Шекспировский капустник

«Красный факел» прекрасно понимает, что список экранизаций и театральных постановок «Укрощения строптивой» стремится к бесконечности, поэтому в свежем «Театральном проспекте» печатает обзор девяти самых вызывающих мировых постановок Шекспира: от «Юлия Цезаря» Ромео Кастеллуччи до «Гамлета» Робера Лепажа с Евгением Мироновым в главной роли. Таким изящным способом спектакль Владимира Золотаря вписывается в контекст различных выдающихся прочтений шекспировских текстов, поэтому появление на сцене артиста Полякова в костюме презерватива хоть и удивляет, но не так чтобы очень.

Герой Полякова, Петруччо, как вы помните, ставит себе целью укротить строптивую старшую дочь богача Баптисты Катарину, которую он берёт в жёны ради приданого. Параллельно за сердце младшей сестры, Бьянки, борются ещё несколько женихов. Конфликт, в общем, заключается в том, что младшая, по наказу сурового Баптисты (в исполнении Владимира Лемешонка), не выйдет замуж прежде старшей. Поэтому пока Петруччо не приручит Катарину (Наталья Варахоба), сидеть Бьянке (Дарья Емельянова) дома взаперти. Женихи Бьянки тем временем негодуют и придумывают разные способы обхитрить друг друга и подобраться к ней поближе.

Золотарь поместил героев в условное «сегодня», одел в примерно современную одежду, но говорят они словами перевода Полины Мелковой. «Фи, стыдно! Ну, не хмурь сурово брови / И не пытайся ранить злобным взглядом / Супруга твоего и господина», — уговаривает в финале пьесы Катарина других спесивых жён. И если коллизия о том, что младшая сестра не может выйти замуж вперёд старшей, мало кого сегодня озаботит, то проблема равенства полов ещё обсуждаема. Даже свободолюбивый Шекспир считает главенство мужа в семье разумным — сообразно эпохе, в которую он жил. А вот режиссёр в лучшем случае ставит это под сомнение, в худшем — вообще ничего не ставит, а просто разыгрывает несколько более или менее смешных скетчей из жизни дворян.

Спектакль «Красного факела» технологичен. На задник сцены и ещё на один экран в правом верхнем углу в онлайн-режиме транслируется то, что происходит в стеклянном кубе, который периодически выезжает на сцену (привет Дмитрию Чернякову и многим другим). В нём и возле него якобы кроткая, а на деле глупая и пустая Бьянка принимает своих псевдо-учителей музыки и литературы — переодетых женихов. В нём проходит первое свидание Петруччо и Катарины, и из него Петруччо вываливается, придушенный густым ароматом одеколона своей невесты, которым она с умыслом и без меры поливает свои ланиты. В него же запирает Петруччо жену, мучая её голодом и нечеловеческими условиями быта, чтобы подавить буйный нрав — получается эдакий театр в театре с обязательным постмодернистским размножением сущностей.

Спектакль «Красного факела» музыкален. В нём есть и симпатичная заглавная тема с въедливым мотивом, написанная специально к постановке, и бодрый саундтрек от Высоцкого до Muse, и бойз-бэнд, живой музыкой обрамляющий повороты сюжета, но эта музыкальность вкупе с элементами импровизационной актёрской игры задаёт тон стендап-реалити-шоу и, местами, КВН. Тут мы вынуждены отчасти согласиться с пронзительным отзывом зрительницы 95-го года рождения, оставленный ею в официальной группе театра «Вконтакте»: «Как вам не стыдно так оскорблять классика и любимый всеми театр?! Как вообще можно было так втоптать в повседневную грязь это священное место — театр?! Я иду в театр, чтобы вдохновиться и не видеть всю эту современную мерзость! Что за квнщина?! Я плакала, уходя после первого действия, ибо понимаю, что театра больше нет!».

Образы всех персонажей, кроме Петруччио и Катарины, плоски и условны, только Поляков и Варахоба дают пищу для размышлений о своих героях: почему всё-таки Петруччо приезжает на свадьбу в костюме презерватива и чем он так запугивает Катарину, что она, нисколько не смирившаяся, соглашается на публичные унижения? Пьесу Шекспира можно трактовать по-разному, в том числе подразумевая абсолютную неискренность и поверхностность всех и вся, и, вероятно, именно с этого бока Золотарь к ней и подошёл, заявив «игру для актёров и капустник». Жанр капустника позволяет Полякову и его коллегам Сергею Богомолову и Константину Телегину (они играют женихов Бьянки) вольно обращаться с ролью и ощущать себя совершенно в своей шкуре на этом радостном балаганчике даже будучи в поролоновых костюмах книги и лютни. В общем, не то, чтобы нам захотелось повторить этот аттракцион, но твёрк в исполнении умницы Дарьи Емельяновой-Бьянки, облачённой в розовые лосины и розовый топ, как бы то ни было, обязателен к просмотру хотя бы раз.


Рита Логинова, Siburbia 5 февраля 2014