Андрей Прикотенко поставил в «Красном факеле» спектакль «Бесы»

Первая премьера сезона, значимая и трудная.

С Достоевским вообще сложно — он для сцены никогда не писал, вряд ли задумывался о сценическом воплощении своих романов. Но драматизм романов великого писателя режиссеров равнодушными не оставляет. И имя его в театральных афишах мелькает все чаще.

«Бесы» — роман о радикализме, один из самых политизированных романов Достоевского. Его герои пытаются изменить мир, используя методы терроризма — убивают, поджигают город… Они говорят о великом , прикрываются вечными лозунгамио пользе для человечества, разрушая жизни и судьбы конкретных людей здесь и сейчас… Главный герой романа Николай Ставрогин (Александр Поляков) — роковой красавец, разбалованный вседозволенностью.

И рядом с ним — его искуситель, этакий бес-манипулятор Петр Верховенский (Никита Воробьев).

Вот появление этой парочки и служит катализатором событий в славном городке, куда из Швейцарии возвращаются герои.

Как всегда у Достоевского тут и роковая любовь и темные страсти и безумие. Боль за судьбы Родины и поиски бога…

Пересказывать романы — крайне неблагодарное занятие, тем более, что в своей инсценировке Прикотенко чуть сместил акценты, подсветив фигур каждого героя, дав актерам возможность более полно раскрыть их. И уделил больше внимания фигуре Ставрогина, оставив его главным героем этой истории.

— Все линии соединяет фигура Ставрогина,— рассказал режиссер–постановщик, — причем вновь, как и с Чичиковым в «Мертвых душах», возникает ситуация, когда окружающие наделяют человека сверхчертами, которыми он вовсе не обладает, и герой неосознанно оказывается в центре внимания. Мне интересно рифмовать «Бесов» с поэмой Гоголя, тем более что у Достоевского есть для этого крючки.

Новая премьера ощутимо и зримо перекликается с «Мертвыми душами», узнаваемой интерпретации Прикотенко. Огромная сцена, где декорации либо лишь намечены, либо отсутствуют вовсе. Зато свет играет огромную роль ( художник по свету Константин Бинкин), рисуя локации, создавая тени, играющие наравне с артистами. На общую идею работает и музыка, написанная к премьере Евгенией Терехиной и исполненная музыкантами Филармонического камерного оркестра под руководством Арсентия Ткаченко. Звучащие порознь инструменты к концу сливаются в мощный оркестр, обрушивая мир героев.

Впрочем, с обрушением они прекрасно справляются сами. Сокрушительный диалог Ставрогина и Шатова (Виктор Жлудов). Монолог Федьки Каторжника (Андрей Черных). Истерика мэра Лембке ( Камиль Кунгуров)… В этом многонаселенном спектакле каждая актерская работа — многогранная бусина, которую можно крутить в руках, любуясь переливами света, а затем вставить в общее полотно, и разноцветная мозаика заиграет всеми красками.

На огромной белой сцене мечутся черные фигурки, переживая, радуясь, страдая и интригуя… Игра света и тени создает удивительные образы, навеивая ассоциации с театром теней, когда черные фигуры в неспешном ритме то толпой, то поодиночке проходят на задворках сцены, исчезая в тени провалов дверей… А с неба падает пепел — пепел сожженного города, сожженных надежд… Или, как поэтично пишут журналисты — пепел погибших сердец.

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19