Цена успеха
ДЕСЯТЬ лет — немалый срок, если учесть, какие масштабные перемены произошли в театре, который еще
Александр Прокопьевич не склонен драматизировать ситуацию:
— В жизни любого театра бывают взлеты и падения, это нормально. К тому же я принял руководство спустя год после дефолта, страна еще не выбралась из экономического упадка, что уж говорить о театрах? В «Красном факеле» мне сразу понравилась крепкая, профессиональная труппа, которая однозначно была гораздо выше среднего уровня. На первом же собрании я публично заключил: «Есть бриллианты, но хорошей оправы нет».
На самом деле основная миссия руководителя — создать благоприятные условия для работы, для развития. Кулябин тем и занялся, усовершенствовав систему оплаты. Плавно, планомерно за два года перевел весь творческий состав на контракты. Если раньше ставки окладов зависели преимущественно от званий и выслуги лет, то контракты позволили платить по реально вложенному труду, учитывать занятость в репетициях и спектаклях. Нового директора не устраивала и низкая — от 50 до 80 процентов наполняемость зала, он искал режиссеров и пьесы, способные собрать аншлаг, ведь аншлаги и есть показатель успеха, востребованности театра. Премьера комедии «Пока она умирала» Надежды Птушкиной, выпущенная в 2000 году, явилась первой «ласточкой», вызвавшей зрительский ажиотаж, очереди у кассы. А директор за тот простой по эстетике, но задушевный спектакль не раз, что называется, «получил по шапке» от местных критиков. Да и в целом к нему как к человеку пришлому, приехавшему из Ижевска, в Новосибирске поначалу относились предвзято, каждый шаг рассматривали словно под увеличительным стеклом. Внешне он реагировал на критику стоически, бестрепетно, но наверняка переживал. К тому же его руководству сопутствовали разного рода стихийные бедствия и ЧП. Чего стоит один только пожар, практически уничтоживший правое крыло здания.
— Я понимал, что должен запастись терпением, — вспоминает о том периоде Александр Прокопьевич. — Нельзя опускать руки и нельзя озлобляться. Злость разрушительна. А театру для успешного существования совершенно необходима аура доброжелательности, уважительного, чуткого отношения друг к другу. Как ни удивительно, наш коллектив
Напомню, что несколько краснофакельских спектаклей в ходе глобальной реконструкции, когда менялось все — перекрытия между этажами и оборудование двух сцен, прокатывались на чужих площадках — в ДКЖ, Доме ученых, ДК «Прогресс», Камерном зале филармонии, но многие артисты и технический персонал остались «за бортом», не у дел. Директор, и прежде никого не собиравшийся увольнять, испытывал опасения, что ценные кадры разбегутся. Ведь, например, в цехах — постижерном, реквизиторском, пошивочном и других — трудились действительно штучные специалисты
К хорошему быстро привыкаешь, вот и горожане привыкли, что зданию «Красного факела» — историческому и архитектурному памятнику начала прошлого века — вернули первоначальный облик. Он выглядит подобно московским и питерским заповедным уголкам, чем очень украшает наш город. Фасад с колоннадой подсвечен по вечерам, здесь, среди афишных тумб и ухоженных деревьев, приятно просто прогуляться, не только что зайти внутрь. Впрочем, и со служебного входа театр разительно переменился, цивилизовался. Тепло и уютно. Столовая с домашним меню и льготными ценами, комфортные гримуборные с диванами, где можно отдохнуть между утренними репетициями и вечерними спектаклями, и душевые кабинки. А главное — всюду движение, кипение жизни. На третьем этаже пол ходит ходуном — там танцуют, отрабатывают трюки и прочие элементы сцендвижения студенты театрального института, занятые в спектаклях «Факела». На Малой сцене в разгаре прогоны ближайшей премьеры «Степ на фоне чемоданов», которой скоро отметит бенефис известная актерская чета Светланы Сергеевой и Михаила Стрелкова. В репетиционном зале идут репетиции спектакля «Продавец дождя», а на Большой сцене выставляют декорации шоу «Только для женщин», уже на протяжении нескольких сезонов пользующемся колоссальным зрительским спросом.
Он признается, что многим еще не удовлетворен. Воспринимает как ЧП обстоятельство, если
— Новый виток экономических трудностей в стране и мире заставляет работать еще напряженнее. Вынужденной мерой был рост стоимости билетов в среднем на 10 процентов в начале сезона. Но мы подняли и планку качества выпускаемых спектаклей. Премьер стало меньше, вместе с тем процесс подготовки новых спектаклей стал вдумчивее и длиннее —
Ни для кого не секрет, что заметные строки вписал в афишу «Красного факела» последних лет младший сын Александра Прокопьевича — режиссер Тимофей Кулябин, который был самым молодым абитуриентом и студентом РАТИ и остается самым молодым режиссером огромной территории, простирающейся от Урала до Дальнего Востока. Конечно, злые языки подозревали отца-директора в протекционизме, но те досужие разговоры уже наскучили, поскольку Тимофей действительно подает надежды и подтвердил право на существование в режиссуре результатами постановок отнюдь не только в «Красном факеле». Пусть его спектакли — не бесспорные шедевры, что, скорее, плюс, а не минус, ведь в спорах и рождается истина. Но он со всей очевидностью доказал, что мастерски владеет формой и умеет актуализовать вечные темы через классику, владеть вниманием аудитории, с которой затевает отнюдь не детские, не облегченные, а самые что ни на есть насущные диалоги. На его становление, безусловно, повлияла биография, те обстоятельства, что отец почти четверть века был ведущим актером, а мама достаточно долго работала помощником режиссера. Кулябин-младший вырос за кулисами. А Кулябин-старший в свое время — в начале «лихих
Практика активного продюсирования не закончилась для Александра Прокопьевича с переездом в Новосибирск, наоборот, обрела черты принципиально новаторского подхода. В 2001 году он выступил с идеей объединения театрального пространства Сибири, распавшегося вследствие упразднения гастрольной практики, да сам и реализовал то трудоемкое начинание, устроив первый межрегиональный фестиваль «Сибирский транзит». Образно выражаясь, покорял Сибирь не как Ермак, силой, а посредством любви и дружбы, поводов для сотрудничества. На том первом фестивале, помимо репрезентативной программы показа лучших спектаклей последнего сезона, царила уникальная атмосфера искренности и открытости, непосредственного общения, обмена впечатлениями, эмоциями и энергиями в ходе официальных обсуждений спектаклей и неформальных капустников, посиделок с музыкой, танцами, братаниями и объятиями. Директор фестиваля создал условия для контакта всем гостям не хуже, чем интернет-порталы.
— В мае 2010 года состоится очередной,
Ирина Ульянина, «Новая Сибирь» № 43 (889) от 23 октября 2009 г. 30 октября 2009