История театра

Начало

Театр «Красный факел» был создан в 1920 году в Одессе группой молодых актеров во главе с режиссером Владимиром Татищевым. Одним из самых заметных спектаклей первого сезона стала «Саломея» О. Уайльда, где в заглавной роли блистала супруга Татищева — Надежда Огонь-Догановская. Владимир Татищев стремился к современному театральному языку, создавал постановки ярких форм, его девиз «Красота, правда и радость!» сохраняется театром и сегодня.

Одиннадцать лет театр «Красный факел» был передвижным, а в 1932 году обрел дом в Новосибирске в здании бывшего Коммерческого клуба. Первый спектакль в Новосибирске был сыгран 1 ноября 1932 года — им стала постановка Василия Федорова, ученика Всеволода Мейерхольда, «Гоп-ля, мы живем!» по пьесе Э. Толлера, обозначившая начало новой большой истории. Высокая режиссерская культура, чувство композиции и ритма, мастерское сценографическое решение Ильи Шлепянова — все это задало планку для дальнейшей жизни театра.

Тридцатые годы для «Красного факела» — время смелых экспериментов, формальных поисков, подчеркнутой театральности спектаклей. Театр осваивает самый широкий круг авторов — от Островского и Чехова до Погодина и Корнейчука.

С самого начала своей новосибирской истории «Красный факел» связан с именем Веры Павловны Редлих — выпускницы МХТ, ставшей выдающимся режиссером и педагогом. В Новосибирск Вера Редлих приехала вместе с мужем — актером Сергеем Бирюковым, и осталась здесь почти на 30 лет, с 1943 по 1960 годы являясь художественным лидером «Красного факела».

1940-е годы

В марте 1941 года состоялась одна из важнейших премьер в истории «Красного факела» — Вера Редлих осуществила постановку «Гамлета». «Красный факел» был первым театром, поставившим трагедию У. Шекспира в переводе Бориса Пастернака 1940 года, считающегося сегодня одним из хрестоматийных. Спектакль сложился как результат соавторства режиссера Веры Редлих и одного из лучших театральных художников Серафима Белоголового. Принца Датского играл Серафим Иловайский, бывший тогда художественным руководителем театра. Спектакль покорил самых требовательных зрителей и профессионалов. Знаменитый московский драматург Александра Яковлевна Бруштейн писала: «„Гамлет“ оказался нечаянной — и совсем не периферийной радостью!.. Это спектакль большой настоящей культуры и прекрасной режиссерской свободы, легкости, грациозных находок и свежести чувства...»

С началом Великой Отечественной войны многие работники «Красного факела» ушли на фронт, а те, кто остался, были на несколько лет перебазированы в города Кузбасса. Осенью 1941 года «Красный факел» отправился в город Сталинск — сегодняшний Новокузнецк. Новосибирскую сцену, а также личные квартиры со всей обстановкой, краснофакельцы уступили эвакуированному из блокадного Ленинграда Театру имени Пушкина (Александринский театр). Кстати, в литературной части Александринки тогда работал отец Сергея Довлатова Донат Исаакович Мечик.

В ночь на Новый 1942 год состоялась премьера самого знаменитого краснофакельского спектакля военных лет — «Фельдмаршал Кутузов» по пьесе В. Соловьева. Случалось, что эту постановку Веры Редлих играли по три раза в день. Всего за шесть месяцев «Красный факел» выпустил шесть премьер.

Артисты и технический персонал театра также проходил курс ВсеОбуча: сдавали зачеты по строевой подготовке, материальной части оружия, штыковому бою. Женщины, включая режиссера Веру Редлих, ведущих актрис Клавдию Гончарову, Елену Агаронову, выходили на стройку бараков для рабочих.

25 марта 1942 года театр «Красный факел» переехал в Прокопьевск, где за год выпустил еще пять премьер.

В 1943 году «Красный факел» вернулся в Новосибирск, но пока играл на сцене одного из клубов Кировского района. А вот 25 сезон театр открыл 29 сентября 1944 года уже в своем прежнем здании — состоялась премьера спектакля «Горе от ума» А. Грибоедова в постановке Павла Цетнеровича. Этот спектакль стал одним из самых любимых у зрителей, как и комедия К. Гольдони «Хозяйка гостиницы» с Еленой Агароновой в главной роли: эта премьера состоялась в незабываемое, счастливое время — 11 мая 1945 года.

