театра

Владимир Татищев
Владимир Татищев,
основаель театра

Начало

Театр «Красный факел» был создан в 1920 году в Одессе группой молодых актеров во главе с режиссером
Владимиром Татищевым.

Его задачами были поиск новых театральных путей и воспитание зрителей на качественном репертуаре. Он направлял свои усилия на воспитание нового актера-мастера, прививал навыки новой актерской техники.

Владимир Татищев входил в правление Ярославского театра им. Ф. Волкова, был режиссером Театра Корша (нынешний Театр Наций), работал во Второй студии Художественного театра. Он представлял собой идеальный тип режиссера—директора.

Чтобы создать свой театр, ему необходима была группа единомышленников — таких же, как он, влюбленных в искусство людей. И они появились в частной театральной студии в Одессе, где преподавал Татищев.

Владимир Татищев и его группа единомышленников
Владимир Татищев и его группа единомышленников

Весной 1920 года родился театр под названием
«Красный факел»

Молодые актеры обосновались в театральном зале в Колодезном переулке недалеко от Дерибасовской. Кроме самодельных декораций и принесенного из дома реквизита, у молодых актеров не было ничего — ни билетеров, ни уборщиц, ни портных, ни рабочих сцены. Большинство объявлений о своих первых спектаклях краснофакельцы писали мелом на стенах. Но был огромный энтузиазм и желание.

Одесса. Дерибасовская улица
Одесса. Дерибасовская улица
Зелёное кольцо

Первый спектакль

15 апреля 1920 года «Красный факел» открыл двери для первых зрителей — был сыгран спектакль «Зеленое кольцо» по пьесе Зинаиды Гиппиус.

Успех был полный. Зрители восторженно благодарили артистов, постановщика. «Одесса обогащается еще одним интересным начинанием, — писали газеты. — Нужно признать, что постановка “Красным факелом” “Зеленого кольца” показала, что у молодого театра есть живая, трепетная душа душа».

Но первый успех не означал окончательной победы, и первые полтора года стали своеобразным испытательным сроком для нового театра.

>Надежда Огонь-Догановская
Надежда
Огонь-Догановская
Леонид Бахромов
Леонид
Бахромов
Георгий Станиславский
Георгий
Станиславский
Эмилия Мильтон
Эмилия
Мильтон
«Это спектакль большой настоящей культуры и прекрасной режиссерской свободы, легкости, грациозных находок и свежести чувства... Я уже не говорю о замечательном художнике спектакля — из-за одних декораций некоторых картин стоит пойти на этот спектакль, чтобы получить настоящую радость!»

Александра Бруштейн, драматург

Саломея

«Саломея»

Владимир Татищев стремился к современному театральному языку, создавал постановки ярких форм. Одним из самых заметных спектаклей первого сезона стала «Саломея» Оскара Уайльда, эта постановка сыграла значительную роль в судьбе «Красного факела». Она стала визитной карточкой театра, а отдельные фразы из нее разошлись среди публики как цитаты.

В заглавной роли блистала супруга Татищева — Надежда Огонь-Догановская. Очевидцы, говоря о «Саломее», сразу же упоминали: «… руки Огонь-Догановской… Это нельзя забыть». После того как занавес закрывался, зрители еще долго сидели неподвижно. А потом зал взрывался овациями.

Маршрут

Новый «дом»

В столице Западно-Сибирского края «Красный факел» разместился в здании бывшего Коммерческого клуба. Здание было спроектировано известным в Сибири архитектором Андреем Крячковым и построено в 1914 году для нужд Коммерческого собрания, или же Делового клуба. Членами Делового клуба были городские предприниматели. Изящный особняк в почти полностью деревянном Новониколаевске приковывал взгляды — это было самое большое по тем временам здание, предназначенное исключительно для культурно-досуговых целей. Здесь проходили деловые встречи, праздники, балы и банкеты, располагались «зимний сад», клубные салоны и гостиные, бильярдная, фотолаборатория, в подвале был винный погреб. А самое главное — был оборудован первый профессиональный концертный зал на несколько сотен человек с оснащенной сценой, и сюда приезжало немало гастролеров. Например, сохранились заметки о выступлении здесь поэта Константина Бальмонта.

Новый дом

Исключительно для целей клуба здание прослужило недолго — в 1914 году, когда началась Первая мировая война, часть Клуба была отдана под госпиталь и военную кухню, предоставлялись помещения для проведения благотворительных вечеров, спектаклей, концертов. В 1917 году в Новониколаевск пришла советская власть, в здании Клуба разместился Реввоенсовет, и оно стало именоваться Домом революции. А с началом Гражданской войны в Сибири здание поплатилось за близость к железнодорожному вокзалу. Именно оно — единственное в городе — подверглось вооруженному штурму белогвардейцев, а затем использовалось для размещения военных частей белой гвардии (в здании стояла польская армия). Части покинули здание к 1919 году, но лишь в 1922 году нашлись средства для его восстановления — солдаты привели Клуб в упадок.

После восстановления Дом Революции был переименован в Рабочий дворец — он стал дворцом культуры, здесь располагалась труппа театра оперы, которая затем переехала в Дом культуры и науки (сейчас — НОВАТ), и центральная городская библиотека. А в 1932 году здание перешло театру «Красный факел».

Новый дом
Шлепянов и Фёдоров работают над эскизом Гоп-ля
Илья Шлепянов и Василий Фёдоров работают над эскизом декораций спектакля «Гоп-ля, мы живем!»

