История театра

Театр создан в 1920 году в Одессе группой молодых актеров во главе с режиссером В. К. Татищевым.

В Новосибирске работает с 1932 года. Немало замечательных имен театральных деятелей России связано с этим коллективом: в разные годы на сцене «Красного факела» играли выдающиеся актеры — С. Иловайский, С. Бирюков, К. Гончарова, Е. Агаронова, Н. Михайлов, Е. Матвеев, А. Глазырин, А. Солоницын, А. Болтнев, здесь шли спектакли П. Центнеровича, Э. Бейбутова, В. Кузьмина, А. Дикого, К. Чернядева, работал один из лучших театральных художников С. Белоголовый.

30-е годы

1 ноября 1932 года «Красный факел» впервые играл в Новосибирске, на своей новой сцене. Специально для дебюта театр возобновил одну из лучших своих постановок, имевшую успех во многих городах, где останавливался передвижной «Факел» — пьесу Эрнста Толлера «Гоп-ля, мы живем!». Это название оказалось символическим, а дату можно считать вторым днем рождения театра.

История здания

«Красный факел» в Сибири, действительно, рождался заново, ведь из тринадцати приехавших сюда «стариков» к концу первого сезона в труппе осталось лишь четверо. Главный режиссер Федор Литвинов собирал новые творческие силы. В числе приглашенных им были Серафим Иловайский, яркий романтический актер, возглавивший театр в конце тридцатых, и актерская пара из Томска — Сергей Бирюков и Вера Редлих, которой суждено будет сыграть особую роль в истории «Красного факела».

Виртуальный тур по театру

Тридцатые годы для театра — время смелых экспериментов, формальных поисков, подчеркнутой театральности спектаклей и время их жесткой критики «сверху». В эти же годы «Красный факел» осваивает самый широкий круг авторов — от Островского и Чехова до Погодина и Корнейчука.

Конец тридцатых — время, когда руководители театра расстреляны, часто меняются режиссеры. Но, к счастью, талантливый коллектив уже внутренне сплочен и под руководством Иловайского ему удается достичь «домашней» гармонии и сохраниться творчески. В эти годы у театра появляется новый режиссер, Вера Редлих, и новый язык спектаклей — реалистический, но не бытовой. Очевидно, что она стремится к психологической правде и выразительности характеров, и при этом умеет их романтически укрупнять, что блестяще доказывает своим «Гамлетом» с Иловайским в главной роли. Впрочем, это было уже в самом начале 40-х, перед войной.

40-е годы

21 июня 1941 года «Красный факел» играл премьеру сердечного и мудрого спектакля «Машенька» в постановке Веры Редлих. А на следующий день началась другая, военная жизнь. За три недели с огромным энтузиазмом был поставлен патриотический спектакль «Парень из нашего города» с Николаем Михайловым в главной роли. Его с воодушевлением воспринял новосибирский зритель, но вскоре театру и городу предстояло временно расстаться.

В сентябре 1941 года, уступив свою сцену и квартиры актерам Ленинградского академического театра им. Пушкина, «краснофакельцы» уезжают в Новокузнецк, а затем в Прокопьевск. Все тяготы военного лихолетья легли на их плечи, но работа над новыми спектаклями шла беспрестанно, а количество концертов на заводах и в госпиталях теперь и не сосчитать. Одной из больших удач «Красного факела» в те годы стал спектакль Веры Редлих «Фельдмаршал Кутузов», его мощный патриотический заряд вызывал неизменно восторженный отклик зала. Матвея Кирикова — Кутузова встречали громом оваций, но не меньшим успехом пользовалась и его постановка водевиля «Лев Гурыч Синичкин», и комедии «Собака на сене», «Чужой ребенок». Смех тоже был живительной силой и помогал выстоять. Недаром и День Победы «краснофакельцы», уже вернувшиеся на родную сцену, встретили искрометной премьерой «Хозяйки гостиницы» в постановке Цетнеровича.