1950-е годы

В 1950-е годы спектакли Веры Редлих, а также работавших рядом с ней в это время Владимира Дени, Николая Михайлова, Энвера Бейбутова, определяли уровень театральной культуры Сибири. В «эпоху Редлих» театр постоянно возвращался к произведениям А. Чехова, Ф. Достоевского, М. Горького, тяготея к глубокому психологизму.

Успешными стали постановки Энвера Бейбутова «Мещане» по М. Горькому и «Вей ветерок!» Я. Райниса. И в том, и в другом спектакле блестяще работал молодой актер Евгений Матвеев, привлекший к себе огромное внимание. На ленинградских гастролях начала 1950-х актер, отработавший в «Красном факеле» три сезона, получил приглашения сразу в несколько московских и ленинградских театров. Он выбрал Малый театр, но продолжил учиться, став впоследствии известным советским актером, потом — кинорежиссером. Народный артист СССР Евгений Матвеев всегда вспоминал годы в «Красном факеле» как время творческого роста и самоопределения.

Множество откликов получила постановка Веры Редлих «Чайка» по пьесе А. Чехова. Роль Аркадиной исполняла Елена Агаронова — бесспорная любимица зрителей и звезда краснофакельской сцены. Особый режиссерский талант и умение подчинить весь строй спектакля основной идее отмечали столичные критики во время триумфальных гастролей «Красного факела» 1953 года. Именно в это время театр получил символическое звание «сибирского МХАТа».

Среди лучших спектаклей новосибирских театров на военную тему в истории осталась «Барабанщица» по пьесе А. Салынского, поставленная Редлих в 1959 году. Роль Нилы Снижко стала звездной для приехавшей в Новосибирск годом ранее по приглашению Веры Редлих молодой актрисы Анны Покидченко — она вошла в число выдающихся актерских достижений в истории «Красного факела».

1960-е годы

В 1960 году Вера Редлих уехала из Новосибирска, вслед за ней театр покинули несколько ведущих актеров — на некоторое время это привело к кризису. В непростой период театр возглавил Константин Чернядев — он вывел на сцену современных героев. Успешно ставятся пьесы В. Розова, А. Арбузова, В. Лаврентьева, в то же время репертуар по-прежнему пополняется классикой — появляются «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского, «Бег» М. Булгакова, «Враги» и «Варвары» М. Горького, «Собака на сене» Л. де Вега.

Особняком стоит «Нора» — постановка самого Чернядева по пьесе Г. Ибсена, названная одной из вершин классического репертуара того времени. Роль Норы, построенная на резких контрастах, ярких эмоциональных всплесках, была одной из самых дорогих для Анны Покидченко — актрисы, проработавшей в «Красном факеле» до последнего дня — 2 марта 2014 года — и ставшей легендой не только отдельно взятого театра, но и всей Сибири. Народная артистка СССР, «Национальное достояние России», кавалер ордена Дружбы — и, разумеется, королева сцены: более 70 созданных ею образов стали важной частью театральной истории региона. Для многих новосибирцев театр начался именно со встречи с этой уникальной, блистательной актрисой.

Одним из самых ярких спектаклей 1960-х стал «Борис Годунов» А. Пушкина в постановке Арсения Сагальчика. Режиссер выделял каждого из героев, считая, что они не игрушки в руках исторического фатума, а люди, свободные в выборе своего пути, и значит — несущие за этот выбор ответственность. Вершиной спектакля был образ, собственно, Годунова, воплощенный Анатолием Солоницыным, уже снявшимся в то время в кинодраме «Андрей Рублев» Андрея Тарковского. Актер тонко передавал диалектику личности Годунова — его герой нес в себе и трагическую вину, и расплату. Музыка к спектаклю была специально создана знаменитым композитором Альфредом Шнитке. Постановка Сагальчика была остросовременна и, безусловно, талантлива, однако вызвала яростные споры, оказавшись для города чужеродной.