«Гоп-ля, мы живём!»

Приезд «Красного факела» стал важнейшим событием для культурной жизни всего Западно-Сибирского края.

Первый спектакль был сыгран здесь 1 ноября 1932 года — им стала постановка Василия Федорова, ученика Всеволода Мейерхольда, «Гоп-ля, мы живем!» по пьесе Эрнста Толлера, обозначившая начало новой большой истории.

Высокая режиссерская культура, чувство композиции и ритма — все это задало планку для дальнейшей жизни театра. Поражали конструктивистские декорации Ильи Шлепянова, игравшие важную роль в реализации режиссерского замысла. Никакого бытоподобия. Только белая в два марша лестница, способная трансформироваться, обозначая разные места действия этой многоэпизодной пьесы. А когда лестница погружалась во тьму, возникал экран с фрагментами кинохроники эпохи Веймарской республики, служа своеобразной «отбивкой» эпизодов. Не все зрители приняли тогда незнакомый им до этого театр, многим понятнее и ближе был театр реалистический.

Гоп-ля, мы живем
Афиша-сезона-1932-1933
Гоп-ля, танец со скелетом

«Егор Булычев»

Если «Гоп-ля, мы живем» вызывал зрительские споры, единодушно признанными стали постановки Федора Литвинова. Его «Егор Булычев» по пьесе Максима Горького произвел фурор и получил признание местной критики

«Режиссеру удалось не снижая реалистического, правдивого по самой своей сущности тона спектакля, добиться в то же время глубокого, действительно символического обобщения... От бытовых тонов недомогания, брюзжания Булычев постепенно и с нарастающей силой переходит к протесту не только против смерти своей, но и против «большой смерти» всего его класса»

Тем не менее уже на московских гастролях 1935 года Литвинов подвергся резкой критике за недостаточную идейную определенность в характеристике «Булычева и других» как символа умирающего мира. Но, в целом, гастроли стали важной вехой на пусти строительства нового «Красного факела», а Федор Литвинов — первый новосибирский художественный руководитель «Красного факела» — дал зрителю возможность сценической встречи с лучшими классическими пьесами: «Доходное место», «Гроза» и «Женитьба Бальзаминова» А. Островского, «Вишневый сад» А. Чехова и «Плоды просвещения» Л. Толстого, «Отелло» У. Шекспира.

Тридцатые годы для «Красного факела» — время смелых экспериментов, формальных поисков, подчеркнутой театральности спектаклей. Театр осваивает самый широкий круг авторов — от Островского и Мольера до Погодина и Корнейчука.

Федор Литвинов
Режиссер
Федор Литвинов
Егор Булычев и другие
Егор Булычев и другие
Егор Булычев и другие
Вера Редлих
Вера Редлих

Эпоха
Веры Редлих

С самого начала новосибирской истории «Красного факела» рядом с театром была Вера Павловна Редлих — выпускница МХТ, ученица Константина Станиславского, Николая Массалитинова, Вахтанга Мчеделова, Елены Муратовой.

После работы в театрах центральной части России, Дальнего Востока и Сибири она приехала в «Красный факел» вместе с мужем, актером Сергеем Бирюковым. И осталась здесь почти на 30 лет, с 1945 по 1960 годы являясь главным режиссером театра, став легендой театрального Новосибирска.

Первым спектаклем Веры Редлих в Новосибирске стал мольеровский «Тартюф», над которым в середине 1930-х годов она работала вместе с молодым режиссером А. Шориным. Как говорили, «чего в этом спектакле только не было»: и вставные песни, и неожиданные добавочные участники в лице мушкетеров. Но подобное сценическое хулиганство останется едва ли не единственным в режиссерском списке Редлих — приверженки классической школы.

До начала 1940-х Вера Редлих поставила спектакли по произведениям Александра Островского, Ивана Гончарова, Льва Толстого, Ивана Тургенева, а самой, пожалуй, значительной постановкой, всецелостно утвердившей ее как режиссера, стал шекспировский «Гамлет» в 1941 году.

Бирюков С. С. и Вера Редлих
Гамлет
Гамлет, участники

«Красный факел» стал первым театром, поставившим трагедию Уильяма Шекспира в переводе Бориса Пастернака. Спектакль стал результатом соавторства режиссера Веры Редлих и одного из лучших театральных художников Серафима Белоголового.

Принца Датского играл Серафим Иловайский, бывший тогда также художественным руководителем театра. Вера Редлих говорила, что Серафим Дмитриевич не был похож ни на одного из известных ей исполнителей: «Он был одержим поиском решения вопросов, потрясших все его существо... Он не был воином, поднявшим меч. Он был мыслителем, философом с чистым, умным сердцем».

«Это спектакль большой настоящей культуры и прекрасной режиссерской свободы, легкости, грациозных находок и свежести чувства... Я уже не говорю о замечательном художнике спектакля — из-за одних декораций некоторых картин стоит пойти на этот спектакль, чтобы получить настоящую радость!»

Александра Бруштейн, драматург

Начало войны

С началом Великой Отечественной войны многие работники «Красного факела» ушли на фронт, а те, кто остался, были на несколько лет перебазированы в города Кузбасса. Осенью 1941 года «Красный факел» отправился в город Сталинск — сегодняшний Новокузнецк. Новосибирскую сцену, а также личные квартиры со всей обстановкой, краснофакельцы уступили эвакуированному из блокадного Ленинграда театру имени Пушкина, известному сегодня как Александринский театр. Кстати, в литературной части Александринки тогда работал отец Сергея Довлатова Донат Исаакович Мечик. Ленинградцы пробыли здесь до 1944 года, поставив 11 премьерных спектаклей. Так, благодаря Новосибирску был сохранен огромный пласт отечественной культуры.

