В «Красном факеле» показали премьеру «Укрощение строптивой»

Шекспир... Как много, согласитесь, в этом звуке! Для поклонников творчества великого британца этот год — настоящий подарок, потому что ему, абсолютному классику театральной литературы, исполняется 450 лет. А значит, многие театры обратятся к его бессмертным творениям.

Первая шекспировская ласточка этого года в Новосибирске — спектакль «Укрощение строптивой» в «Красном факеле». Странный, неоднозначный, неожиданный и.... Впрочем, обо всем по порядку.

Мне удалось посетить премьеру в последний из показов, 2 февраля. Мои знакомые получили удовольствие раньше, поэтому я была в курсе, что спектакль «опять в этом жутком современном стиле», что «театр умирает, а все вокруг хохочут», ну и конечно, хрестоматийное «прочь руки от Шекспира!». Поэтому, не скрою, в один из лучших театров Новосибирска я шла с опаской — разочарования всегда неприятны.

...И вот открылся занавес. Помойка, бомж с изысканным английским именем Кристофер Слай, но с подозрительно русскими манерами и до боли знакомой авоськой со звенящими бутылками. На помойке появляется лимузин, а в окне лимузина — Игорь Белозёров (играющий, как позже выяснится, Винченцио), уже откровенно ново—русский барин. И начинается шутка, Слая поят, потом уверяют его, что он лорд, и у него есть красавица супруга... Раскачивается сцена довольно медленно, и паузы артистов неудобны. Есть место мыслям типа: «Это Шекспир? Зачем перенесена пьеса в век двадцать первый?»... Не верьте себе, если вас в этот момент посетит сомнение в праве на существование этого спектакля. Это только затравка, игра, шутка. Момент ожидания чуда.

Да, артисты играют спектакль в современных костюмах. Но почему бы им не одеться в наших современников, если костюм поможет зрителю оценить степень положительности, уровень самолюбования и размер эго каждого из персонажей. Костюм Бьянки (Дарья Емельянова) — розовые джинсы, белая пушистая безрукавка и диадема в волосах, — сразу говорит о небольшом интеллекте и непомерных амбициях. А строгий черно-серый костюм Катарины (Наталья Варахоба) на фоне всего этого пинк-великолепия лишь подчеркивает ее самость. Танец двух сестёр окончательно расставляет точки надi — двуличная Бьянка выставляет сестру как жестокую и злую, хотя Катарина и в мыслях не имела обижать младшенькую...

Быстрые диалоги, бедные и при этом футуристические декорации, постоянный эпатаж публики, появление Петруччо (Павел Поляков) на свадьбе в костюме презерватива, хохмы на опасной грани между остроумием и пошлостью — все это возмущает, даёт повод для очередного плача по старому, доброму, узнаваемому театру. Шекспир — это же костюмы, классика, куртуазность! Никакой пошлости, только великие тексты, высокие трагедии и прелестные комедии. А тут ТАКОЕ!

Мы забыли, а, скорее всего, многие из нас никогда и не знали, что именно ТАКОЕ — это настоящий Шекспир. Вот так, с гомерическим хохотом, узнавая в персонажах своих соседей, и смотрела публика первые комедии в только создаваемом «Глобусе» — том, лондонском, шекспировском, более 400 лет назад. Комедия тогда не была спектаклем для образованной публики, о нет. Такие спектакли создавались для того, чтобы позабавить чернь, посмеяться над господами да выставить в невыгодном свете некоторых (определённо узнаваемых!) представителей власти. И шутки должны были быть «на грани» — только над такими репризами будет смеяться собравшаяся толпа.

За четыре века существования профессионального театра произведения великого англичанина обросли штампами, предсказуемыми жестами и необходимыми в том или ином случае интонациями. Его «припудрили и кастрировали», сделали из бунтаря, весельчака и философа — идола, классика и неприкосновенную личность. Века навесили на исполнителей шоры — играть только так, и не сметь иначе. Увы, без соблюдения этих условностей мы не представляем Шекспира. А зря — ведь он такой, эпатажный, резкий, неоднозначный. Настоящий. Владимир Золотарь, режиссёр спектакля, словно стряхнул с пьесы пыль веков и познакомил нас с бесшабашным молодым драматургом. Талантливым и современным.

Хотите понять, как чувствовали себя те, кто впервые смотрел пьесы Шекспира, не подозревая о том, что он — классик и гений? Хотите почувствовать дух шекспировского «Глобуса» — с музыкой и танцами, репризами и импровизациями? Если вы готовы к открытиям и сюрпризам — вам в «Красный факел». А остальным следует смотреть экранизации — там все «как надо». Красиво. Предсказуемо. Одинаково. Ожидаемо.

Варвара Канаева , «Аргументы и Факты – Новосибирск»

Другие публикации

День театра в Новосибирске: Полуночный актерский марафон, выставка, премьеры и экскурсии

Новосибирские театры готовятся отметить профессиональный праздник. В честь Всемирного дня театра драматические и музыкальные труппы города запустят проекты, которые позволят разделить ежегодное событие не только с коллегами, но и со зрителями — ценителями, любителями и знатоками сценического искусства. В афишах заявлены премьеры спектаклей, актерские марафоны, квизы, концерты, экскурсии по закулисью и исторические выставки.

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

Что за прелесть эти сплетни

Петербургский режиссер Роман Кочержевский показал, что природа человека со времен английского классика комедии нравов Ричарда Шеридана не изменилась.

Яна Колесинская, Инфопро54

Пермский Театр-Театр сыграет в Новосибирске школьный мюзикл, драму по классике и почти античную трагедию

В Новосибирск в рамках межрегионального направления федеральной программы «Большие гастроли» приезжает один из самых известных региональных театров. С 1 по 6 апреля на сцене «Красного факела» представит свои спектакли Пермский академический Театр-Театр. Хорошо знакомый сибирской публике коллектив сыграет young adult мюзикл «Удачи, Марк!», драму самоидентификации по роману Ивана Тургенева «Отцы/Дети» и сложноустроенный трагический спектакль по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика «Мороз».

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

«Школа злословия» в театре «Красный факел»: прыжок в глубину веков и человеческих пороков

Вывести на сцену в XXI веке комедию нравов «Школа злословия», написанную и поставленную в 1777 году британским драматургом Ричардом Бринсли Шериданом, было вызовом, сродни прыжку в пропасть с тарзанки: сложно, рискованно, но интересно.

Ольга Рахманчук, Культура Новосибирска

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19

Рейтинг@Mail.ru
↑ Наверх