Война стала временем неизбежных потерь — четверо актеров погибло на фронте, не дожив до сорока, погиб в автокатастрофе Серафим Дмитриевич Иловайский, но это было и время обретения мужества, зрелости, которые дали возможность «Красному факелу» в последующие годы пережить самый яркий расцвет. Наступала «эпоха Веры Редлих».

50-е годы

Летом 1953 года состоялись триумфальные гастроли в Москве, после которых за «Красным факелом» закрепилось высокое звание «Сибирский МХАТ». Это был успех ансамбля художников, объединенных Верой Павловной Редлих. Рядом с ней в эти годы работали такие разные режиссеры, как Владимир Карлович Дени, Николай Федорович Михайлов и Энвер Бейбутов. Вместе они создали театр высокой сценической культуры и тонкого художественного вкуса, где главное внимание уделялось русской классике. «Зыковы», «Чайка», «Три сестры», «Село Степанчиково и его обитатели» в постановке Редлих, «Мещане» в постановке Бейбутова навсегда вошли в золотой фонд театра.

Талантливый ансамбль предполагает высокое мастерство каждого участника, и именно так было в «Красном факеле» пятидесятых. Редлих удалось создать театр звезд, в котором блистали Елена Агаронова, Сергей Бирюков, Вера Капустина, Сергей Галуза, Евгений Матвеев, Алексей Глазырин и еще целый ряд великолепных актеров. Кто-то шагнул со сцены нашего театра на столичные подмостки и обрел славу, но на смену им приходили новые, яркие, неповторимые артисты. Вступить в труппу знаменитого на всю страну «Красного факела» было честью для многих. В пятидесятые годы пришли в театр Аркадий Беляев, Амата Смирнова, И. Поляков, Любовь Борисова и, наконец, Анна Покидченко, чей великолепный и светлый дар царит на краснофакельской сцене и сегодня. А начиналась ее биография в Новосибирске с ролей в «Живом трупе», «Трех сестрах» и, конечно, в незабываемой «Барабанщице». Это был канун шестидесятых.

60-е годы

В 1960 году Вера Павловна Редлих покидает Новосибирск. В истории «Красного факела» начинается новая глава, не такая успешная, но живая и по-своему увлекательная. Уход Веры Павловны привел театр к явному кризису, вслед за ней в первой половине 60-х «Красный факел» покидают несколько ведущих актеров. Но заложенные Редлих художественные и этические принципы, сформированный ею костяк краснофакельской труппы сохранились в театре и сохранили театр.

«Красный факел» в этот трудный период возглавил Константин Чернядев, он вывел на нашу сцену современных героев, успешно ставил Розова, Арбузова, Салынского. В его спектаклях талантливо и часто неожиданно раскрывались молодые актеры и мастера старшего поколения. Поставленные Чернядевым «Иркутская история», «Таня», «Варшавская мелодия» с Анной Покидченко в главных ролях, находили живой и эмоциональный отклик новосибирской публики.

Несмотря на повышенный интерес к современности, на сцене «Красного факела» в 60-е годы по-прежнему немало классики: от традиционных по своему решению «Собаки на сене», «Норы», «Врагов» Константина Чернядева до вызвавшего яростные споры критиков «Бориса Годунова» режиссера Арсения Сагальчика с Анатолием Солоницыным в главной роли. Этот талантливый, остросовременный спектакль оказался преждевременным, чужеродным для театра и города. На рубеже 70-х годов «Красный факел» явно нуждался в переменах.

70-е годы

В 1971 году театр возглавил Владимир Кузьмин. До этого, в 60- годы, он создал славу современного талантливого коллектива Новосибирскому ТЮЗу. Период его работы в «Красном факеле» был недолгим, но в это время труппа пополнилась замечательными молодыми актерами, у театра появилось новое «легкое» дыхание, спектакли стали более зрелищными и образными. Именно в 70-е начинали свой путь нынешние ведущие мастера «Красного факела», заслуженные артисты России Владлен Бирюков, Валерий Чумичев, Светлана Сергеева, Валентина Широнина, Михаил Стрелков, Игорь Белозеров, Татьяна Дорохова, Маргарита Филатова, Наталья Демина. Талантливо работали молодые тогда Анатолий Лосев, Валерий Харитонов. Новосибирские театралы могут продолжить этот ряд актерских имен.