Актер Игорь Попков - рядовой 1943 год
Фельдмаршал Кутузов

«Фельдмаршал Кутузов»

В ночь на Новый 1942 год состоялась премьера самого знаменитого краснофакельского спектакля военных лет — «Фельдмаршал Кутузов» по пьесе Владимира Соловьева. Случалось, что эту постановку Веры Редлих играли по три раза в день.

«Солдаты вскакивали с мест, аплодировали, кричали „ура!“»

Вера Редлих

Всего за шесть месяцев «Красный факел» выпустил шесть премьер. Артисты и технический персонал театра также проходил курс ВсеОбуча: сдавали зачеты по строевой подготовке, материальной части оружия, штыковому бою. Женщины, включая режиссера Веру Редлих, ведущих актрис Клавдию Гончарову, Елену Агаронову, выходили на стройку бараков для рабочих.

Клавдия Гончарова
Клавдия Гончарова
Елена Агаронова
Елена Агаронова
Вера Редлих
Вера Редлих
«25 марта 1942 года театр переезжает в Прокопьевск, где обретает нечто вроде постоянной базы. Городок переполнен, спектакли нужны как воздух, и снова выпускаем премьеру за премьерой. Помню самое первое впечатление от встреч с фронтовиками. Пришли на концерт, объявили наш номер, и мы с Николаем Северовым вышли на сцену. И замерли, не в силах начать — зал казался белым от перевязанных рук, лиц, голов, многие лежали в креслах с забинтованными ногами. Перед нами были те, кто сражался за нас и чудом остался жив»

Елена Агаронова

Возвращение
в Новосибирск

«Красный факел» выпустил еще пять премьер, а в 1943 году вернулся в Новосибирск, но пока играл на сцене одного из клубов Кировского района. 25 сезон театр открыл 29 сентября 1944 года уже в своем прежнем здании — состоялась премьера спектакля «Горе от ума» Александра Грибоедова в постановке Павла Цетнеровича. Этот спектакль стал одним из самых любимых у зрителей, как и комедия Карло Гольдони «Хозяйка гостиницы» с Еленой Агароновой в главной роли: премьера состоялась в незабываемое, счастливое время — 11 мая 1945 года.

Николай Михайлов
Николай Михайлов
в роли Чацкого
Владимир Дени
Владимир Дени

Сибирский МХАТ

К началу 1950-х «Красный факел» окончательно сложился в коллектив единомышленников с сильнейшей постановочной группой и мощной труппой. Спектакли Веры Редлих, а также работавших рядом с ней в это время Владимира Дени, Николая Михайлова, Энвера Бейбутова, определяли уровень театральной культуры Сибири. В «эпоху Редлих» театр постоянно возвращался к произведениям Антона Чехова, Федора Достоевского, Максима Горького, тяготея к глубокому психологизму.

В 1952 году была создана «Чайка» по пьесе Антона Чехова, а год спустя ей рукоплескала Москва. Московские гастроли 1953 года стали настоящей сенсацией — именно после них «Красный факел», ставивший во главу угла психологизм и интеллигентность, негласно стали именовать «Сибирским МХАТом».

Афиша
«Театр привез в столицу чеховскую „Чайку“, и соскучившиеся по ней москвичи впервые за последние годы увидели ее на сцене безыскусственной, страстной, поэтичной»

Журнал «Театр»

Евгений Матвеев

Успешными стали постановки Энвера Бейбутова «Мещане» по пьесе Максима Горького и «Вей ветерок!» Яна Райниса. И в том, и в другом спектакле блестяще работал молодой актер Евгений Матвеев, привлекая к себе огромное внимание.

Мещане
«Мещане»

На ленинградских гастролях начала 1950-х актер, отработавший в «Красном факеле» три сезона, получил приглашения сразу в несколько московских и ленинградских театров. Он выбрал Малый театр, стал впоследствии известным советским актером, потом — кинорежиссером. Народный артист СССР Евгений Матвеев всегда вспоминал годы в «Красном факеле» как время творческого роста и самоопределения.

Евгений Матвеев
Евгений Матвеев
«Поразительная доброжелательность, взаимоуважение и бескорыстная помощь друг другу в коллективе — это было нормой жизни. За три сезона работы в „Факеле“ я не могу припомнить проявления того, что называется премьерством, интриганством, карьеризмом, завистничеством. Думаю, порядочность, справедливость, высокая культура, подлинная интеллигентность руководителя, его авторитет — душа театра»

Евгений Матвеев

«Барабанщица»

Среди лучших спектаклей новосибирских театров на военную тему в истории осталась «Барабанщица» по пьесе Афанасия Салынского, поставленная Верой Редлих в 1959 году. Роль Нилы Снижко стала звездной для приехавшей в Новосибирск по приглашению Веры Редлих годом ранее молодой актрисы Анны Покидченко — она вошла в число выдающихся актерских достижений в истории «Красного факела».

Три сестры

«Три сестры»

Ей же — Анне Покидченко — доверила Редлих роль Маши в чеховских «Трех сестрах» — героини, которую считала самым трудным характером пьесы.