1970-е годы

Список режиссеров, работавших в 1970-е годы на сцене «Красного факела», довольно объемен. В 1971 году театр возглавил Владимир Кузьмин, но уже в 1975-м его сменил Семен Иоаниди, рядом с ним работали Генрих Оганесян, Изяслав Борисов, Аркадий Абакумов, Дмитрий Масленников, Д. Шаманиди. С их именами связан ряд полюбившихся городу и оставшихся в памяти театра спектаклей — «Венецианские близнецы» К. Гольдони, «Орфей спускается в ад» Т. Уильямса, «Таланты и поклонники» А. Островского, «Ворон» К. Гоцци. В 1979 году в репертуаре появилась постановка Семена Иоаниди «Гнездо глухаря» по совсем новой пьесе В. Розова. Этот спектакль обозначил новую театральную династию — впервые в нем на сцену «Красного факела» вышел молодой актер Владимир Лемешонок, и это была первая совместная работа с отцом — Евгением Лемешонком. Лемешонок-старший четверть века отдал «Красному факелу» и, по свидетельству современников, был «одним из тех, кто придавал смысл, значение и достоинство искусству этого театра». Спустя годы это же можно говорить и о его сыне.

1970-е вообще принесли богатое пополнение труппы — именно в эти годы начинали свой путь ставшие позднее мастерами «Красного факела» Валерий Чумичев, Светлана Сергеева, Валентина Широнина, Михаил Стрелков, Игорь Белозеров, Татьяна Дорохова, Маргарита Филатова, Анатолий Лосев, Наталья Демина. У театра появилось новое «легкое» дыхание, спектакли стали более зрелищными и образными.

В 1971 году в труппу «Красного факела» пришел Владлен Бирюков — и мгновенно стал звездой театрального Новосибирска, а после обрел народную славу как актер кино, сыграв, в частности, в киноэпопее «Вечный зов».

Рождались яркие постановки и роли, но отсутствие сильного творческого лидера пока препятствовало «Красному факелу» вновь подняться до уровня уникального явления на театральной карте России.

1980-е годы

Первая половина 80-х серьезных перемен в жизнь «Красного факела» не принесла. Новый главный режиссер Виталий Черменев работал активно — за четыре года он поставил 12 спектаклей. При этом рядом с глубокими «Закон вечности» по Н. Думбадзе, «Птицы нашей молодости» И. Друце возникали и откровенно конъюнктурные «Правда памяти» А. Абдуллина или «Не был, не состоял, не участвовал» Ю. Макарова. Классический репертуар пополнялся благодаря режиссерам Аркадию Абакумову, Сергею Александрину — их постановки становились заметными событиями театральной жизни. «Дядя Ваня», поставленный Абакумовым в самом начале 80-х, был открытием «живого» Чехова, говорящего о серьезных вещах без многозначительности. Спектакль отличался великолепным актерским ансамблем — Евгений Лемешонок, Амата Смирнова, Анатолий Лосев, Маргарита Филатова, Владлен Бирюков. Психологически точной была постановка «Вассы Железновой» М. Горького — Сергей Александрин утвердил на заглавную роль Анну Покидченко, и в его трактовке Васса стала внешне маленькой, хрупкой женщиной, тем убедительнее была ее отчаянная решимость, тем ближе и понятнее была она зрителю.

Середина 80-х была отмечена сменой художественного руководства — спектакли главного режиссера Михаила Резниковича «Комиссия» С. Залыгина и «Дворянское гнездо» И. Тургенева привлекли к «Красному факелу» внимание российских театральных фестивалей.

Театр стал оживать благодаря молодой режиссуре — Андрею Максимову, пришедшему на смену Резниковичу, Валерию Кружкову и новой для сцены «Красного факела» драматургии — от «Самоубийцы» Н. Эрдмана, долгое время запрещенного в стране, до «Московского хора» Л. Петрушевской. На рубеже десятилетий труппа «Красного факела» вновь доказала свою способность к возрождению и умение говорить со зрителем современным образным языком.

