«Мертвые души» на сцене «Красного факела»

Ради постановки «Мертвых душ» сцену академического театра «Красный факел» увеличили до 35 метров, закрыв несколько передних рядов. И на этой бесконечной, как дороги России, сцене высятся белые колонны и играет маленький оркестрик, качаются и мигают черные лампы, а безмятежные барышни играют с юными поклонниками в бадминтон.

Белые воланчики падают, выпадают кучей, словно фрагменты бесконечного пазла, из которого создается  картина такой разной и бескрайней страны. Страны вне времени и пространства. В ней переплетаются прошлое и настоящее, реальность и мистика, классический текст, интернет-мемы и «пасхалки». Здесь по уходящей в вечность дороге несется та самая птица- тройка, которую все мы своим коллективным бессознательным помним со школьных времен.
 
«Мертвые души» стали первой премьерой Андрея Прикотенко в качестве главного режиссера «Красного факела». Решение о постановке было принято  на одной из первых встреч режиссера и труппы театра, так что, можно сказать, было коллективным. И воплощение получилось «многонаселенным». 26 человек постоянно на сцене: сопровождают путешествие Чичикова, наблюдают его попытки прикупить мертвые души, поют «Дубинушку» и рассуждают о судьбах России, спорят и сплетничают…

Художник Ольга Шаишмелашвили создала удивительное пространство, в котором отсутствие декораций воспринимается декорацией. Оно  заполняется музыкой Николая Попова и Максима Мисютина и насыщается светом (художник по свету Константин Бинкин). И в этом странном пространстве – иррациональном мире, где огромные черные лампы – почти персонажи, как и мертвые души, живут и действуют не менее странные, непредсказуемые герои, похожие на своих прототипов, как отражения  в комнате смеха.  

Мечтатель Манилов (Павел Поляков) здесь – не просто идеалист, а истинный радетель за судьбы Отечества. Кажется – еще немножко, и возьмет он в руки тот самый автомат из «Терминатора», а его жена (Дарья Емельянова) встанет за плечом и будет подавать патроны. Но в результате подает только чай, поит из чайной ложечки.

Плюшкин (заслуженный артист России Владимир Лемешонок) – щегольски одетый Лидер Общественного Мнения, собирающий вместо старых тряпок старых поклонниц. Настасья Ивановна Коробочка (Ирина Кривонос), позиционирующая себя Настасьей Филипповной. Ноздрев (Константин Телегин) живущий наотмашь, без границ. Если проигрываться – то до трусов, если дружить – до самозабвения, если врать – то до абсурда…

В этом удивительно густонаселенном спектакле нет проходных ролей, будь то кучер Селифан (Денис Ганин) или жена председателя Анна Григорьевна (заслуженная артистка России Елена Жданова). Здесь в каждом эпизоде столько смыслов, что хочется перебирать, как четки, пересматривать и анализировать. Соотносить с текстом поэмы и современными фильмами, отыскивая те вешки, которые выведут к дороге.  По которой под  классический перестук ложек мчится тройка, и Чичиков (блестящая работа Андрея Яковлева) торгуется и выпрашивает, спорит и заигрывает,  мимикрируя под ожидания каждого персонажа. Обещая то, что каждый хочет  услышать, получить, понять. Его появление и необычность просьбы  меняет привычную  картинку уездной жизни. Смешивает  реальность и мистическое пространство, заставляя проявляться скрытое от глаз. Сплетая времена и  смыслы. Заставляет верить в нечто грандиозное, которое непременно должно вот-вот случиться и изменить все… 


Евгения Буторина, Ревизор.ru