Список режиссеров, ставивших в 70-е годы на нашей сцене, тоже был достаточно велик и разнообразен. Кузьмина на посту главного режиссера в 1975-м сменил Семен Иоаниди, рядом с ним работали Г. Оганесян, Изяслав Борисов, А. Абакумов, Дмитрий Масленников. С этими именами связан ряд полюбившихся городу и оставшихся в памяти театра спектаклей — «Гнездо глухаря», «Орфей спускается в ад», «Таланты и поклонники», «Дядя Ваня», «Святой и грешный».

Рождались яркие постановки, незабываемые роли, но в целом до уровня уникального явления на театральной карте России, как это было при Редлих, «Красный факел» пока подняться не мог. Мешало отсутствие сильного творческого лидера со своей художественной программой.

80-е годы

Первая половина 80-х серьезных перемен в жизнь «Красного факела» не принесла, да и в жизни страны это, как известно, было застойное продолжение предыдущего десятилетия. Репертуарный выбор нового главного режиссера Виталия Черменева был чрезвычайно широк, рядом с глубокими и искренними его спектаклями — «Закон вечности», «Птицы нашей молодости» — возникали и такие ложно-пафосные постановки, как «Правда памяти» или «Не был, не состоял, не участвовал:» Немалую дань в эти годы театр отдал и развлекательным «Притворщикам» и «Жизнерадостным ребятам», а вот к русской классике обращался реже, чем хотелось бы, порой по два-три года не осуществляя новых постановок.

Середина 80-х была отмечена сменой художественного руководства и такими заметными спектаклями нового главного режиссера Михаила Резниковича, как «Комиссия» и «Дворянское гнездо», привлекшие к «Красному факелу» внимание на российских и международных театральных фестивалях. Театр стал оживать благодаря молодой режиссуре — А. Максимову, пришедшему на смену М. Резниковичу в 1999 году, Александру Нордштрему, В. Кружкову и новой для нашей сцены драматургии — от Николая Эрдмана («Самоубийца») и Михаила Булгакова («Багровый остров») до Людмилы Петрушевской («Московский хор») и Николая Коляды («Мурлин Мурло»).

Время диктовало перемены не только содержания, но и формы спектаклей. На рубеже 90-х годов талантливая труппа «Красного факела» вновь доказала свою способность к возрождению, способность говорить со зрителем современным образным языком.

90-е годы

С 1992 по 1997 год «Красный факел» возглавлял молодой режиссер Алексей Серов. Эти годы дали театру новое дыхание, а лучшие спектакли — «Шестеро персонажей в поисках автора», «Мамаша Кураж», «Мое загляденье» — привлекли в «Красный факел» новую, интеллектуальную, молодую публику. В середине 90-х труппа театра пополнилась замечательной командой молодых актеров, свободно владеющих современным театральным языком. Их приход тоже изменил лицо театра.

В 1995 году спектаклем «Время и комната» на краснофакельской сцене дебютировал Олег Рыбкин (главный режиссер театра с 1997 по 2002 год). Это стало началом нового этапа в жизни театра — этапа смелых художественных поисков, ярких сценических решений и открытия новой драматургии. Спектакли Олега Рыбкина не раз удостаивались различных премий, три из них номинировались на соискание Национальной театральной премии «Золотая Маска» — «Зойкина квартира» (1998), «Ивонна, принцесса Бургундская» (1999) и «Три сестры» (2001). Во второй половине 90-х «Красный факел» с постановками Олега Рыбкина участвует в пяти европейских фестивалях. Профессиональными наградами, высокими оценками столичной критики и большим зрительским успехом отмечены в эти годы работы Лидии Байрашевской, Виталия Коваленко, Виктории Левченко, заслуженных артистов России Галины Алехиной, Владимира Лемешонка. Перечислять можно еще немало имен — краснофакельская труппа и сегодня высокопрофессиональна и талантлива.