1990-е годы

90-е стали переломной эпохой не только в жизни страны, но и в жизни «Красного факела». В 1990 году Андрей Максимов поставил «Ромео и Джульетту» У. Шекспира и в его почерке отчетливо улавливались черты татищевского «Красного факела»: яркость, зрелищность, острота, игровая природа театра. Эксперименты с формой осуществлял Александр Нордштрем — «Летиция, или Игра воображения» П. Шеффера в его постановке была достаточно авангардной для своего времени.

С 1992 по 1997 год «Красный факел» возглавлял молодой режиссер Алексей Серов. Эти годы дали театру новое дыхание, а лучшие спектакли — «Шестеро персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло, «Мамаша Кураж и ее дети» Б. Брехта, «Мое загляденье» А. Арбузова — привлекли в «Красный факел» новую молодую публику. Труппа театра пополнилась талантливой командой молодых актеров, свободно владеющих современным театральным языком. Их приход тоже изменил лицо театра.

В 1995 году спектаклем «Время и комната» на краснофакельской сцене дебютировал Олег Рыбкин, через два года возглавивший театр. Это был настоящий эстетический взрыв — начался этап смелых художественных поисков, ярких сценических решений. «Зойкина квартира» по пьесе М. Булгакова стала первым спектаклем «Красного факела», выдвинутым на соискание Национальной театральной премии «Золотая Маска». В 1998 году на сцене театра впервые в России осуществлена постановка пьесы польского прозаика и драматурга Витольда Гомбровича «Ивонна, принцесса Бургундская» — это был абсолютный авангард, отмеченный критиками как смелый и триумфальный прорыв и вновь номинированный на «Золотую Маску». Через два года не меньший успех ждал еще одну постановку Рыбкина — «Три сестры» по А. Чехову. Во второй половине 90-х «Красный факел» с постановками Олега Рыбкина принял участие в пяти европейских фестивалях.

Событием стал и спектакль «Козий остров», поставленный по пьесе У. Бетти молодым режиссером Дмитрием Черняковым, сегодня являющимся ведущим оперным режиссером не только России, но и Европы. «Козий остров» — один из немногих его драматических спектаклей.

Профессиональными наградами, высокими оценками столичной критики и зрительской любовью отмечены в эти годы работы Лидии Байрашевской, Виталия Коваленко, Виктории Левченко, Александра и Юрия Дроздовых, Татьяны Классиной, Галины Алехиной, Владимира Лемешонка, Игоря Белозерова.

2000-е годы

В начале 2000-х «Красный факел» сотрудничает с молодым режиссером Петром Шерешевским, который подряд ставит два успешных спектакля. «Последняя любовь Дон Жуана» Э.-Э. Шмитта стала первой постановкой в России, а «Утиная охота» А. Вампилова представила публике нового кумира — актера Максима Битюкова.

С 2003 по 2005 год главным режиссером театра был Валерий Гришко, мастер петербуржской школы. Зрителям запомнились его спектакли «Амадеус» П. Шеффера, «Андорра» по М. Фришу, «Дорогая Памела» Д. Патрика, а комедия «Ночной таксист» по Р. Куни сохраняется и в современном репертуаре.

В 2003 году Новосибирск одна за другой взорвали постановки Юрия Урнова — сначала «Лисистрата SE» по мотивам Аристофана, а позже — на открытии 84-го сезона — «Dostoevsky-trip» по пьесе Владимира Сорокина. Последний был создан совместно с продюсерским центром «Hahn Produktion» и стал участником международной программы «Российско-германские культурные встречи», успешно пройдя в Мюнхене и Берлине.

Развивая международные связи, «Красный факел» в 2005 году пригласил на постановку итальянского режиссера Риккардо Соттили — ироничный и метафоричный «Ричард III» по У. Шекспиру стал событием и завоевал три премии «Парадиз». А через год английский режиссер Ян Виллем ван ден Бош поставил пьесу М. Карр «Порция Кохлан» — спектакль принял участие в Фестивале современной британской драматургии в Москве.