«Она удивительно умела строить атмосферу спектакля. Как она это улавливала? Как она это делала? Но она создавала атмосферу, необходимую этому спектаклю. Появлялась особая тональность... Редлих всегда шла от индивидуальности актера. Она давала направление, подбрасывала манки, и если видела, что актер откликнулся на ее манок, она старалась это развить»

Анна Покидченко

Красный факел

«Три сестры», поставленные в мхатовской традиции, стали последним спектаклем Веры Редлих в «Красном факеле» — в 1960 году она переехала в Минск. Вслед за ней театр покинули несколько ведущих актеров, однако сформированный ею костяк и художественные принципы сохранились.

Константин Чернядев
Константин Чернядев

Период поиска

Отъезд Веры Редлих и части актеров на некоторое время привел театр в околокризисное состояние. В непростой период театр возглавил Константин Чернядев.

Репертуар продолжал пополняться классикой — появились «На всякого мудреца довольно простоты» Александра Островского, «Бег» Михаила Булгакова, «Собака на сене» Лопе де Вега. В афише возникла «Мамаша Кураж и ее дети» Бертольта Брехта. Вместе с тем Константин Чернядев вывел на сцену и современных героев: успешно ставятся пьесы Виктора Розова, Алексея Арбузова, Виктора Лаврентьева.

На всякого мудреца довольно простоты
«На всякого мудреца довольно простоты»
Собаке на сене
«Собаке на сене» · Анна Покидченко (Диана)
Мамаша Кураж и ее дети
«Мамаша Кураж и ее дети» · Елена Агаронова

Анна Покидченко

Смена поколений и попытки выработать новый курс не всеми принимались однозначно. От зрителей можно было услышать, что театр потерял свое лицо, что вместе с Редлих из «Красного факела» как будто исчезло что-то особенное. Тем не менее одерживались творческие победы, оставшиеся в истории. Тем более что в это время свой звездный статус продолжает подтверждать королева сцены Анна Покидченко.

Анна Покидченко проработала в «Красном факеле» до последнего дня, 2 марта 2014 года, и стала легендой не только отдельно взятого театра, но и всей Сибири. Народная артистка СССР, кавалер ордена Дружбы, «Национальное достояние России»: более 70 созданных ею образов стали важной частью театральной истории региона. Для многих новосибирцев театр начался именно со встречи с этой уникальной, блистательной актрисой. Среди ролей, которыми она сама особо дорожила, — Нора из одноименной постановки Константина Чернядева по пьесе Генрика Ибсена.

Роль, построенная на резких контрастах, на ярких эмоциональных всплесках, завершалась сдержанно и просто. В финале спектакля Нора выходила в простом черном платье, чтобы объявить мужу об уходе, и, в ответ на слова о супружеском долге, со сдержанным гневом восклицала: «Прежде всего, я человек!».

Анна Покидченко
«Точно в лихорадке репетирует Нора тарантеллу. Как помнили годами танец Нилы Снижко, так незабываемой осталась для зрителей и эта сцена».

Из отзывов критиков

Таня
«Таня»

Галерею героинь — не только классического репертуара, но и современной драматургии — продолжила Таня Рябинина из спектакля по пьесе Алексея Арбузова «Таня». Эта постановка стала последней режиссерской работой на краснофакельской сцене Николая Михайлова, вскоре вместе с супругой, актрисой Еленой Агароновой перебравшегося в Ленинград. Анна Покидченко в роли Тани была и хрупкой, и стойкой.

Мирандолина в «Трактирщице» Карло Гольдони, Лика в «Московском хоре» Людмилы Петрушевской, Мод в «Гарольд и Мод» Колина Хиггинса и Жана-Клода Каррьера, графиня Анна в «Пиковой даме» Александра Пушкина — перечислять знаковые роли Анны Покидченко можно очень долго.

Трактирщица
«Трактирщица»
Пиковая дама
«Пиковая дама»
Гарольд и Мод
«Гарольд и Мод»
Юбилей Анны Покидченко
Юбилей Анны Покидченко

«Борис Годунов»

Одним из самых ярких, но и противоречивых спектаклей 1960-х стал «Борис Годунов» Александра Пушкина в постановке Арсения Сагальчика. Музыка к спектаклю была написана знаменитым композитором Альфредом Шнитке, а Годунова сыграл знаменитый Анатолий Солоницын, уже снявшийся в то время в кинодраме «Андрей Рублев» Андрея Тарковского. Актер тонко передавал диалектику личности Годунова — его герой нес в себе и трагическую вину, и расплату. Постановка Сагальчика была остросовременна и, безусловно, талантлива, однако вызвала яростные споры, оказавшись для города чужеродной. Сагальчику с негативным оттенком приписывали «дерзкое стремление прочесть великое произведение так, как будто оно написано только что».

Анатолий Солоницын
Анатолий Солоницын
Семен Иоаниди
Семен Иоаниди

В 1971 году театр возглавил Владимир Кузьмин, но уже в 1975-м его сменил Семен Иоаниди, рядом с ним работали Генрих Оганесян, Изяслав Борисов, Аркадий Абакумов, Дмитрий Масленников. С их именами связан ряд полюбившихся зрителям спектаклей — «Орфей спускается в ад» Теннесси Уильямса, «Таланты и поклонники» Александра Островского, «Ворон» Карло Гоцци.

