Все дороги ведут в Минск: театральное путешествие новосибирского «Красного факела»

В последнюю декаду мая театр «Красный факел», гастрольная карта которого содержит более 100 городов мира, посетил с гастролями Минск. В столице соседнего государства новосибирская труппа побывала в пятый раз, однако впервые встреча с белорусской публикой произошла в рамках масштабного обменного проекта ‒ Дней культуры Новосибирской области в Республике Беларусь.

Презентационная программа Новосибирской области уложилась в три дня, скрыв за скромным временным отрезком огромный человеческий ресурс. Команда, представлявшая регион, объединила более 500 представителей различных сфер искусства, которые привлекли внимание 40 тысяч зрителей. Под эгидой Дней культуры ведущие творческие учреждения Новосибирской области представили в пяти городах Беларуси свои лучшие спектакли, концертные, интерактивные и выставочные проекты, при этом в каждом элементе арт-мозаики нашли отражение уникальный культурный образ территории, многовековые традиции и настоящий сибирский характер.

«Красный факел» с Минском связывают давние творческие отношения. Знакомство белорусского зрителя с новосибирской труппой произошло в далеких 1920-х годах, когда коллектив был передвижным и колесил по просторам Советского Союза, а продолжилось много лет спустя ‒ в 1996, 2015 и 2018 году, когда театр получил признание далеко за пределами своей родной страны. Нынешний визит делегации из 62 краснофакельцев стал не только долгожданной встречей с прославленной командой, но и своего рода знакомством с новым творческим курсом, взятым полтора года назад директором Антонидой Гореявчевой и художественным руководителем Андреем Прикотенко.

В столицу Беларуси краснофакельцы привезли свою визитную карточку ‒ самый густонаселенный (в постановке занято 27 артистов) спектакль эпического размаха и классического литературного нутра ‒ «Мертвые души» в интерпретации Андрея Прикотенко. На родной площадке в Новосибирске монументальная и далекая от хрестоматийных клише версия поэмы Гоголя занимает сценическое пространство глубиной в 30 метров. Аналогичных подмостков в Минске, как, впрочем, и в других городах стран-соседей, не оказалось, однако команда «Красного факела» решилась на смелый шаг и деликатно адаптировала спектакль под новые обстоятельства.

Единственный показ в Минске проходил на сцене Национального академического театра имени Янки Купалы. Старейшие театральные коллективы Беларуси и Новосибирска встретились впервые, но обнаружили в своей истории не только возрастное пересечение (обе труппы ведут отчет с 1920 года), но и творческое родство.

«Мы очень рады, что спектакль, который пользуется большой популярностью в Новосибирске, оказался в Минске и был показан на сцене Купаловского театра ‒ месте для меня совсем не случайном, — рассказал на встрече с минскими журналистами худрук театра «Красный факел», режиссер спектакля «Мертвые души» Андрей Прикотенко. — Несколько лет в этих стенах шел мой спектакль «Сон в летнюю ночь». И вообще с белорусами меня многое связывает. Мой отец родом из Белоруссии. Я люблю этот город, люблю этот архитектурно совершенно замечательный театр. И я рад, что мой первый на посту художественного руководителя театра «Красный факел» спектакль приехал в Минск именно в рамках культурного обмена Новосибирской области и Республики Беларусь. Надеюсь, эта встреча станет началом более глубоких отношений. Во всяком случае мы хотим дружить и обмениваться опытом».

Начался энергообмен с концертной программы «Сибирь здесь» на площади Дворца спорта. Артисты «Красного факела» выступили под открытым небом с вокальными и чтецкими номерами. «Мы представили свою небольшую визитную программу для жителей и гостей Минска. И, как мне кажется, все прошло замечательно, — поделился впечатлениями куратор краснофакельского выступления, режиссер Денис Казанцев. — Мы здесь были неоднократно. Для нас Минск ‒ город особенный, теплый, настоящий. Нам здесь всегда очень хорошо. И приняли нас на площадке тоже очень радушно. Мы встречали зрителей, которые говорили, что помнят нас с прошлых приездов и ждут нашего спектакля».

