«Красный факел» придерживается принципа «соленого огурца»

Олег Пивоваров. В свое время «Красный факел» был лидером российского театра, потом он потерял яркость, его краски потускнели. Через какое-то время театр снова стал набирать силу и сегодня вновь является одним из лидеров Сибирского театрального пространства. А когда вы пришли в театр, в каком состоянии застали «Красный Факел»?

Александр Кулябин. Для меня «Красный факел» всегда был театром особенным. У него удивительно богатая история, в которой было все: и грандиозные взлеты и периоды не очень удачные… Но в любые времена театр отличался блестящей труппой. Легендарную славу «Красному факелу» принесла, конечно, Вера Павловна Редлих — художественный руководитель театра 50-х, ученица Станиславского. Именно она создала театр звезд, и попасть в его труппу всегда было честью для актеров. Здесь работали лучшие. Знаете, у меня возникла такая ассоциация (как, наверное, у увлеченного кулинара): в нашем театре действует «принцип соленого огурца». Если в бочку с солеными огурцами положить свежий, то он обязательно станет соленым — так и с актерами: попал в «Красный факел» — невольно пропитаешься его исконной культурой. В театре очень важны традиции, и мы их сохраняем. Мы вернули в фойе портрет Веры Павловны Редлих, учредили премию ее имени на фестивале «Сибирский транзит»… О своей истории необходимо помнить и говорить.

О. П. То есть, соответствовать своему творчеству.

А. К. Конечно. И особенно важна атмосфера внутри коллектива. Меня очень радует то, что даже сейчас, во время реконструкции здания, когда актеры вынуждены репетировать в жутких условиях, никто не скандалит, не опаздывает, не жалуется. Все нацелены только на работу, поддерживают друг друга.

О. П. Реконструкция — это большое испытание для театра, и если у вас из-за этого не изменились отношения, значит, коллектив здоровый. Не только в Москве, Петербурге, но и в России существуют авторские театры, где режиссеры определяют репертуар. А есть театры директорские. Как мне кажется, «Красный факел» относится ко второму направлению. Какие у вас представления о современном театре?

А. К. О моих представлениях, наверное, можно судить по тому, какого режиссера я пригласил возглавить театр. Это Александр Маркович Зыков, до этого руководивший Норильским театром драмы. Режиссер старой школы, человек очень опытный, мудрый, настоящий мастер. Я видел его работы на «Сибирском транзите», и меня они просто поразили (и не меня одного) — очень человеческие, душевные, остроумные. Надеюсь, у нас получится серьезный тандем. Я очень рад, что мы работаем с ним, особенно сейчас, когда ситуация непростая.

О. П. В психологическом плане или в художественном?

А. К. И в том, и в другом. Сейчас многие доверяют молодым режиссерам, и это правильно. Тем не менее, репертуарный театр, в котором сосуществуют разные поколения, разные школы, нуждается в опытном руководителе. Здесь нужен человек, не единожды доказавший свою творческую состоятельность.

О. П. В чем, по-вашему, сильные стороны нынешнего «Красного факела»?

А. К. Безусловно, в актерах! Еще только придя в театр, я понял, что труппа состоит из брильянтов.

О. П. Есть ли в театре слабые стороны, от которых хотелось бы избавиться?

А. К. Конечно. Многое еще предстоит сделать, и это, в первую очередь, касается административной части. Сейчас мы планируем усовершенствовать систему распространения билетов. Например, на западе билеты можно купить с помощью одного только сотового телефона. Поскольку современный человек всегда очень занят, нужно сделать для него поход в театр максимально простым, удобным и приятным. Много внимания нужно уделять и рекламе, и сервису.

О. П. Скажите, а ваш театр общедоступный?

А. К. Мы стараемся, чтобы в афише были спектакли, интересные разным зрителям. Классика всегда была в основе репертуара «Красного факела», и в то же время мы готовы экспериментировать, ставить смелые спектакли. Например, такие как «Тартюф» или «Dostoevsky-trip». Рядом с ними в афише — классика: «Лес» Островского, «Кабала святош» Булгакова… и абсолютно коммерческие «Только для женщин!!!», «Ночной таксист».

О. П. Какую публику вы бы хотели видеть в зрительном зале?

А. К. Постоянную. И случайную, которая становится постоянной. Хочется, чтобы люди, пришедшие в «Красный факел» один раз, обязательно к нам возвращались. Мне понравилось последнее высказывание Кирилла Серебренникова: для меня театр это клубность. Ведь в клуб приходят не один раз, а раз в месяц, а желательно и раз в неделю.

