Память объединяет: в Новосибирске показали реквием «Февральский дневник»
В новосибирском театре «Красный факел» прошел реквием «Февральский дневник». Это совместная постановка актеров театра, камерного оркестра Новосибирской государственной филармонии и участников театральной студии «Жить на севере…».
Название было выбрано не случайно. Как пояснил режиссёр, сценарист и идейный вдохновитель Андрей Прикотенко рассказал, что у Ольги Берггольц есть поэма-летопись «Февральский дневник». Именно это название и послужило названием постановки.
– У Ольги Берггольц есть поэма, основная часть которой, посвящена страшным дням блокады. На основе стихов Ольги Берггольц, прозаических текстов Данила Гранина и музыки Дмитрия Шостаковича, мы сделали эту композицию. «Февральский дневник» это центральное произведение в литературной композиции. Следовательно, отсюда и логическим образом вытекло и название постановки, – пояснил Андрей Прикотенко.
Автор идеи рассказал, что он родился в Ленинграде. И все жители города буквально пропитаны памятью к этим страшным дням блокады.
– Новосибирск, кстати, много очень связывает с Петербургом и с Ленинградом того времени. Например, эвакуация оказалась серьезным толчком для развития многих новосибирских отраслей. В частности, сюда приехал целый ряд коллективов, в том числе и творческих. Так что мы получается связаны войной. И я думаю, эта такая сакральная память, которая нас связывает, – подчеркнул режиссёр.
По его словам, и музыкантам, и артистам, и воспитанникам театральной студии было легко найти общий язык.
Подготовка постановки: от замысла и написания сценария до выхода на сцену перед зрителями заняла всего два с половиной месяца. Премьера состоялась накануне 80-летия снятия блокады Ленинграда. Это первый совместный масштабный проект камерного оркестра филармонии и театра «Красный факел».
По словам руководителя камерного оркестра Новосибирской областной филармонии Алены Болквадзе, она до последнего не верила, что проект воплотится в жизнь на сцене театра «Красный факел». Она также отметила, что такие постановки нужны, чтобы напомнить историю страны.
– Ленинград, Санкт-Петербург – это гордость страны, это история страны. То, что пережили жители города, это, конечно, страшнейшая трагедия, невероятный героизм. Я слушала репетицию, и то, что произносится в дневниках, то, что было записано у оркестра… Это не первый проект, посвященный Блокаде. Мы делали один из проектов вместе со Светланой Крючковой. Это было посвящено дневникам Тани Савичевой…Об этом, конечно, нужно говорить и напоминать, – отметила Алена Болквадзе.
За дирижерским пультом на сцене «Красного театра» был молодой дирижер Арсентий Ткаченко. Он сказал, что это было чудо, что у него получилось поучаствовать в «Февральском дневнике».
– Я рад, что у нас образовался очень хороший контакт с режиссером театра, потому что когда мы ударили с ним по рукам и начали всю эту историю собирать, он мне говорил свои пожелания, которые ему были нужны, чтобы сопровождать литературную композицию. Я в свою очередь высказал свои пожелания по поводу квартета Дмитрия Шостаковича. И мы как-то вместе начали, притом, что он был в Петербурге в тот момент, а я в Москве. В итоге мы вместе начали готовить проект, который называется «В Новосибирске», – сказал Арсентий Ткаченко.
Как отметил режиссер-постановщик Андрей Прикотенко, реквием «Февральский дневник» будет показан и в будущем. Нужно только определиться со временем.