В «Красном факеле» показали премьеру «Укрощение строптивой»

Шекспир... Как много, согласитесь, в этом звуке! Для поклонников творчества великого британца этот год — настоящий подарок, потому что ему, абсолютному классику театральной литературы, исполняется 450 лет. А значит, многие театры обратятся к его бессмертным творениям.

Первая шекспировская ласточка этого года в Новосибирске — спектакль «Укрощение строптивой» в «Красном факеле». Странный, неоднозначный, неожиданный и.... Впрочем, обо всем по порядку.

Мне удалось посетить премьеру в последний из показов, 2 февраля. Мои знакомые получили удовольствие раньше, поэтому я была в курсе, что спектакль «опять в этом жутком современном стиле», что «театр умирает, а все вокруг хохочут», ну и конечно, хрестоматийное «прочь руки от Шекспира!». Поэтому, не скрою, в один из лучших театров Новосибирска я шла с опаской — разочарования всегда неприятны.

...И вот открылся занавес. Помойка, бомж с изысканным английским именем Кристофер Слай, но с подозрительно русскими манерами и до боли знакомой авоськой со звенящими бутылками. На помойке появляется лимузин, а в окне лимузина — Игорь Белозёров (играющий, как позже выяснится, Винченцио), уже откровенно ново—русский барин. И начинается шутка, Слая поят, потом уверяют его, что он лорд, и у него есть красавица супруга... Раскачивается сцена довольно медленно, и паузы артистов неудобны. Есть место мыслям типа: «Это Шекспир? Зачем перенесена пьеса в век двадцать первый?»... Не верьте себе, если вас в этот момент посетит сомнение в праве на существование этого спектакля. Это только затравка, игра, шутка. Момент ожидания чуда.

Да, артисты играют спектакль в современных костюмах. Но почему бы им не одеться в наших современников, если костюм поможет зрителю оценить степень положительности, уровень самолюбования и размер эго каждого из персонажей. Костюм Бьянки (Дарья Емельянова) — розовые джинсы, белая пушистая безрукавка и диадема в волосах, — сразу говорит о небольшом интеллекте и непомерных амбициях. А строгий черно-серый костюм Катарины (Наталья Варахоба) на фоне всего этого пинк-великолепия лишь подчеркивает ее самость. Танец двух сестёр окончательно расставляет точки надi — двуличная Бьянка выставляет сестру как жестокую и злую, хотя Катарина и в мыслях не имела обижать младшенькую...

Быстрые диалоги, бедные и при этом футуристические декорации, постоянный эпатаж публики, появление Петруччо (Павел Поляков) на свадьбе в костюме презерватива, хохмы на опасной грани между остроумием и пошлостью — все это возмущает, даёт повод для очередного плача по старому, доброму, узнаваемому театру. Шекспир — это же костюмы, классика, куртуазность! Никакой пошлости, только великие тексты, высокие трагедии и прелестные комедии. А тут ТАКОЕ!

Мы забыли, а, скорее всего, многие из нас никогда и не знали, что именно ТАКОЕ — это настоящий Шекспир. Вот так, с гомерическим хохотом, узнавая в персонажах своих соседей, и смотрела публика первые комедии в только создаваемом «Глобусе» — том, лондонском, шекспировском, более 400 лет назад. Комедия тогда не была спектаклем для образованной публики, о нет. Такие спектакли создавались для того, чтобы позабавить чернь, посмеяться над господами да выставить в невыгодном свете некоторых (определённо узнаваемых!) представителей власти. И шутки должны были быть «на грани» — только над такими репризами будет смеяться собравшаяся толпа.

За четыре века существования профессионального театра произведения великого англичанина обросли штампами, предсказуемыми жестами и необходимыми в том или ином случае интонациями. Его «припудрили и кастрировали», сделали из бунтаря, весельчака и философа — идола, классика и неприкосновенную личность. Века навесили на исполнителей шоры — играть только так, и не сметь иначе. Увы, без соблюдения этих условностей мы не представляем Шекспира. А зря — ведь он такой, эпатажный, резкий, неоднозначный. Настоящий. Владимир Золотарь, режиссёр спектакля, словно стряхнул с пьесы пыль веков и познакомил нас с бесшабашным молодым драматургом. Талантливым и современным.

Хотите понять, как чувствовали себя те, кто впервые смотрел пьесы Шекспира, не подозревая о том, что он — классик и гений? Хотите почувствовать дух шекспировского «Глобуса» — с музыкой и танцами, репризами и импровизациями? Если вы готовы к открытиям и сюрпризам — вам в «Красный факел». А остальным следует смотреть экранизации — там все «как надо». Красиво. Предсказуемо. Одинаково. Ожидаемо.


Варвара Канаева, «Аргументы и Факты – Новосибирск» 6 февраля 2014