В зале Купаловского театра, где традиционно играют на белорусском языке и ставят белорусские пьесы, русскоязычный «Красный факел» ждал аншлаг. Свободных мест не было ни в партере, ни в ложах, ни на бельэтажах. Зрители сидели, стояли, эмоционально реагировали на происходящее на сцене и провожали спектакль долгими овациями. После показа минчане подходили и делились впечатлениями. Кто-то бывал в Новосибирске и видел спектакли на стационаре, кто-то помнил труппу по предыдущим гастролям, кто-то был счастлив впервые познакомиться с коллективом. Пришли на спектакль и ученики Веры Редлих ‒ легендарного режиссера, три десятилетия возглавлявшего «Красный факел», прославившего новосибирский театр на всю страну как «Сибирский МХАТ» и прожившего последние годы своей жизни в городе на Свислочи. В 1960-х годах, покинув Новосибирск, Вера Павловна стала художественным руководителем Минского русского театра имени Горького и много лет служила профессором кафедры актерского мастерства в Белорусском театральном институте.

«Хочу выразить огромную благодарность коллективу, всей труппе, режиссеру и всем работникам театра, которые подарили сегодня нам этот праздник, — призналась одна из зрительниц спектакля, режиссер Валентина Еренькова. — Вдвойне приятно видеть «Красный факел» в Минске в год юбилея моего педагога ‒ Веры Павловны Редлих. Я получила удовольствие от спектакля, от темы, от решения, от того, как исполнено, как наполнено и насколько необходимо сегодня ваше высказывание. Я переполнена такой эмоцией, что мне хочется обнять всех краснофакельцев, долго-долго не отпускать и говорить, говорить. Храни вас бог, мы вас любим, давайте встречаться чаще!»

Память о Вере Редлих ‒ самой бесспорной фигуре в театральной истории Сибири ‒ хранят не только ее минские ученики, но и новые поколения краснофакельцев. В апреле в фойе театра экспонировалась выставка «Из истории старой театральной фотографии», посвященная 130-летию со дня рождения Веры Павловны, а в последний день белорусских гастролей коллектив отправился на Восточное кладбище Минска, где расположена могила народной артистки РСФСР и ее мужа, народного артиста Сергея Бирюкова. Актеры и работники цехов возложили цветы, вспомнили историю «Красного факела» и знаменитые спектакли ученицы Станиславского, вошедшие в историю русского театра.

Уезжали краснофакельцы из Минска, наполненные чувствами, впечатлениями и драниками, ‒ белорусская земля оказалась щедрой не только на аплодисменты, но и на кулинарные традиции, которыми грех было не воспользоваться. Теперь новосибирцам предстоит особенно тщательно подготовиться к ответному визиту.

«Идея укрепления культурного сотрудничества между нашим регионом и Республикой Беларусь возникла прошлой осенью, — отметила директор новосибирского драматического театра «Красный факел» Антонида Гореявчева. — В октябре мы приезжали в Минск большой делегацией, в которую вошли представители правительства Новосибирской области и руководители ведущих учреждений культуры. Мы подписали меморандумы о сотрудничестве и взаимодействии по реализации проектов и инициатив, и результатом нового витка отношений стал наш нынешний визит в столицу республики. Международное сотрудничество в сфере искусства ‒ это не только прекрасная возможность для зрителей познакомиться с творчеством других театров, но большой стимул для коллективов расширить свои профессиональные горизонты. Культурный обмен укрепляет единое театральное пространство, способствует глубокому пониманию ценностей, обычаев и традиций других народов. И, как мне кажется, нам удалось почувствовать единение, найти общий язык с белорусскими зрителями. Здесь очень эмоциональная, благодарная публика. На всех спектаклях и концертах зал в едином порыве вставал с аплодисментами. Мы очень благодарны за теплый прием и уверены, что ближайшей осенью, когда делегация из Беларуси посетит Новосибирск, наши зрители не менее горячо примут творчество белорусских коллег».

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online