Мечты сбываются
АННА Яковлевна Покидченко, родившаяся в новогоднюю ночь, с юности жила во власти вдохновения, одухотворенности, и для зрителей и критиков послужила источником вдохновения. Как только ее ни называли в рецензиях и обзорах! За ней закрепилась выспренняя формулировка «национальное достояние России» и более теплые, пусть и негромкие, высказанные в письмах и отзывах, в миллионах алых роз и прочих цветов, которыми одаривали ее поклонники. Завтра поздравить самую титулованную актрису российской провинции придут самые близкие — коллеги, друзья, родственники. А 19 января на сцене академического «Красного факела», которому она служит дольше полувека, состоится бенефис актрисы, которая сыграет главную роль в спектакле «Дорогая Памела», чествование.
Анна Яковлевна родилась в Ростове-на-Дону. Годы войны провела вместе с семьей в эвакуации в Алма-Ате, где занималась в театральной студии и впервые вышла на сцену. Первым профессиональным театром для нее стал Оренбургский драматический, а судьбоносный успех случился, когда этот коллектив гастролировал в Москве и на один из спектаклей пришла Вера Редлих — худрук «Красного факела», сразу не раздумывая пригласившая молодую актрису в Новосибирск. Впрочем, Покидченко уже тогда была не только молодой, но и признанной — звания заслуженной артистки она удостоилась в 32 года. Но отсчет настоящим творческим достижениям начался именно в «сибирском МХАТе», под непосредственным влиянием Редлих, которая написала в своих дневниках, что «при всей внешней хрупкости актриса Покидченко обладает сильным, мужественным характером». Но сначала дала ей роль в проходной комедии, испытала на прочность перед грядущими серьезными ролями Маши в чеховских «Трех сестрах» и Маши в «Живом трупе» Толстого. С тех пор для Анны Яковлевны Мария — любимое имя, она много раз откликалась на него за пределами сцены, будучи узнанной зрителями.
Она сыграла более 100 ролей, в основном главных, но и получая второстепенные роли, укрупняла их, делала запоминающимися. Разумеется, в нее влюблялись партнеры по спектаклям, зрители — журналисты, летчики, чиновники, директора и парторги заводов. А она не мыслила жизни без театра и вышла замуж за режиссера Семена Иоаниди, царствие ему небесное. Горечь вдовства преодолевала в работе, в сценических перевоплощениях забывая обо всем.
— Меня научила этому Вера Редлих, написавшая: «Блистательная цель — театр». Возможно, я не додавала тепла и любви близким, но я отдавала все, что имею, и даже больше на сцене, со сцены, — призналась народная артистка. — Все самые счастливые моменты моей жизни связаны с театром «Красный факел», и все мечты связаны с ним.
Истинная любовь не бывает невзаимной. Анной Покидченко в труппе дорожат, как святыней, ее занимают в постановках и Тимофей Кулябин, и главреж Александр Зыков. Недавно она работала в студенческом дипломном спектакле «Когда же пойдет снег» по прозе Дины Рубиной, сейчас репетирует в «Поминальной молитве» Шолом Алейхема. Мечты сбываются у тех, кто действительно знает, чего хочет.
С днем рождения, Анна Яковлевна. Многие лета!