Любовь и смерть в Вероне

Здесь все по канону – влюбляются и гибнут Ромео и Джульетта, воюют Монтекки и Капулетти, звучат бессмертные строки то в переводе Пастернака, то в более знакомом – Щепкиной- Куперник…

И здесь все вопреки – музыка становится в один ряд с персонажами,  создавая свой рваный ритм, свое пространство. Музыка Евгении Терехиной и пронзительные тексты Наталии Макуни разрывают привычное пространство драмы, переводя историю в новый временной пласт, приближая к нам, сегодняшним. Отец Лоренцо спорит с Богом и категорически бьет в барабан, и даже дождь падает вверх, вопреки всем законам мирозданья.

В этой Вероне, затерявшейся вне времени и пространства, царит черный цвет, здесь все воюют со всеми, и черноту окружающего мира разрезает лишь  кровь. Красное на черном – и нет иных цветов.

В этом мире Меркуцио (Никита Воробьев), Тибальт (Артем Малиновский), Ромео (Вадим Гусельников) и Бенволио (Виктор Жлудов) скорее, одноклассники, чем враги, они прекрасно знают друг друга, все слабости и сильные стороны другого. Они могли бы стать лучшими друзьями. Но здесь и сейчас они лучшие враги, потому что в этом черном городе принято  ненавидеть и убивать. И сколько бы ни призывал к примирению усталый герцог (Константин Телегин), все его указы — лишь слова, которые никто не хочет слышать. Потому что уже закуплено оружие и взращена ненависть, и даже слуги мечтают лишь убивать...

Они так похожи на современных подростков, эти Ромео и Джульетта (Анастасия Плешкань) – им тесно и страшно в этом странном мире, где все законы  против них. Они протестуют, как могут, они ищут свой путь, они страшно одиноки  среди друзей и семей. Им кажется, что они в тупике, что выхода нет. И вдруг – они встречаются глазами на балу, и на них обрушивается любовь. Та самая, что движет солнце и светила.

Без слов, в пластическом диалоге, не разрывая уст, они переходят на  новый уровень, туда, где надо уже надо не рефлексировать, а действовать и  сражаться.

А сражаться есть с кем. И настойчивый красавчик Парис (Александр Поляков), не понимающий слова «нет». И папенька Капулетти (Андрей Черных), бережно снимающий с рук кольца, чтобы не поранить нежную шейку Джульетты, когда будет ее немного придушивать, исключительно в воспитательных целях. И спивающаяся мама, которая убеждает не то дочь, не то себя, что все в мире происходит правильно и так и должно быть, и  надрывно кричит, что надо смириться… Это потом, после смерти дочери, она схватит на руки ее тело и понесет, прижав к себе. Живую бы так несла…

А вот Джульетта, на вид хрупкая и нежная, смиряться как раз не готова. И ее зонги – потрясающе сильный голос хрупкой актрисы поражает – это не рефлексируюший плач, не мечта об идеальном мире, это гимн сопротивления. И, разорвав все догмы и привычные цепи, Джульетта принимает решение. Она не будет жертвой, она будет поступать так, как хочет она, а не как принято в этой Вероне. Она не одна, их теперь двое...

А ведь помимо Ромео и Джульетты, здесь есть еще история отца Лоренцо (Егор Овечкин), который спорит со своим Богом. Спорит до отречения, до самосожжения. Потому что  мир, в котором царят убийства и несправедливость, создан неправильно, его нужно изменить. И словно ответ на его крик – явление Ромео, который просит о невозможном и говорит о любви...

История любви – это не только когда двое не могут дышать поодиночке.

Это еще когда они подпитывают силы друг друга, позволяя подняться над собой прежним и над миром... Собственно, спектакль именно о такой любви. Любви, которая меняет людей, а, значит, чуточку и мир вокруг...

И неважно, в каком веке, в каком городе происходит история, и в который раз смотрим мы эту «самую печальную на свете повесть». Марк Букин  сумел рассказать ее так, словно она происходит здесь и сейчас, впервые, в нашей личной Вероне.

Евгения Буторина, Ревизор.ru