Орфей спускается в ад
«Орфей спускается в ад»
Ворон
«Ворон»

Владлен Бирюков

В 1972 году Константин Чернядев поставил спектакль «Венецианские близнецы» по комедии Карло Гольдони.

«Комические превращения, череда розыгрышей, размолвки и воссоединения влюбленных — это была великолепная основа для лихой театральной игры, в которой сверкали юмором пластичные, молодые и грациозные актеры и актрисы „Красного факела“»

Из рецензий критиков

Центром спектакля был молодой, только пришедший в труппу Владлен Бирюков, игравший обоих близнецов. Он мгновенно стал звездой театрального Новосибирска, а после обрел народную славу как актер кино, сыграв, в частности, в киноэпопее «Вечный зов». На сцене театра Владлен Егорович воплощал роли самого широкого амплуа — от остросатирического Простого в «Энергичных людях» до многомерного стоического интеллигента доктора Астрова в «Дяде Ване» и пронзительного Чебутыкина в «Трех сестрах».

Владлен Бирюков
Игорь Белозеров
Игорь Белозеров
Валентина Широнина
Валентина Широнина
Михаил Стрелков
Михаил Стрелков
Валерий Чумичев
Валерий Чумичев

1970-е вообще принесли богатое пополнение труппы — именно в эти годы начинали свой путь ставшие позднее мастерами «Красного факела» Валерий Чумичев, Светлана Сергеева, Валентина Широнина, Михаил Стрелков, Игорь Белозеров. У театра появилось новое «легкое» дыхание, спектакли стали более зрелищными и образными.

«Гнездо глухаря»

В 1979 году в репертуаре появилась постановка Семена Иоаниди «Гнездо глухаря» по совсем новой пьесе Виктора Розова. Этот спектакль обозначил новую театральную династию — впервые в нем на сцену «Красного факела» вышел молодой актер Владимир Лемешонок, и это была первая совместная работа с отцом — Евгением Лемешонком. Лемешонок-старший четверть века отдал «Красному факелу» и, по свидетельству современников, был «одним из тех, кто придавал смысл, значение и достоинство искусству этого театра». Спустя годы это же можно говорить и о его сыне.

Гнездо глухаря
Виталий Черменев и Владлен Бирюков
Виталий Черменев и Владлен Бирюков на репетициях спектакля «Не был, не состоял, не участвовал»

Психологизм
и темперамент

Несмотря на возникающие яркие постановки, отсутствие сильного творческого лидера все же мешало «Красному факелу» вернуться на прежние ведущие позиции уникального явления на театральной карте России. Первая половина 80-х серьезных перемен не принесла.

Новый главный режиссер Виталий Черменев работал активно — за четыре года он поставил 12 спектаклей, правда, весьма разного уровня. Рядом с глубокими «Закон вечности» по Нодару Думбадзе, «Птицами нашей молодости» Иона Друце возникали и откровенно конъюнктурные «Правда памяти» Азата Абдуллина или «Не был, не состоял, не участвовал» Юрия Макарова.

Классический репертуар пополнялся благодаря режиссерам Аркадию Абакумову, Сергею Александрину — их постановки становились заметными событиями театральной жизни. «Дядя Ваня», поставленный Абакумовым в самом начале 80-х, был открытием «живого» Чехова, говорящего о серьезных вещах без многозначительности. Спектакль отличался великолепным актерским ансамблем — Евгений Лемешонок, Амата Смирнова, Анатолий Лосев, Маргарита Филатова, Владлен Бирюков.

Психологически точной была постановка «Вассы Железновой» Максима Горького — Сергей Александрин утвердил на заглавную роль Анну Покидченко, и в его трактовке Васса стала внешне маленькой, хрупкой женщиной, тем убедительнее была ее отчаянная решимость, тем ближе и понятнее была она зрителю.

В 1986 году в афише после долгого перерыва появилось имя Теннесси Уильямса: Леонид Остропольский поставил одну из его самых поэтических и страстных пьес — «Татуированную розу». Герои Уильямса были сыграны здесь с реалистической достоверностью, Светлана Сергеева в роли Серафины притягивала своим актерским темпераментом.

Дядя Ваня
«Дядя Ваня»
Васса Железнова
«Васса Железнова»
Татуированная роза
«Татуированная роза»

Михаил Резникович

Середина 80-х была отмечена сменой художественного руководства —спектакли главного режиссера Михаила Резниковича «Комиссия» Сергея Залыгина и «Дворянское гнездо» Ивана Тургенева привлекли к «Красному факелу» внимание российских театральных фестивалей. Драма «Дворянское гнездо» обрела не только успех в Новосибирске, но и счастливую гастрольную судьбу, в том числе на нее выходили рецензии в Польше. Критики не уставали восхищаться исполнительницей роли Лизы Анной Наталушко. С первого появления на сцене она приковывала взгляд, а финал спектакля превращала в высокое действо близкое к трагедии.

Михаил Резникович
Дядя Ваня
«Дворянское гнездо»
Васса Железнова
Татуированная роза

«Самоубийца»

Театр стал оживать благодаря молодой режиссуре и новой для сцены «Красного факела» драматургии. Одной из первых постановок пьесы Николая Эрдмана «Самоубийца» стала краснофакельская. Спектакль отличало единство сценического мира, созданного Валерием Кружковым с сотворчестве со сценографом Игорем Капитановым и художником по костюмам Фагилей Сельской. Вслед за автором создатели спектакля не скрывали иронии в отношении персонажей, готовых на корыстную сделку, даже если на кону жизнь человека.

