ОНЕГИН THE END

В зале еще не потушен свет, и вот начинает звучать знакомая увертюра Петра Ильича Чайковского из оперы «Евгений Онегин». На сцене действую молодые люди: отлажено расставляют на сцене реквизит (многочисленные стулья и другую мебель, которая еще совсем недавно была хаотично разбросана по сцене). Но вот сцена прибрана, свет в зале потушен и воцаряется тишина.

Мы видим Онегина, лежащего в постели и абсолютную тишину в зале разрушают стоны любви, затем Онегин одевается, принимает пищу — белое вино, черную икру — и отправляется на бал.

Бал представляет из себя изображение условного светского общества: одинаково одетые люди, скучно двигающиеся под страстную музыку танго. Но вот бал закончен, Онегин вновь отправляется в свою кровать.

Вся это схема существования молодого человека по имени Евгений Онегин будет показана нам еще дважды... И все это наскучило нашему герою, ему хочется не схемы существования, не обыденности, а живой жизни и вот он отправляется в деревню. Дядя, который как мы помним, был честных правил, из этой истории вырезан, как будто его и не было вовсе.

Однако деревня, которая могла подарить ему веселье, не приносит радость. Да и может ли она принести радость, если место существования героя, место действия спектакля — это некий вакуум, очищенный от всего лишнего? Все герои находятся в серой коробке, отдаленно напоминающей кинопавильон. Несмотря на то, что Онегин переезжает в деревню ни чего не меняется, конечно на сцене появляется сено, а у стола Онегина появляется шкура волка, но по сути, это все тот же серый кинопавильон, вакуум, где даже найденные пластинки звучат на один и тот же лад, звучат музыкой танго, символом петербургской жизни.

Серость кинопавильона, вакуума взрывает появление Ленского.

Ленский — молодой поэт, который появляется под зажигательную современную музыку в облаке мельной (а может быть и кокаиновой, кто их творческих личностей разберет) пыли. Главный атрибут Ленского — это кусок мела, знак поэтического дара. А первое знакомство Онегина и Ленского превращается в поэтическую игру подбора рифм, где мы можем увидеть, что Онегин не наделен поэтическим даром, в отличии от Ленского.

Не менее ярко представлена нам Ольга, настоящая современная красавица, появляющаяся на сцене по всем требованиям современной звезды или модели: развевающиеся на ветру волосы, толпа поклонников и фотокамер. В такую девушку практически невозможно не влюбиться...

Однако нашего Онегина она интересует лишь до ее появления на сцене, в тот момент, когда он видит ее на фотоснимках, которые демонстрирует ему Ленский. В доме Лариных же его больше увлекает Татьяна. Да-да, та самая Татьяна, которая «Как лань лесная боязлива...». И то ли от боязливости, то ли от инаковости она старается держаться подальше от этого общества, влюбленного в Ольгу, и, возможно, еще этим привлекает Евгения, привлекает так, что он даже решается покурить с ней, пока все другие заняты Ольгой.

И вот наступает одна из главных сцен спектакля — письмо Татьяны к Онегину. Написания письма, показано в спектакле как агония Татьяны, как сумасшествие. Татьяна буквально кидается на стены, как бесноватая, переворачивает мебель, а в конце переворачивает стол и ложиться внутрь его, как в хрустальный гроб. Татьяна подписывает себе приговор, понимает к чему приведет это письмо, но она уже не в силах справиться со своей агонией, имя которой любовь. И даже вода, которой она поливает в себя в самом конце сцены, не останавливает ее, она приносит Онегину свое длинное письмо в стихах.

Этим письмом Татьяна действительно убивает себя, она раскрывает все карты перед Онегиным и становится понятна ему, а значит и неинтересна. И буквально в следующей сцене, на именинах Татьяны, Онегин уже будет развлекаться с Ольгой, доводя Ленского до ярости.

Вот мы снова в доме Лариных. За столом собралось много гостей и все поздравляют Татьяну, поздравляют дурацкими стихами, которые, кажется, взяты из какой-то одной из миллиона книжек поздравлений. Поздравления разные, но смысл их один, все желают Татьяне любви! И вот на празднике появляется Онегин и практически сразу пускается в страстный танец с Ольгой. Танец заходит далеко, танцующие даже залазят на стол, только именно этот стол и станет потом камнем преткновения: когда танец будет закончен, Онегин так и оставит Ольгу на столе, а дальше делай что хочешь, милая Оля, хочешь стой на этом столе, хочешь прыгай с него и каблуки ломай... Вот такой он Онегин наших дней...

