«Мещане» в «Красном факеле»

16 июня посетил премьерный показ нового спектакля «Мещане» по первой и одной из самых известных пьес Максима Горького. Это был первый раз, когда мне удалось прийти на спектакль в самые первые премьерные дни, что, конечно, добавляло интереса и остроты восприятия.

Если говорить об общем впечатлении от спектакля, то, конечно, оно сугубо положительное. Во-первых, потому, что в нём задействованы многие из моих любимых артистов «Красного факела» (если тут вообще уместно выделять любимых, потому что вся труппа просто гениальна). Во-вторых, хочется отметить блестящую работу всей постановочной бригады спектакля во главе с режиссёром Семёном Серзиным: и декорации, и звук, и свет – всё на высшем уровне. Впечатлила сцена с бассейном, получившаяся очень чувственной и эстетичной. Понравились и музыкальные вставки, и своеобразный ведьминский шабаш, а особенно хочется отметить ребят из студии «Жить на Севере…» - они большие молодцы.

Не знаю, плюс это или минус, но я обычно читаю и смотрю почти все материалы, публикуемые в связи с предстоящими спектаклями, поэтому ко многим вещам я внутренне готов. В полном смысле слова вау-эффект, наверное, у меня был только на «Сыне». Но «Мещане» всё равно приятно удивили и, как по мне, по праву займут почётное место в репертуаре театра. Понятно, что это современное прочтение горьковской пьесы, с акцентом на наше время, но ведь человеческие отношения во все эпохи примерно одинаковы, а здесь вся суть именно в этом. Перед нами одновременно разворачивается семейный и социальный конфликт, извечная коллизия отцов и детей и непримиримые противоречия между старым укладом жизни, прежним, патриархальным миропонимание, которое олицетворяет Василий Бессемёнов, и новым временем, воплощённым в Ниле, Поле, отчасти Цветаевой. Пожалуй, именно Нил – главный герой и центральное, осевое звено этого спектакля, да и самой пьесы. Это протагонист, произносящий пламенные речи о необходимости отринуть старый мещанский мир, «разрушить его до основания», а на его месте воздвигнуть новое здание. Это «человек будущего», по выражению Горького, homo novus, человек, знающий, чего он хочет, убеждённый в своей правоте и способный на активные действия. В отличие, к слову, от Петра и Татьяны, которые хоть и выросли из старых отцовских одежд, как сами говорят, но, задавленные жизненными обстоятельствами, в силу слабости характера не способны стать людьми будущего.

В общем, спектакль замечательный, поднимающий вечные вопросы и, хоть и не дающий прямых ответов, но заставляющий о многом задуматься. Так что, придя на него, едва ли кто-то пожалеет о потраченных времени и деньгах. Не говоря о том, что это хороший повод перечитать саму пьесу, которую, к сожалению, не проходят в рамках школьной программы. А следовало бы.


Дмитрий Овчинников