Из Сибири с надеждой

Как Тюмень с Новосибирском обменялись: новые имена, названия и истории зрителей — чем удивляли «Большие гастроли»?

На четыре дня, с 20 по 25 июня, два драмтеатра обменялись сценами: в новосибирском «Красном факеле» идут гастроли Тюменского Большого драматического театра, в это же время артисты Новосибирского государственного академического театра «Красный факел» играют в Тюмени свои четыре спектакля. Эти гастроли показали, как культура выстраивает мосты между отдельными человеческими судьбами и целыми регионами, даёт возможность обмениваться творческими удачами и ещё чем-то более тонким — мироощущением, переживаниями и надеждой.

Тюменцы привезли в Новосибирск четыре спектакля, которые представляют всю палитру репертуара: академическая костюмная комедия «Тартюф»; специально написанный для театра мюзикл «Восемь женщин»; драма «Каренин А.» — современная версия классического сюжета Толстого, в которой Алексей Каренин — советский чиновник 1960-х; лирический моноспектакль «Новеченто (1900-й)» — душевная история о пианисте на корабле. Новосибирские зрители принимают гостей очень тепло, после каждого показа устраивая овации, аплодисментами отмечают и особенно выразительные сцены. «Для нас приезд в Новосибирск, как приезд домой, и сцена “Красного факела” нам почти родная, мы не раз приезжали сюда на фестивали, но такие большие гастроли здесь для нас впервые, — рассказывает Сергей Осинцев, руководитель Тюменского Большого драматического театра, а также артист, занятый в ведущих ролях. — Хочется, чтобы нынешние обменные гастроли стали началом большой дружбы между нашими регионами и театрами, превратив эту историю в регулярный опыт. Мы видим, как рад нам новосибирский зритель. Уже на первом спектакле зал встал и аплодировал. Нас спрашивают, сколько раз вы ходили на бис? А мы и не считали. Мы выходили и выходили, кланялись и кланялись. И то же самое происходило в Тюмени. Зал встал и аплодировал, — сразу видно, что город театральный. Это доказывает большой взаимный интерес со стороны зрителей наших городов».

Почти полвека назад, в июле 1975 года, «Красный факел» выезжал на большие гастроли в Тюмень и целый месяц показывал свои спектакли. Любопытно, что об этой истории вспомнили благодаря зрителю, который рассказал, что приобрёл тогда билеты на гастрольные спектакли новосибирского театра на свои первые студенческие деньги — для себя и мамы. Так что упоминание о новосибирских гастролях войдёт в летопись Тюменского БДТ, который нынче отмечает своё 165-летие.

В этот раз «Красный факел» привёз в Тюмень четыре разноплановых и особенно любимых зрителями спектакля: сценическую фантазию «Тайм-аут», сатиру «Дело», музыкальный спектакль на вечный сюжет «Поминальная молитва» и комедию «Продавец дождя». Уже после первых спектаклей — «Тайм-аут» и «Дело» — тюменские зрители отметили, что видят такое сочетание современных технологий и театрального искусства впервые. «Для нас это очень важно и ценно. Гастроли — всегда экзамен. И не только для артистов, но и для театральных служб и цехов: ведь мы играем на чужой площадке четыре многонаселённых, технически сложных спектакля с масштабными декорациями. Можно сказать, что оба театра выдержали этот экзамен. Наши сцены могут принимать спектакли, и это ещё один веский довод в пользу дальнейшего плодотворного сотрудничества», — заметила директор театра «Красный факел» Антонида Гореявчева.

Об особой атмосфере, которая сложилась на этих больших гастролях говорила на пресс-конференции в ТАСС и заместитель министра культуры Новосибирской области Оксана Грегул. Продолжительный обмен творческими силами стал возможен благодаря участию театров в федеральной программе «Большие гастроли», организованной «РосКонцертом» согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры РФ.

— Большая надежда, что проект сохранится и наполнится ещё большим количеством участников. Нужно желание со стороны театра, заявку подаёт само учреждение при условии готовности коллектива выезжать и принимать гостей, — говорит Оксана Грегул. — История замечательная. Мы со стороны министерства культуры региона всегда будем поддерживать эти проекты и софинансировать. Оплачивается дорога, перевозка декораций, транспортные расходы, мы же со своей стороны вместе с учреждением берём на себя проживание и командировочные. Думаю, на следующий год подключатся и другие учреждения, и будет больше гастролей и творческих гостей.

В Тюмени всего три театра (кроме БДТ, ещё театр кукол и театр «Ангажемент») плюс Молодёжный театральный центр как площадка для молодёжных театральных проектов. Тюменский Большой драматический театр — один из старейших театров Сибири и России, много ездит с гастролями, в том числе по своему огромному региону, выезжая в Сургут, Ханты-Мансийск, Тобольск, Салехард. Когда в 2011 году к руководству пришла нынешняя команда, в основу концепции была заложена идея театра для людей: нет главного режиссёра, только приглашённые, которых выбирает художественная команда, она же определяет концепцию сезона. Так, однажды по объявлению Сергея Осинцева, которое он разместил у себя в соцсетях, — «ищу режиссёра» — к ним пришёл Александр Баргман, хорошо известный новосибирскому зрителю. Со временем режиссёр поставил в театре 10 спектаклей.

Новосибирскую театральную школу в Тюмени знают: в своё время гоголевскую «Женитьбу» здесь ставил режиссёр и преподаватель НГТИ Павел Южаков, художник Николай Чернышов оформлял спектакли. И сегодня в тюменском драмтеатре работают выпускники Новосибирского театрального института: Евгения Казакова, которая уже давно работает в театре и является ведущей актрисой, и Роман Гусак, он работает всего год, но уже имеет несколько главных ролей. «Роман — очень перспективный артист. Мы после спектакля сегодня ночью играли в гостинице в игру, где надо было выполнять желания других, и меня заставили написать в “ВКонтакте”, что Роман Гусак — лучший артист театра, — смеётся Сергей Осинцев. — Он на самом деле хорош и талантлив в своей среде, в среде самых молодых. Мы в прошлом году взяли семь новых артистов из разных школ. И нам очень приятно, что у нас яркая, талантливая молодёжь. Наш театр всегда даёт в первый год достаточно большое количество ролей молодым артистам — такая у нас концепция: артисты должны соответствовать возрасту персонажа. Мы скоро объявим новый кастинг. И очень надеемся на дальнейшее сотрудничество с Новосибирском».


Марина Шабанова, Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области