На волоске от тайны

То, что совершается за кулисами театра, часто любопытнее того, что происходит на сцене при свете рампы. Потому что на сцене творится чудо, а за кулисами, за изнанкой занавеса, знают секреты этого чуда. Мастерская театрального преображения — гримерно-постижерный цех. Это святая святых каждого актера. Тут и там — на болванках, на столах и в шкафу — парики, шиньоны, бороды и усы. Одни будто шепчут на ухо историю императорской России, другие — рассказывают о величественной Франции... Невозможно удержаться, чтобы не примерить и не потрогать все это. Как же меняется человек, надевая парик или усы — буквально до неузнаваемости! Сегодня завесу театральной тайны для наших читателей приоткрывает гример-постижер театра «Красный факел».

— Лидия Васильевна, расскажите, как у Вас возникла мысль связать свою жизнь с париками, гримом и театром?
— Все произошло совершенно случайно. Подруга, которая работала костюмером в театре, как-то раз пригласила меня на спектакль. После него за кулисами произошло знакомство с заведующим постановочной частью. Когда он узнал, что перед ним парикмахер со стажем, предложил работу в театре.
— Кто решает, как будет выглядеть тот или иной персонаж?
— Образ героя — это коллективная работа. Режиссера, актера, художника по костюму и гримера-постижера. Читаем пьесу, смотрим репетицию и решаем, как должен выглядеть герой. Иногда сделаешь ему усы, а на очередной репетиции понимаешь: нет, все-таки борода нужна. В моей работе чем сложнее задача, тем интереснее! Много лет назад в спектакле «Ивонна» актрисам Байрашевской и Плотниковой были сделаны прически-башни из их собственных волос в перерыве между сценами. И это всего за 21 минуту! Совместно с художником-постановщиком я работаю над гримом. Он необходим, чтобы подчеркнуть индивидуальность персонажа, выразить совместимость героя с его костюмом. С помощью грима артист входит в контекст спектакля, его роль звучит более «выпукло» и интересно. Еще один нюанс работы постижера — знание всемирной истории. Настоящий мастер должен знать, какие румяна были модны во времена Екатерины и какой длины ресницы носили в ту пору.
— У меня были замечательные учителя: Александра Акимовна Чиркова и Борис Васильевич Тимохин. Я внимательно смотрела, как и что они делают, старалась запомнить каждый нюанс, Вспоминаю спектакль «Большевики», в котором была задача — сделать портретный грим Ленина и других революционеров. В таких случаях при помощи грима изменяют полностью черты лица актера, но так, чтобы он не был ограничен в возможности использовать свою мимику. Сейчас грим стал попроще, но все равно работы много — и с париками, и с косами, и с шиньонами. Их надо надеть, приколоть, привязать, а также приклеить ресницы, бороду, усы. И сделать это так, чтобы зритель видел перед собой персонаж, характер. Самое сложное — сделать лысину. Для этого волосы убирают под шапочку, а переход тщательно гримируют.
— Какие способы «старения-омоложения» использует гример?
— Например, сделать брови седыми — не так сложно. Необходимо только нанести на них белую краску. А глубокие и выразительные морщины, если такие должны быть у персонажа, появляются с помощью черного карандаша, растушеванного в области мимических складок. Чтобы сделать морщины, на лицо накладывают серовато-землистый тон, и уже по нему рисуют живописные морщины. Есть и способ «омоложения» — но пусть он останется тайной...
Людмила Шумара, «Левобережный навигатор» № 11 от 24.03.2011

Другие публикации

День театра в Новосибирске: Полуночный актерский марафон, выставка, премьеры и экскурсии

Новосибирские театры готовятся отметить профессиональный праздник. В честь Всемирного дня театра драматические и музыкальные труппы города запустят проекты, которые позволят разделить ежегодное событие не только с коллегами, но и со зрителями — ценителями, любителями и знатоками сценического искусства. В афишах заявлены премьеры спектаклей, актерские марафоны, квизы, концерты, экскурсии по закулисью и исторические выставки.

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

Что за прелесть эти сплетни

Петербургский режиссер Роман Кочержевский показал, что природа человека со времен английского классика комедии нравов Ричарда Шеридана не изменилась.

Яна Колесинская, Инфопро54

Пермский Театр-Театр сыграет в Новосибирске школьный мюзикл, драму по классике и почти античную трагедию

В Новосибирск в рамках межрегионального направления федеральной программы «Большие гастроли» приезжает один из самых известных региональных театров. С 1 по 6 апреля на сцене «Красного факела» представит свои спектакли Пермский академический Театр-Театр. Хорошо знакомый сибирской публике коллектив сыграет young adult мюзикл «Удачи, Марк!», драму самоидентификации по роману Ивана Тургенева «Отцы/Дети» и сложноустроенный трагический спектакль по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика «Мороз».

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

«Школа злословия» в театре «Красный факел»: прыжок в глубину веков и человеческих пороков

Вывести на сцену в XXI веке комедию нравов «Школа злословия», написанную и поставленную в 1777 году британским драматургом Ричардом Бринсли Шериданом, было вызовом, сродни прыжку в пропасть с тарзанки: сложно, рискованно, но интересно.

Ольга Рахманчук, Культура Новосибирска

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19