Самоубийца
Валерий Харитонов в роли Подсекальникова
Московский хор

«Московский хор»

Еще одной удачей Валерия Кружкова стал «Московский хор» Людмилы Петрушевской. Происходящее в пьесе и на сцене могло граничить с театром абсурда, и во главе этого был персонаж Анны Покидченко — Лика. Эту редкую для актрисы характерную, решенную в трагикомическом ключе роль полюбили зрители и высоко оценили критики.

Алексей Серов
Алексей Серов

1990–2010-е

1990-е стали переломной эпохой в жизни «Красного факела». Вернулась игровая природа театра, продолжились эксперименты с формой.

В самом начале 90-х Андрей Максимов поставил на Большой сцене «Ромео и Джульетту» Уильяма Шекспира, и в его почерке отчетливо улавливались черты татищевского «Красного факела»: яркость, зрелищность, острота. Молодые герои здесь противостояли взрослому враждующему миру даже по способу существования — свободному, раскованному, сохраняя при этом оглушающую нежность друг к другу.

С 1992 по 1997 год «Красный факел» возглавлял режиссер Алексей Серов. Эти годы дали театру новое дыхание, а лучшие спектакли — «Шестеро персонажей в поисках автора» Луиджи Пиранделло, «Мамаша Кураж и ее дети» Бертольта Брехта — привлекли новую публику.

Ромео и Джульетта
«Ромео и Джульетта»
Мамаша Кураж и ее дети
«Мамаша Кураж и ее дети»
Шестеро персонажей в поисках автора
«Шестеро персонажей в поисках автора»

Труппа «Красного факела» в это время пополнилась талантливой командой молодых актеров, свободно владеющих современным театральным языком, — среди них впоследствии покорившие столицу Лидия Байрашевская, Максим Битюков, Виталий Коваленко, Сергей Пиоро. Их приход тоже изменил лицо театра.

Сергей Пиоро
Сергей Пиоро «Зойкина квартира»
Лидия Байрашевская и Виталий Коваленко
Лидия Байрашевская, Виталий Коваленко, спектакль «Роберто Зукко»
Максим Битюков
Максим Битюков

Олег Рыбкин

В 1995 году спектаклем «Время и комната» Бото Штрауса на краснофакельской сцене дебютировал Олег Рыбкин, через два года возглавивший труппу театра. Начался этап смелых художественных поисков, ярких сценических решений. «Зойкина квартира» по пьесе Михаила Булгакова стала первым спектаклем «Красного факела», выдвинутым на соискание Национальной театральной премии «Золотая Маска».

В 1998 году на сцене театра впервые в России осуществлена постановка пьесы Витольда Гомбровича «Ивонна, принцесса Бургундская». В заглавной роли блистала молодая актриса Виктория Левченко. Режиссер Олег Рыбкин, сценограф Ильи Кутянский и автор костюмов художник-концептуалист Андрей Бартенев буквально с первых минут спектакля погружали публику в некий транс. Это был абсолютный авангард, настоящий эстетический взрыв, отмеченный критиками и вновь номинированный на «Золотую Маску». Во второй половине 90-х «Красный факел» с постановками Олега Рыбкина принял участие в пяти европейских фестивалях.

Олег Рыбкин
Олег Рыбкин
Зойкина квартира
«Зойкина квартира»
Зойкина квартира
«Зойкина квартира»
Ивонна, принцесса Бургундская
«Ивонна, принцесса Бургундская»
Ивонна, принцесса Бургундская
«Ивонна, принцесса Бургундская»
Три сестры

До своего ухода с поста в 2002 году главный режиссер Олег Рыбкин успел поставить еще несколько крупных спектаклей, среди которых выделяется «Три сестры» Антона Чехова. Эстетский спектакль, отразивший полную растерянность интеллигенции перед реалиями жизни, был выдвинут на «Золотую Маску» в 4 номинациях.

«Рыбкин ставит треплевскую пьесу об угасающих существах, свершивших свой печальный круг. Или, если хотите, расширяет и населяет чеховскими персонажами маленькие метерлинковские пьески, пронизанные страхом, холодом жизни, безнадежным отчаянием»

Валерия Лендова, критик

Три сестры
Козий остров

«Козий остров»

Событиями становились и спектакли других режиссеров. «Козий остров» Уго Бетти был поставлен Дмитрием Черняковым, являющимся сегодня ведущим мировым оперным режиссером.

«Черняков был настоящим демиургом, создавшим спектакль от замысла до его сценографического и звукового решения»

Исполнительница роли Агаты, народная артистка РФ Галина Алехина

«Утиная охота»

В начале 2000-х «Красный факел» начал сотрудничество с молодым режиссером Петром Шерешевским, который подряд поставил два успешных спектакля. «Последняя любовь Дон Жуана» Эрика-Эмманюэля Шмитта стала первой постановкой в России и после просмотра оставляла зрителю поле для размышлений и вариаций. А «Утиная охота» Александра Вампилова стала ироническим осмыслением эпохи и представила публике нового кумира — актера Максима Битюкова.

