На волоске от тайны
То, что совершается за кулисами театра, часто любопытнее того, что происходит на сцене при свете рампы. Потому что на сцене творится чудо, а за кулисами, за изнанкой занавеса, знают секреты этого чуда. Мастерская театрального преображения — гримерно-постижерный цех. Это святая святых каждого актера. Тут и там — на болванках, на столах и в шкафу — парики, шиньоны, бороды и усы. Одни будто шепчут на ухо историю императорской России, другие — рассказывают о величественной Франции... Невозможно удержаться, чтобы не примерить и не потрогать все это. Как же меняется человек, надевая парик или усы — буквально до неузнаваемости! Сегодня завесу театральной тайны для наших читателей приоткрывает гример-постижер театра «Красный факел».
— Лидия Васильевна, расскажите, как у Вас возникла мысль связать свою жизнь с париками, гримом и театром?— Все произошло совершенно случайно. Подруга, которая работала костюмером в театре, как-то раз пригласила меня на спектакль. После него за кулисами произошло знакомство с заведующим постановочной частью. Когда он узнал, что перед ним парикмахер со стажем, предложил работу в театре.
— Кто решает, как будет выглядеть тот или иной персонаж?
— Образ героя — это коллективная работа. Режиссера, актера, художника по костюму и гримера-постижера. Читаем пьесу, смотрим репетицию и решаем, как должен выглядеть герой. Иногда сделаешь ему усы, а на очередной репетиции понимаешь: нет, все-таки борода нужна. В моей работе чем сложнее задача, тем интереснее! Много лет назад в спектакле «Ивонна» актрисам Байрашевской и Плотниковой были сделаны прически-башни из их собственных волос в перерыве между сценами. И это всего за 21 минуту! Совместно с художником-постановщиком я работаю над гримом. Он необходим, чтобы подчеркнуть индивидуальность персонажа, выразить совместимость героя с его костюмом. С помощью грима артист входит в контекст спектакля, его роль звучит более «выпукло» и интересно. Еще один нюанс работы постижера — знание всемирной истории. Настоящий мастер должен знать, какие румяна были модны во времена Екатерины и какой длины ресницы носили в ту пору.
— У меня были замечательные учителя: Александра Акимовна Чиркова и Борис Васильевич Тимохин. Я внимательно смотрела, как и что они делают, старалась запомнить каждый нюанс, Вспоминаю спектакль «Большевики», в котором была задача — сделать портретный грим Ленина и других революционеров. В таких случаях при помощи грима изменяют полностью черты лица актера, но так, чтобы он не был ограничен в возможности использовать свою мимику. Сейчас грим стал попроще, но все равно работы много — и с париками, и с косами, и с шиньонами. Их надо надеть, приколоть, привязать, а также приклеить ресницы, бороду, усы. И сделать это так, чтобы зритель видел перед собой персонаж, характер. Самое сложное — сделать лысину. Для этого волосы убирают под шапочку, а переход тщательно гримируют.
— Какие способы «старения-омоложения» использует гример?
— Например, сделать брови седыми — не так сложно. Необходимо только нанести на них белую краску. А глубокие и выразительные морщины, если такие должны быть у персонажа, появляются с помощью черного карандаша, растушеванного в области мимических складок. Чтобы сделать морщины, на лицо накладывают серовато-землистый тон, и уже по нему рисуют живописные морщины. Есть и способ «омоложения» — но пусть он останется тайной...