«Живы. Выдержим. Победим!»
Проходят десятилетия, а память народная бережно хранит каждую крупицу этой истории. Помнят петербуржцы, москвичи, новосибирцы, помнит вся страна.
К 80-летию снятия блокады на Большой сцене «Красного факела» прозвучал реквием «Февральский дневник» в исполнении актеров театра, Филармонического камерного оркестра, воспитанников студии творческого развития «Жить на Севере…».
Ленинград и Новосибирск тесно связаны сквозь времена и поколения, связаны войной и памятью. В годы войны в здании Новосибирского оперного театра хранились культурные ценности из музеев Петергофа, Павловска, здесь же в здании был развернут один из цехов завода им. Коминтерна. Для десятков тысяч эвакуированных жителей Северной столицы Новосибирск стал вторым домом.
Ноябрь 1941 года. Минимальная норма выдачи хлеба − 125 грамм…
«Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам» – строки из "Ленинградской поэмы" Ольги Берггольц.
По секретной директиве Гитлера Ленинград после захвата должны были уничтожить полностью...
Здесь лежат ленинградцы!
Здесь горожане − мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель Революции.
Стихи Ольги Берггольц, тексты Даниила Гранина, музыка Дмитрия Шостаковича на фоне кадров жуткой военной хроники. Впервые на сцене «Красного факела» звучит живая симфоническая музыка. И когда стихи о войне читают молодые девочки и мальчики 12-15 лет – это проникает в самое сердце…
− Эмоциональный замысел композиции, то, о чем идет речь, не может оставить нормального человека без отклика, − уверен режиссер и автор сценария Андрей Прикотенко, главный режиссер театра «Красный факел», коренной петербуржец.
Ольга Берггольц всю блокаду провела в Ленинграде.
"Внимание! Говорит Ленинград! Слушай нас, родная страна. У микрофона поэтесса Ольга Берггольц..."
И тысячи ленинградцев знали, если Берггольц в эфире, значит город не сдался.
«Февральский дневник» − поэма Ольги Берггольц.
Даниил Гранин все дни блокады защищал осажденный Ленинград. Его роман «Мой лейтенант» посвящен тем тяжелым дням.
Дмитрий Шостакович в осажденном городе продолжал писать свою Седьмую симфонию, «Ленинградскую», вторая премьера которой состоялась уже в августе 1942 года в Ленинградской филармонии, после первой премьеры в Куйбышеве.
Город жил и не сдавался…
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем.
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто.
Дирижер Арсентий Ткаченко, зам. худрука Национального филармонического оркестра и «Виртуозов Москвы», впервые выступает в «Красном факеле» в совместном проекте, таком масштабном.
− Это дань памяти, важная для каждого их нас, для каждого, кто стоит на сцене, кто сидит в зале, объединяющая всех. После таких проектов люди должны стать добрее друг к другу.
− Проект «Февральский дневник» рождался быстро благодаря фантастический работоспособности дирижера Арсентия Ткаченко и нашего Филармонического камерного оркестра, - рассказывает управляющая коллективом Алена Болквадзе. – Камерную симфонию «Памяти жертв фашизма и войны» (оркестровка Струнного квартета № 8 Шостаковича) оркестр исполняет с невероятной отдачей, талантливо.
То, что пережили жители Ленинграда – это невероятный героизм.
То, что было записано в «Дневнике» − об этом нужно говорить.
Так пусть же пред жизнью бессмертною вашей
На этом печально-торжественном поле
Вечно склоняет знамена народ благодарный,
Родина-Мать и Город-герой Ленинград.