Фестивальный успех закрепил «Тартюф» Ж.-Б. Мольера в постановке Андрея Прикотенко — он стал лауреатом фестиваля «Сибирский транзит» и премии «Парадиз» в двух номинациях, а также был выдвинут на премию «Золотая Маска» в пяти номинациях, включая две за «Лучшую мужскую роль» — Игорь Белозеров за Тартюфа и Владимир Лемешонок за Оргона.

В 2006 году театр принял режиссер Александр Зыков, проработавший здесь до 2013 года. Его «Продавец дождя» по Р. Нэшу и «Поминальная молитва» по Г. Горину стали настоящими зрительскими хитами, а многие ученики курса в Новосибирском государственном театральном институте, на котором он был мастером, вошли в труппу «Красного факела».

XXI век — новейшее время

Современная история «Красного факела» неразрывно связана с главным режиссером Тимофеем Кулябиным, принявшим художественное руководство в 2015 году. Практически все его спектакли стали участниками и лауреатами многих российских и международных театральных фестивалей и привлекли в театр зрителя-интеллектуала.

На Национальную премию «Золотая Маска» в разные годы выдвигались его спектакли «Макбет» по У. Шекспиру, «Онегин» по роману А. Пушкина, «KILL» по мотивам пьесы Ф. Шиллера, «Три сестры» А. Чехова, «Дети солнца» М. Горького. В 2014 году спектакль «Онегин» получил две премии — за работу художника по свету (Денис Солнцев) и Специальную премию жюри драматического театра и театра кукол «За современное прочтение классики», а в 2017-м спектакль «Три сестры» получил Специальный приз жюри «За выдающийся актерский ансамбль».

Постановка «Три сестры», осуществленная на жестовом языке, стала визитной карточкой современного «Красного факела» — еще при продолжающейся сценической жизни ее уже называют легендарной и прочат ей место в театральных хрестоматиях. В период с 2015 по 2019 год она побывала на гастролях и фестивалях в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Екатеринбурге, Минске, Таллине, Вене, Берлине, Женеве, Цюрихе, Токио, Дуэ, Валансе, Тулузе, Сибиу, Афинах. Десять раз она была сыграна в Париже на сцене легендарного театра «Одеон».

«Красный факел» расширяет культурные границы и с помощью серии проектов со специально приглашенными звездами. Первым в этом ряду стало приглашение известного актера театра и кино Александра Балуева на роль Арбенина в постановке Тимофея Кулябина «Маскарад» по пьесе М. Лермонтова. Александр Балуев играет эту роль на протяжении уже почти десяти лет, а в декабре 2018 года вместе со спектаклем состоялось и чествование актера в связи с его юбилеем. В спектакле «Поминальная молитва» роль Тевье исполняет санкт-петербургский актер Семен Фурман. Также в проекте приняла участие заслуженная артистка России Ольга Прокофьева — в постановке Екатерины Гранитовой «Невольницы» по пьесе А. Островского она исполнила роль Софьи Сергеевны.

Сегодняшний репертуар «Красного факела» сбалансирован и охватывает самую широкую аудиторию — на Большой и Малой сценах театра идут как психологические драмы, так и комедии, детективы, трагифарсы и даже пластические постановки.

Значимой составляющей сегодняшней жизни «Красного факела» является Межрегиональный театральный фестиваль-конкурс «Ново-Сибирский транзит». Он был инициирован театром и впервые проведен в 2001 году вначале как «Сибирский транзит», и уже в 2005-м признан лучшим продюсерским проектом в сфере культуры и искусства на Международном фестивале «Дягилевские сезоны: Пермь-Петербург-Париж». В 2010 году автор идеи фестиваля — директор театра «Красный факел» Александр Кулябин — стационировал фестиваль в Новосибирске: отныне он стал носить имя «Ново-Сибирский транзит». Фестиваль проходит раз в два года и представляет лучшие постановки театров Сибири, Урала и Дальнего Востока. «Ново-Сибирский транзит» стал главным шагом к созданию единого культурного пространства регионов и сегодня является одним из самых крупных и значимых фестивалей страны.

В 2018 году Александр Кулябин был награжден Международной премией Станиславского в номинации «Организация театрального дела» за создание Межрегионального фестиваля-конкурса «Ново-Сибирский транзит» и руководство театром «Красный факел».