«Красный факел» отправляется в новый сезон
Традиционный сбор труппы в «Красном факеле» прошел буквально за несколько часов до стартового спектакля сезона. Поздравить труппу с успехами, вручить грамоты, благодарности и пожелать удачи в новом репертуарном году пришли представители правительства и Министерства культуры НСО, а также Совета депутатов Новосибирска.
«Прошлый сезон для “Красного факела” был ярким и замечательным. Каждая постановка становилась событием в театральной жизни города и тепло воспринималась требовательной новосибирской публикой. В театре многое меняется. Еще больше предстоит сделать, но мы видим, как “Красный факел” возвращается к званию “Сибирского МХАТА”, которое труппа получила в XX веке. Хочу поблагодарить каждого из вас за энергетику и искренние эмоции», — отметил в приветственной речи первый заместитель губернатора Новосибирской области Юрий Петухов.
Местом первой встречи труппы в юбилейном сезоне (о событиях, посвященных непосредственно круглой дате, краснофакельцы объявят позднее) стал большой зал. Его убранство за лето не изменилось. Между тем гостей малой сцены ждали серьезные перемены. Пространство фойе второго этажа стало более свободным, воздушным и получило свежее колористическое решение, выдержанное в классическом интерьерном стиле, а непосредственно в малом зале появились новая одежда сцены и удобные мягкие кресла. Впереди, как обещает руководство театра, декор окон шторами и монтаж оборудования, которое позволит активно экспонировать выставки, посвященные более чем вековому жизненному пути «Красного факела».
«Мы делаем все, чтобы зрителям было максимально комфортно в стенах нашего театра, — рассказывает директор «Красного факела» Антонида Гореявчева. — За лето, как и было запланировано, мы отремонтировали малый зал и прилегающее к нему фойе, завершили ремонт кровли и гримерок. Продолжаем работы по укреплению фундамента здания. Впереди — много смелых планов и ярких событий, которые мы приглашаем всех разделить вместе с нами».
Премьерный график «Сибирского МХАТа» в новом сезоне включает четыре премьеры. Тон задаст художественный лидер театра, задумавший построить в пространстве большой сцены мультивселенную русских классиков. Если в прошлом году Андрей Прикотенко подвиг зрителей посмотреть под другим углом на поэму Гоголя «Мертвые души», то в этом сентябре он выпустит на сцену «Бесов» Достоевского. О дерзновенности замысла уже говорит весь город, да и сам режиссер признается — такого в его творческой биографии еще не было.
«Я считаю, это величайшее и самое сложное произведение русской литературы, — рассказывает художественный руководитель театра «Красный факел» Андрей Прикотенко. — Этот во многом жуткий, а во многом смешной роман Достоевского очень сложен для сценической композиции. Наверное, самый сложный в моей жизни. Тем интереснее и ответственнее дело, за которое мы взялись. Мы уже приступили к репетициям спектакля. Получилось, как мне кажется, сильное распределение ролей. В спектакле занято 27 артистов, и буквально с сегодняшнего дня мы продолжим работу».
Следующая премьера пройдет в декабре. От русской классики театр перейдет к английской. Московский режиссер Кирилл Вытоптов, в творческом багаже которого более 30 постановок в ведущих театрах страны, представит свою версию пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион».
В марте «Красный факел» останется под сенью британской драматургии. Публику ждет «Школа злословия» Ричарда Шеридана в режиссуре Романа Кочержевского. А в мае — спектакль «Дорогая Елена Сергеевна». Пьесу Людмилы Разумовской интерпретирует режиссер Роман Габриа, хорошо знакомый новосибирским зрителям по спектаклю «Собачье сердце».
Июнь «Красный факел» посвятит реализации масштабного и долгоиграющего проекта. Международный Летний театральный фестиваль станет пространством, которое объединит лучшие возможности арт-форумов ХХI века, будет ориентирован на максимально широкую аудиторию и соберет в Новосибирске не только профессиональные драматические театры Сибири, Урала и Дальнего Востока, но и гостей из Азии и европейской части России.
Что же касается творческих командировок, то эту страницу сезона «Красный факел» откроет в октябре. Труппа отправится в Санкт-Петербург, где пройдет XXXIV Международный театральный фестиваль «Балтийский дом». Город на Неве ждет единственный показ «Мертвых душ» — репертуарного бестселлера прошлого сезона.
«Балтийский дом» — крупнейший театральный форум России. За время его существования в программах фестиваля приняли участие более 300 театров из 32 стран мира. Если раньше программы смотра были направлены на регион Балтийского моря, то с прошлого года «Балтдом» расширил свою географию в восточном направлении. Зарубежный фестивальный блок составят коллективы из Китая и Южной Африки, а российское направление концептуально сосредоточится на трех режиссерских поколениях.
«Андрей Прикотенко представляет серьезное и всем известное поколение, — сообщила на пресс-конференции в ТАСС — Санкт-Петербург арт-директор театра «Балтийский дом» Марина Беляева. — Это режиссер, которого не нужно представлять. Его прекрасно знают в России и Петербурге. Только на сцене нашего театра с неизменным успехом много лет идут два его спектакля: “Лерка” и “Зощенко Зощенко Зощенко Зощенко”. Сегодня Андрей Прикотенко возглавляет “Красный факел” — очень известный и сильный театральный коллектив, и в программе нашего фестиваля будет представлена первая его работа в качестве художественного руководителя».
«Я рад, что мои новосибирские спектакли неоднократно представляли Новосибирск в Санкт-Петербурге, — подчеркнул режиссер Андрея Прикотенко. — И зачастую это происходило на фестивале “Балтийский дом”. В этом году мы привезем премьеру прошлого сезона “Мертвые души” — большой спектакль о России, ее протяженности и бесконечности. Специально для этой постановки мы увеличили глубину сцены “Красного факела” до 35 метров, что дало ощущение бескрайних просторов. Сценическое пространство “Балтийского дома” само по себе заключает эту сценическую бесконечность. Я очень надеюсь, что наш спектакль хорошо встанет на новую площадку и мы предложим зрителям не адаптированный вариант, а полноценный спектакль, который найдет отклик у фестивальной публики».