О. П. Новосибирск — крупный театральный мегаполис. Какую вы занимаете нишу в нем, и какие у вас отношения среди коллег?

А. К. Наш театр первым появился в Новосибирске, и во многом он задал уровень остальным. Мы всегда следим за творчеством наших коллег, ходим друг к другу на премьеры. Вообще, я считаю, что для такого крупного города, как Новосибирск, восьми театров (не считая антрепризы) крайне мало. Поэтому в «Красном факеле» и возникла идея фестиваля «Сибирский транзит»: хочется, чтобы зрители имели возможность увидеть как можно больше разных театров.

О. П. В каком состоянии находится этот фестиваль, есть ли у него перспективы роста?

А. К. Фестиваль будет жить, потому что это — общение, необходимое всем театрам Сибири. «Транзит» не только поддерживает гастрольную жизнь, но и создает хорошую атмосферу для творчества. Его уникальность — в подвижности. Последний форум мы проводили в Улан-Удэ, в мае 2008 года нас ждет Барнаул, в 2009-ом — Кемерово или Омск, а в 2010 году «Транзит» вернется в Новосибирск. К тому же мы планируем создать Ассоциацию театров Сибири.

О. П. Александр Прокопьевич я знаю, что вы завершаете реконструкцию здания «Красного факела».

А. К. Да. Мы стараемся сохранить здание таким, каким его задумал архитектор Андрей Дмитриевич Крячков в 1914 году. Восстанавливается лепнина, возвращаются некоторые элементы. Теперь у нас есть новая Малая сцена, где количество мест увеличилось почти в три раза. Кстати, она уже «опробована»: мы выпустили здесь несколько спектаклей — «Пиковую даму», «Порцию Кохлан», «Девичник над вечным покоем». Когда театр окончательно будет готов, мы устроим «парад премьер» — будет шесть новых для зрителей постановок. А пока играем на разных площадках города (мы это называем «гастролями по Новосибирску»). Конечно, все с нетерпением ждут окончания реконструкции, и работники, и зрители. Много камней преткновения (и со строительством, и с финансированием), поэтому точную дату открытия пока назвать не берусь. Но уже точно известно, что Малая сцена откроется в конце сентября спектаклем «Пиковая дама». Сейчас мы репетируем «Как солдат Иван Чонкин самолет сторожил» по пьесе Юлия Кима в постановке главного режиссера и «Смертельный номер», ставит который наш очередной режиссер Тимофей Кулябин.

Материал подготовила Галина Хомутова

Журнал «Театральная жизнь» № 3 2007

Другие публикации

День театра в Новосибирске: Полуночный актерский марафон, выставка, премьеры и экскурсии

Новосибирские театры готовятся отметить профессиональный праздник. В честь Всемирного дня театра драматические и музыкальные труппы города запустят проекты, которые позволят разделить ежегодное событие не только с коллегами, но и со зрителями — ценителями, любителями и знатоками сценического искусства. В афишах заявлены премьеры спектаклей, актерские марафоны, квизы, концерты, экскурсии по закулисью и исторические выставки.

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

Что за прелесть эти сплетни

Петербургский режиссер Роман Кочержевский показал, что природа человека со времен английского классика комедии нравов Ричарда Шеридана не изменилась.

Яна Колесинская, Инфопро54

Пермский Театр-Театр сыграет в Новосибирске школьный мюзикл, драму по классике и почти античную трагедию

В Новосибирск в рамках межрегионального направления федеральной программы «Большие гастроли» приезжает один из самых известных региональных театров. С 1 по 6 апреля на сцене «Красного факела» представит свои спектакли Пермский академический Театр-Театр. Хорошо знакомый сибирской публике коллектив сыграет young adult мюзикл «Удачи, Марк!», драму самоидентификации по роману Ивана Тургенева «Отцы/Дети» и сложноустроенный трагический спектакль по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика «Мороз».

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

«Школа злословия» в театре «Красный факел»: прыжок в глубину веков и человеческих пороков

Вывести на сцену в XXI веке комедию нравов «Школа злословия», написанную и поставленную в 1777 году британским драматургом Ричардом Бринсли Шериданом, было вызовом, сродни прыжку в пропасть с тарзанки: сложно, рискованно, но интересно.

Ольга Рахманчук, Культура Новосибирска

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19