Театр «Красный факел» представил первую премьеру сезона – спектакль «Мёртвые души»

Первую премьеру 104 сезона и первую на посту главного режиссёра Новосибирского академического драматического театра «Красный факел» представил Андрей Прикотенко. Визуальные миры спектакля, поставленного по мотивам поэмы Николая Гоголя «Мёртвые души», воплотила художник Ольга Шаишмелашвили. Зрителей ждёт кардинальное изменение пространства Большой сцены, в котором будет заложена пронизывающая поэму тема путешествия, «гигантское дыхание» русской земли и маленький человек, вдруг оказавшийся на перекрестье этих объемов и масштабов. В спектакле заняты 26 артистов театра «Красный факел». Ближайшие показы можно будет увидеть 9 и 10 декабря.

Режиссёр Андрей Прикотенко хорошо знаком новосибирскому зрителю по спектаклям, поставленным в театре «Старый дом». В «Красном факеле» режиссёр создал два спектакля ‒ «Тартюф» (2005) и «Сильвестр» (2010). В ноябре 2023 года Андрей Прикотенко в тандеме со своим постоянным соавтором ‒ художником Ольгой Шаишмелашвили ‒ выпустил новую сценическую версию поэмы Николая Гоголя «Мёртвые души». Это вторая интерпретация знаменитого произведения в истории «Красного факела»: впервые идею вывести «Мёртвые души» на Большую сцену «Сибирского МХАТа» воплотил режиссёр Энвер Бейбутов в 1952 году.

«Мёртвые души» как идея для постановки возникли непосредственно в процессе встречи с труппой «Красного факела» – мы вместе решили, что это будет интересно, – рассказывает режиссер спектакля Андрей Прикотенко. – Меня всегда больше волнует тема, нежели сюжет, который можно пересказать быстро и просто. Поэма как раз предполагает разветвлённое отношение к сюжету, он перестаёт быть связующей хордой, и произведение расширяется за счёт тем. Тема дороги и колокольчика, тема тройки, бесконечно несущейся по российским просторам, тема мёртвых душ – помещики это, крестьяне или же весь мир? К художественному решению мы с Ольгой Шаишмелашвили пришли довольно быстро: захотелось визуализировать маленькую фигуру человека в огромном космосе. Поэтому мы увеличили сценическое пространство, приблизившись к зрительному залу. Мне очень дорого, что актёры откликнулись на все эти идеи, включились в процесс, многое предлагали сами – и я уверен, что спектакль «Мёртвые души» можно назвать нашим совместным сочинением на тему поэмы Гоголя».

В преддверии спектакля театр «Красный факел» традиционно провёл цикл мероприятий в рамках просветительского проекта «По классике». Изучив юридический аспект аферы, запустившей сюжетную пружину произведения Гоголя, и познакомившись с модной биографией поэмы, зрители смогли расширить взгляд на вселенную автора «Мертвых душ» и буквально попробовать на вкус блюда, которые вкушал Николай Васильевич Гоголь и его современники, в формате гастровечера «Ужин по-гоголевски». В ближайшее время театральной общественности Новосибирска предстоит погрузиться в сценические миры «Мёртвых душ» в постановке Андрея Прикотенко и побороться со стереотипами восприятия гоголевского текста.

Личность Гоголя и его произведения давно уже обросли мифами и легендами, которые то подтверждаются, то опровергаются исследователями и поклонниками творчества классика. Был ли он ипохондриком? Действительно ли сюжет «Мёртвых душ» подарил ему Пушкин, а структурно Гоголь опирался на «Божественную комедию» Данте? Сжёг ли автор второй том специально, или это трагическая случайность? Имена гоголевских персонажей стали нарицательными: Плюшкин – скупой, Манилов – мечтательный, Коробочка – ограниченная. Режиссер Андрей Прикотенко и труппа «Красного факела» работают именно с устойчивыми мифами о персонажах.


Министерство культуры Новосибирской области