В своем Зилове Битюков даже в паясничании героя сохранял обаяние, трогательность, пластичность. Он был слаб, безволен и потому жесток. Ему нравилась жизнь, но он в ней легко запутывался. Внутреннюю драму героя режиссер раскрывал и сценическими «жестами»: то официант, будто невзначай, накроет Зилова как саваном белой скатертью, то, как отмечали критики, «предстанет герою после тяжелого застолья его окружение в фарсовых масках зверушек с фальшивыми голосами, чтобы он опрокинул их наземь, как мишени в тире».

Утиная охота
Лисистрата SE
«Лисистрата SE»
Dostoevsky-trip
«Dostoevsky-trip»
Dostoevsky-trip
«Dostoevsky-trip»

В 2003 году Новосибирск одна за другой взорвали постановки Юрия Урнова — сначала «Лисистрата SE» по мотивам Аристофана, а позже «Dostoevsky-trip» по пьесе Владимира Сорокина, ставшая участником международной программы «Российско-германские культурные встречи» в Мюнхене и Берлине.

Валерий Гришко

С 2003 по 2005 год главным режиссером театра был Валерий Гришко, поставивший спектакли «Амадеус» Питера Шеффера, «Андорра» по Максу Фришу, «Дорогая Памела» Джона Патрика.

Развивая международные связи, «Красный факел» в 2005 году пригласил на постановку итальянского режиссера Риккардо Соттили — его метафоричный «Ричард III» по Уильяму Шекспиру стал событием и завоевал три премии «Парадиз». А через год английский режиссер Ян Виллем ван ден Бош поставил пьесу Марины Карр «Порция Кохлан» — спектакль принял участие в Фестивале современной британской драматургии в Москве.

Михаил Резникович
Амадеус
«Амадеус»
Андорра
«Андорра»
Дорогая Памела
«Дорогая Памела»
Ричард
«Ричард»
Порция Кохлан
«Порция Кохлан»
Александр Зыков

Александр Зыков

В 2006 году театр принял режиссер Александр Зыков, проработавший здесь до 2013 года. Его «Продавец дождя» по Ричарду Нэшу и «Поминальная молитва» по Григорию Горину стали настоящими зрительскими хитами, а многие ученики курса в Новосибирском государственном театральном институте, на котором он был мастером, вошли в труппу «Красного факела».

Продавец дождя
«Продавец дождя»
Продавец дождя
«Продавец дождя»
Поминальная молитва
«Поминальная молитва»
Поминальная молитва
«Поминальная молитва»

«Тартюф»

Фестивальный успех «Красного факела» закрепил «Тартюф» Жана-Батиста Мольера в постановке Андрея Прикотенко — он стал лауреатом фестиваля «Сибирский транзит» и премии «Парадиз» в двух номинациях, а также был выдвинут на «Золотую Маску» в пяти номинациях, включая две за «Лучшую мужскую роль» — Игорь Белозеров за Тартюфа и Владимир Лемешонок за Оргона.

Тартюф
Золотая маска
Репертуар «Красного факела» в 2010-е годы охватывает самую широкую аудиторию — на Большой и Малой сценах театра идут как драмы о современном человеке, так и комедии и лирические постановки.

Режиссеры открывают для публики новые пьесы и предлагают современные, сложные трактовки классических текстов. «Красный факел» привлекает зрителя-интеллектуала. Авторские спектакли «Макбет» Уильяма Шекспира, «Гедда Габлер» Генрика Ибсена, «Онегин» Александра Пушкина, «KILL» по мотивам драмы Фридриха Шиллера «Коварство и любовь», «Процесс» Франца Кафки решены радикально современным языком, при этом говоря со зрителем о вечных проблемах и ценностях. Спектакль «Онегин» на обсуждении после одного из фестивальных показов был назван «национальным достоянием», а на «Золотой Маске» получил две премии: за работу художника по свету (Денис Солнцев) и Специальную премию жюри драматического театра и театра кукол «За современное прочтение классики».

Макбет
«Макбет»
Гедда Габлер
«Гедда Габлер»
Онегин
«Онегин»
KILL
“KILL”
Процесс
«Процесс»

«Три сестры»

Визитной карточкой театра в этот период становится версия «Трех сестер» Антона Чехова на жестовом языке. В период с 2015 по 2021 год спектакль побывал на гастролях и фестивалях в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Екатеринбурге, Красноярске, Минске, Таллине, Вене, Берлине, Женеве, Цюрихе, Токио, Дуэ, Валансе, Тулузе, Сибиу, Афинах, Загребе. Десять раз «Три сестры» были сыграны в Париже на сцене легендарного театра «Одеон». На премии «Золотая Маска» спектакль получил Специальный приз жюри «За выдающийся актерский ансамбль», и еще при сценической жизни критики назвали его легендарным и достойным войти в театральные хрестоматии.

Три сестры
Дети солнца

«Дети солнца»

Еще одна «Золотая Маска» была вручена в 2020 году заслуженному артисту России Андрею Черных за роль Бориса Чепурного в спектакле «Дети солнца» по пьесе Максиму Горькому. Этот спектакль также побывал на множестве фестивалей, в том числе Фестивале русского искусства «Karussel» в Дрездене.

В этот период в «Красном факеле» выходят спектакли очень разные по форме.

Так, «Иллюзия» Пьера Корнеля в постановке Филиппа Григорьяна — настоящий визуальный театр, выполненный в любимой режиссером манере «кэмп», для которой характерны повышенная театральность, антонимичное сочетание игры и серьезности.

Иллюзия
Иллюзия

Большой пластический спектакль «Дом Бернарды Альбы» по пьесе Федерико Гарсиа Лорки выпустил Сергей Землянский — актрисы театра проходили длительные тренинги и обучались совершенно новому для себя сценическому языку.