Во втором акте на сцене появляется еще одна яркая личность — Зарецкий. И если в первом акте мы могли видеть поп-певицу или модель, то Зарецкий — явно рок-звезда. Об этом нам говорит его внешний вид и его манера обращения с микрофоном.

Второй акт начинается с приготовлений к дуэли, в исходе которой виноват, конечно, Зарецкий. Это он, Зарецкий, подталкивает Ленского к дуэли, это он убеждает Онегина стрелять. А Онегин во время дуэли все делает нерешительно, как бы оттягивая ее исход. Боится? Да нет, скорее не хочет этого делать... Он же делает все, что бы развалить эту дуэль, даже в секунданты приглашает почти прохожего, своего слугу, оказавшегося, волей случая рядом... Но, вот уж выстрел прогремел, особо впечатлительные особы вскрикивают, а Ленский лежит убитым...

Смерть можно воспринимать по-разному. Кто-то еще долго будет переживать и пытаться оставить любой кусочек, любую мелочь связанную с человеком, а кто-то, как Зарецкий, попытается сразу перелистнуть страницу, пойти дальше. После убийства Ленского на сцене начинает звучать песня Мадонны Jump и под эту песню актеры во главе с Зарецким, начинают очищать стены от всех упоминаний о Ленском, и этому сопротивляется лишь Онегин.

И вот уже Татьяна в кабинете Онегина. Она подробно рассматривает все детали кабинета, листает его книги, натыкается на видео-дневник Онегина, который решает посмотреть. И вот в поэтический текст, который до этого момента звучал со сцены из уст героев и из уст закадрового рассказчика, врывается проза. И мы вновь понимаем, что Онегин другой, он не похож на романтичную, начитавшуюся романов Татьяну, на поэта Ленского, он другой, поэтому и говорит он иначе.

Этот видео-дневник видим и мы. Он смеется над Татьяной и ее романтическими порывами, Ленского называет местным поэтом, пишущим дрянь, а не стихи. Помимо этого в видео-дневнике мы видим и слышим рассуждения Онегина о жизни, о людях, о любви, о facebookе...

Все, мечты Татьяны разрушены, наконец, и она, как ей кажется, поняла Онегина. Поняла, что за его наружностью, пустота, вакуум...

Ну а теперь Татьяне остается лишь отправится в Москву...

В столице же все без изменений. Все те же балы, все та жа жизнь!

И вот уже Татьяна подобно Онегину в начале спектакля одевается, собирается на бал и так же как некогда сам Евгений отрешенно танцует на балу.

Онегин же в финале спектакля убивает свой образ, занимается самоуничтожением, развевает свой макет, символ строительным феном. И мы понимаем, что финал этой истории — смерть, смерть Онегина, которого так до конца никто и не понял, возможно, даже зрители, которые видели несколько больше чем Татьяна, смерть Татьяны, вступившей на дорогу Онегина.

Илья Губин, ИНТЕРНЕТ-ГАЗЕТА "LOGOS"

Другие публикации

День театра в Новосибирске: Полуночный актерский марафон, выставка, премьеры и экскурсии

Новосибирские театры готовятся отметить профессиональный праздник. В честь Всемирного дня театра драматические и музыкальные труппы города запустят проекты, которые позволят разделить ежегодное событие не только с коллегами, но и со зрителями — ценителями, любителями и знатоками сценического искусства. В афишах заявлены премьеры спектаклей, актерские марафоны, квизы, концерты, экскурсии по закулисью и исторические выставки.

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

Что за прелесть эти сплетни

Петербургский режиссер Роман Кочержевский показал, что природа человека со времен английского классика комедии нравов Ричарда Шеридана не изменилась.

Яна Колесинская, Инфопро54

Пермский Театр-Театр сыграет в Новосибирске школьный мюзикл, драму по классике и почти античную трагедию

В Новосибирск в рамках межрегионального направления федеральной программы «Большие гастроли» приезжает один из самых известных региональных театров. С 1 по 6 апреля на сцене «Красного факела» представит свои спектакли Пермский академический Театр-Театр. Хорошо знакомый сибирской публике коллектив сыграет young adult мюзикл «Удачи, Марк!», драму самоидентификации по роману Ивана Тургенева «Отцы/Дети» и сложноустроенный трагический спектакль по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика «Мороз».

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

«Школа злословия» в театре «Красный факел»: прыжок в глубину веков и человеческих пороков

Вывести на сцену в XXI веке комедию нравов «Школа злословия», написанную и поставленную в 1777 году британским драматургом Ричардом Бринсли Шериданом, было вызовом, сродни прыжку в пропасть с тарзанки: сложно, рискованно, но интересно.

Ольга Рахманчук, Культура Новосибирска

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19