играл еще в одном спектакле — «С любимыми не расставайтесь».
Как-то спросил у него: думал ли он когда-нибудь о том, чтобы уйти из театра? Дело в том, что меня такие мысли посещают часто: когда что-то не получается, думаю — зачем позориться и напрасно утруждать зрителя? И Валерий Сергеевич рассказал мне такую историю. Когда с режиссером Анатолием Эфросом он репетировал «Мизантропа», роль не получалась. В какой-то момент Золотухин написал заявление об уходе из театра. Анатолий Васильевич догнал его в коридоре театра и сказал: «Валера, ты просто трус! Сегодня я отпускаю тебя с репетиции, а завтра давай приходи».
Валерий Сергеевич всегда умел поддержать, многому у него можно было научиться. Но тогда — на первом курсе — мы еще ничего не понимали. Да и вообще о театре ничего не знали — многие приехали из деревень. Был случай, идет по коридору академии какой-то мужчина и говорит: «Здравствуйте! Вы почему со мной не здороваетесь? Я — Валерий Золотухин»! На самом деле, это был ректор академии. Но мы были настолько очарованы тем, что куратор нашего курса Золотухин — человек-легенда, что на полном серьезе стали приветствовать: «Здравствуйте, Валерий Сергеевич»! Естественно, когда пришел настоящий Золотухин, никто не обратил на него внимания!
— Как так ничего не знали о театре? А почему же тогда решили поступать в Алтайскую государственную академию культуры и искусств?
— Вообще я хотел стать президентом России. Под копирку рисовал карту со схемой заводов, сетью железных дорог, усиленно изучал историю и географию и после окончания школы собирался поступать на исторический или юридический факультет. К тому же, по математике у меня были двойки, поэтому в технические вузы дорога мне была закрыта. А в десятом классе мы с другом решили погадать: это было популярно — вызывать духов и задавать вопросы.
Вызвали мы дух Льва Николаевича Толстого. Спросили его, конечно, о девочках — что еще интересует мальчиков-подростков, а потом решили поинтересоваться — кем мы станем. И Лев Николаевич ответил: «Режиссерами».
На следующий день я подошел к маме и спрашиваю: «А что надо делать, чтобы режиссером стать»? Она говорит: «Это в театральный поступать надо». Мама моя в свое время была актрисой любительского театра, в 1983 году их труппа даже ездила с гастролями в Японию — это одно из ее ярких студенческих воспоминаний. Взглянула она на меня своим «опытным» взглядом и ни актера, ни режиссера во мне не увидела. Тем не менее мы стали думать, куда же мне поступать. Сам я из Красноярского края, но в Красноярске, как сказала мама, было только платное обучение, поэтому стали искать дальше. Новосибирск не рассматривали — мама посчитала, что для меня это сильно круто. Решили ехать в Барнаул.
О том, что курс там набирает Валерий Золотухин, я не знал. Был выбор — поступать на актерское или режиссерское, и я почему-то выбрал актерское.
— Помните свое вступительное испытание? Мне почему-то сразу представляется Ирина Муравьева в фильме «Карнавал», где она заходит и говорит: «Садитесь, я вам рад!»...
— Вступительные экзамены шли в два дня. И на второй день как раз приехал Валерий Сергеевич Золотухин. Мне нужно было исполнить песню и танец. Фото, где я пою, кстати, сохранились до сих пор. А станцевать меня попросили танго. Это была агония смерти! (смеётся — прим.авт.). Я пытался страсть изобразить, а всем было смешно.
В итоге я поступил, хотя и мама в меня не верила, и самому мне казалось, что провалю экзамены.
— Теперь мама поверила?
— Конечно, теперь я — гордость семьи!
«Интересно играть потерянного человека, лишнего»
— Получается, что Лев Николаевич ошибся? Или делать такие выводы преждевременно — может, еще и станете режиссером?
— Не то чтобы ошибся... Вообще-то, однажды я выступал в качестве режиссера. Когда Митя Егоров еще сотрудничал с барнаульским Молодежным театром Алтая, он устраивал читки. Каждый актер брал пьесу современного автора — я взял «Наташину мечту» Ярославы Пулинович — и вместе с сокурсниками делал читку. Зрители выбирали, какую пьесу дорабатывать до спектакля. И выбор их пал на «Наташину мечту» — спектакль был поставлен на Камерной сцене МТА. Конечно, Митя помогал, очень много помогал. Но на программке было написано: «Режиссер — Алексей Межов».
На самом деле, знаю, что я не режиссер. Режиссеры — это совсем другие люди, они всегда на один шаг должны быть быстрее актера.