Дом Бернарды Альбы
Дом Бернарды Альбы

В фарсовом ключе решена была «Карьера Артуро Уи» Бертольта Брехта. Историю восхождения, превращения посредственности в хозяина положения режиссер Глеб Черепанов превратил в яркий площадной аттракцион с сокрушающей финальной сценой.

Карьера Артуро Уи
Карьера Артуро Уи

Ново-Сибирский транзит

Значимой составляющей творческой жизни «Красного факела» с 2010 по 2021 годы являлся Межрегиональный театральный фестиваль-конкурс «Ново-Сибирский транзит». Фестиваль проходил раз в два года и объединял театры Сибири, Урала и Дальнего Востока. За время своего существования он обрел репутацию и укрепился в статусе одного из главных театральных форумов России. Фестиваль включал в себя конкурсную афишу, гостевую программу и off-программу, в рамках которой проходили мастер-классы и семинары, дискуссии и круглые столы с ведущими специалистами в области театра. «Ново-Сибирский транзит» стал главным шагом к созданию единого культурного пространства регионов и дал возможность многим постановщикам и актерам заявить о себе.

Ново-Сибирский транзит
Андрей Прикотенко
Андрей Прикотенко
В декабре 2022 года руководство театром приняла Антонида Гореявчева, с 2023 года главным режиссером «Красного факела» стал Андрей Прикотенко, с 2024 года он занимает пост художественного руководителя.
Театр сегодня
Мещане
«Мещане»

Художественной целью руководство «Красного факела» видит создание качественного репертуара академического театра на основе произведений мировой классической литературы. Основной задачей репертуара становится обращение сознания зрителей к важнейшим нравственным и этическим вопросам. «Красный факел» стремится к тому, чтобы утвердиться в качестве главного театрального центра Сибири, который способен дать возможность для посещения людям различных интересов.

Театр выпустил подряд несколько спектаклей, основанных на классическом материале: «Мещане» Максима Горького, «Собачье сердце» Михаила Булгакова, «Леди Макбет Мценского уезда» Николая Лескова, «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира, «Пигмалион» по мотивам пьесы Бернарда Шоу.

Собачье сердце
«Собачье сердце»
Леди Макбет Мценского уезда
«Леди Макбет Мценского уезда»
Поминальная молитва
«Поминальная молитва»
Ромео и Джульетта
«Ромео и Джульетта»
Пигмалион
«Пигмалион»
Мёртвые души

С огромным успехом осенью 2023 года прошла премьера спектакля Андрея Прикотенко «Мертвые души» по мотивам повести Николая Гоголя, а через год — «Бесы» по роману Федора Достоевского.

По итогам 2023 года спектакль Андрея Прикотенко «Мертвые души» попал в топ-10 по версии издания «Афиша Daily». Также в 2024 году он стал участником Дней культуры Новосибирской области в Республике Беларусь, открыл Фестиваль театров малых городов в Уфе (Республика Башкортостан) и получил Приз зрительских симпатий на XXXIV Международном театральном фестивале «Балтийский дом» в Санкт-Петербурге.

Мёртвые души
Бесы
«Бесы»
Демоны
Фестиваль театров в Уфе
На Фестивале театров малых городов России в Уфе
Фестиваль «Балтийский дом» в Санкт-Петербурге
На фестивале «Балтийский дом» в Санкт-Петербурге

В ноябре при поддержке Правительства Новосибирской области и при участии Министерства культуры Новосибирской области с большим успехом прошли гастроли театра «Красный факел» в Москве — на сцене Театра Наций были показаны спектакли «Бесы» и «Мертвые души». Гастроли были приурочены к празднику, ежегодно отмечающемуся как День Сибири.

Зрителям «Красного факела» регулярно предлагаются дополнительные просветительские и творческие мероприятия, приуроченные к выходу новых спектаклей. Проводится просветительский проект «По классике», который помогает посмотреть на классические произведения в разрезе современности. К премьере «Мертвые души» был подготовлен иммерсивный гастровечер «Ужин по-гоголевски». Эксклюзивные мероприятия проходят во Всемирный день театра — 27 марта. К каждой премьере готовится фотозона, на которой работает фотограф.

По классике
«По классике»
Гастровечер «Ужин по-гоголевски»
Гастровечер «Ужин по-гоголевски»
День театра
«День театра»
Фотозона
Фотозона

Ведется работа по формированию индивидуального облика театра в городском пространстве. В 2023 году был разработан новый фирменный стиль и логотип театра, базирующийся на традициях «Красного факела», но при этом отсылающий к современным тенденциям.

Студенты

Под художественным руководством Андрея Прикотенко набран совместный курс Новосибирского театрального института и «Красного факела». Мастером курса стал Константин Телегин, а педагогами — актеры театра: Екатерина Жирова, Денис Казанцев, Наталья Резник.

Международный Летний театральный фестиваль

Масштабным событием в театральном мире должен стать Международный Летний театральный фестиваль, который «Красный факел» проведет в июне 2025 года. Он вновь объединит театры Урала, Сибири и Дальнего Востока, поставив при этом в центр внимания актерскую школу. Летний театральный фестиваль будет ориентирован на максимально широкую аудиторию и должен стать событием не только для театрального сообщества, но и всего города, укрепив его имидж как центра современной жизни и культуры.

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19