И на заре нового века «Красный факел» готов повторить свое символическое «Гоп-ля, мы живем!»

2000-е

В 2001 году театр учреждает и впервые проводит на своей сцене фестиваль «Сибирский транзит» — крупнейший театральный форум за Уралом. Автор идеи фестиваля — директор «Красного факела» Александр Кулябин — стал лауреатом конкурса продюсерских проектов на Международном фестивале «Дягилевские сезоны: Пермь — Петербург — Париж» за лучший продюсерский проект в сфере культуры и искусства.

С 2003 по 2005 год главным режиссером театра был Валерий Гришко, ученик Г. А. Товстоногова, зрелый мастер петербуржской школы. За это время он поставил в «Красном факеле» спектакли «Амадеус» по Питеру Шефферу, «Андорра» по Максу Фришу, «Ночной таксист» по Рею Куни, «Дорогая Памела» Джона Патрика с участием самой известной актрисы Новосибирска — народной артистки СССР Анны Покидченко, а также последнюю премьеру 85-го театрального сезона — «Кабала святош» Михаила Булгакова.

В 2004 в Мюнхене и Берлине «Красный факел» представляет спектакль «Dostoevsky-trip» по пьесе В. Сорокина, поставленный совместно с продюсерским центром «Hahn Produktion», в рамках фестиваля «Дни российской культуры в Германии».

В 2005 году итальянский режиссер Риккардо Соттили ставит в Красном факеле" трагедию У. Шексипра «Ричард III». Спектакль удостоен Новосибирской театральной премии «Парадиз» в трех номинациях. В этом же году театр гастролирует в Берлине.

В 2006 спектакль «Порция Кохлан» по пьесе М. Карр участвует в совместном проекте фестиваля «Новая драма» и Британского Совета в России — Фестивале современной британской драматургии. Постановка Андрея Прикотенко «Тартюф» по пьесе Ж.-Б. Мольера становится лауреатом фестиваля «Сибирский транзит» как «Лучший спектакль-ансамбль» и удостоен Премии «Парадиз» в двух номинациях.

В этом же году Экспертный совет Национальной театральной премии «Золотая Маска» выдвинул спектакль «Тартюф» на соискание Премии в номинациях: «Лучший спектакль драмы / большая форма», «Лучшая работа режиссера» (Андрей Прикотенко), «Лучшая работа художника» (Олег Головко), «Лучшая мужская роль» (Игорь Белозеров, Владимир Лемешонок).

В 2007 году краснофакельцы набрали курс в Новосибирском государственном театральном институте (мастер курса — народный артист России Александр Зыков, главный режиссер театра, педагоги: режиссер Тимофей Кулябин, народная артистка России Галина Алехина, народный артист России Игорь Белозеров и заслуженный артист России Владимир Лемешонок).

С 2004 по 2008 годы успешно проведена большая реконструкция здания театра. Полностью обновлены все помещения, заменены перекрытия, экстерьеру и интерьеру театра возвращены исторические черты, обе сцены оснащены современным техническим оборудованием.

В 2009 году спектакль «Макбет» выдвинут на соискание Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинациях: «Лучший спектакль драмы / большая форма», «Лучшая работа режиссера» (Тимофей Кулябин), «Лучшая мужская роль» (Константин Телегин).

В 2010 году театр учредил Первый межрегиональный фестиваль «Ново-Сибирский транзит», объединивший театры Сибири, Урала и Дальнего Востока.

Главный режиссер театра — народный артист России Александр Зыков (возглавляет театр с 2006 года).

Директор театра — Александр Кулябин (руководит театром с 1999 года).