— А когда вы окончательно решили, что станете актером, о какой роли мечтали?
— Я всегда боюсь отвечать на этот вопрос. Вот скажу, дадут мне эту роль, а я не справлюсь. Или скажу, а будет распределение, и эта роль достанется не мне...
Для меня вообще важна не столько роль, сколько тема, которую тащишь. Мне всегда интересно играть тему потерянного человека, маленького, лишнего...
— Тогда понятно, почему роль Харальда-зайца в спектакле «Женщина, которая вышла замуж за индюка», будто специально для вас написана!
— С Харальдом мне было сложно. Потому что есть такая штука как ответственность: играя в «Красном факеле», нельзя упасть в грязь лицом!
Спектакль «Довлатов. Анекдоты» ставил Митя Егоров — мы с ним уже работали, и если он говорит «а», я отвечаю — «б». В «Декамероне» у меня совсем небольшой объем. В «Разговорах» режиссер Константин Колесник сразу предупредил: «Поначалу вы многого не поймете. Просто верьте мне». А
в «Женщине, которая вышла замуж за индюка» нужно было сыграть что-то серьезное, обдуманное. Получилось или нет — не знаю. Вышло, как вышло.
— Весь нынешний репертуар «Красного факела» уже посмотрели?
— Да. Когда только пришел в «Красный факел», сразу поставил перед собой задачу — посмотреть все. Мне это было нужно для того, чтобы понимать, на какой я планете очутился. А в других новосибирских театрах пока посмотрел мало.
— В свободное время чем любите заниматься?
— В школе смешно было — понравится девочка, иду в кружок, в котором она занимается. Понравится другая — иду в другой (смеётся-прим.авт.). А вообще, я читать люблю.
Помню, в детстве, когда гас свет, мы зажигали свечи, и читали всей семьей. Моя мама — учитель русского языка и литературы, поэтому хороших книг всегда было много. Очень любили читать Виктора Астафьева. И, кстати, мне даже посчастливилось побывать у него в гостях! Одно время мама работала заместителем директора училища по учебно-воспитательной работе, и как-то организовывала встречу с Виктором Петровичем. После этого он пригласил маму к себе, в Овсянку, она, конечно, взяла меня с собой.
— Ничего себе у вас знакомства! Повезло...
— И с наставниками повезло. Геннадий Васильевич Старков, Валерий Сергеевич Золотухин, Вячеслав Всеволодович Кокорин, Митя Егоров... Мне посчастливилось учиться у этих людей. А в Новосибирске я нашел еще одну театральную любовь — это режиссер Тимофей Александрович Кулябин.
Досье
Алексей Сергеевич Межов
Выпускник Алтайской государственной академии культуры и искусств (2010 г.). Окончил актерский курс под кураторством народного артиста РФ Валерия Сергеевича Золотухина, руководитель курса — доцент кафедры режиссуры АлтГАКИ Геннадий Старков.
В
- Васконян — «Прощание славянки» по роману В. Астафьева «Прокляты и убиты», реж. Д. Егоров;
- Мишка, с 2011 года Хлестаков — «Ревизор» Н. Гоголя, реж. А. Черпин;
- Олег Савин — «В поисках радости» В. Розова, реж. Ю. Ардашев;
- Третий пингвин — «У ковчега в восемь» У. Хуба, реж. Д. Егоров;
- Яшка — «Бумбараш» В. Дашкевича, Ю.Кима, реж. В. Кокорин;
- Незнайка — «Незнайка и его друзья» Н. Носова, реж. И. Астафьева;
- Второй чиновник — «Шинель» Н. Гоголя, реж. М. Астафьев;
- Шут — «Бременские музыканты» Г. Гладкова, Ю. Энтина, В. Ливанова, реж. В. Кокорин;
- Валера, монтер — «С любимыми не расставайтесь» А. Володина, реж. Д.Егоров;
- Тишка — «Банкрот» А.Островского, реж. А. Рязанцев;
- Капитон — «Золоченые лбы» Б. Шергина, реж. А. Безъязыков;
- Богатырь и другие роли — «Поток», реж. Д. Егоров;
- Лис — «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери, реж. Д Егоров.
- Поставил спектакль «Наташина мечта» по пьесе Я. Пулинович на Камерной сцене Молодежного театра Алтая.
В труппе театра «Красный факел» с 2014 года.
Занят в спектаклях: «Довлатов. Анекдоты», «Декамерон», «Женщина, которая вышла замуж за индюка». А также — в постановке Константина Колесника «Разговоры» независимого театрального объединения «Ангел Копуста».