Елена Жданова: «Железной кнопкой себя не ощущаю»
Новичок в труппе «Красного факела», она уже много лет знакома и любима новосибирцами. Взгляд необычного разреза глаз завораживает, но стоит ей засмеяться, в нем сразу же появляются весёлые озорные искорки. Она признаётся, что не привыкла, когда её называют по имени-отчеству, но уже несколько лет преподаёт в театральном институте, а в этом году стала одним из мастеров курса. На вопросы «Театрального проспекта» отвечает заслуженная артистка России Елена Жданова.
Директор «Красного факела»
Всё произошло «не по щучьему велению, а по моему хотению». Может быть, я для себя даже и не озвучила, что хочу уйти из «Старого дома»,
«Старый дом» был Вашим первым театром?
В «Старом доме» я работала с девятнадцати лет. Дело в том, что это не просто театр, где я служила. Там, можно сказать, молодость моя прошла, это театр, где я взрослела, где я созревала, где прошло моё становление как личности и так далее. «Старый дом» у меня вызывает такое ощущение родителей, с которыми можно и не жить (и чаще даже бывает так, что отношения с родственниками лучше на расстоянии), но при этом ты не перестаёшь к ним прекрасно относиться. Я против пафосных слов «отчий дом», «альма матер», но получилось так, что именно в этом театре я выросла и научилась практически всему: «читать», разбирать роли —
Со стороны есть такое ощущение, что новосибирские артисты между собой довольно-таки дружные. А как актёры «Красного факела» отнеслись к Вашему приходу?
Жёсткая позиция. А Вы, вообще, считаете себя стервозной девушкой, или, наоборот, очень мягкой?
Я не знаю… Нужно обращать внимание на то мнение, которое составляют о тебе люди. Допустим, я рассказываю
Далеко не все спектакли, которые появляются в новосибирских театрах, тепло принимает так называемая «общественность». Вы как профессионал тоже, наверняка, понимаете, что иной раз приходится не в шедевральной постановке выходить на сцену. Что происходит в таких случаях лично с Вами?
Бывает и такое. Тут главное сделать всё, что можешь. Это моё главное кредо в профессии, я сейчас это и детям в театральном институте пытаюсь привить. Что, огромное количество блистательных и только блистательных режиссёров ездит по России? Нет, конечно, сегодня такие, завтра такие. Меня Халида Иванова (народная артистка России, актриса театра «Старый дом». — Ред.), кстати, научила. Она мне говорила: «Лен, что ты нервничаешь, что ты психуешь? Ты знаешь, сколько лет я в театре, а моменты, когда я испытывала вот эти состояния взлёта, совпадения с режиссёром, с пьесой — их не так много за тридцать лет моей деятельности. И ради этих моментов можно делать всё остальное». Я не люблю цинизма на сцене, когда артисты ходят и всем видом показывают: я не виноват, это моя работа, меня заставили. Зритель тут причем? Нравится тебе, или не нравится Кафка. Причем тут зритель? Он пришёл посмотреть готовый продукт, он билеты купил, между прочим.
А вообще, сейчас есть
Знаете, сейчас появились сайты, у меня есть страница «В контакте». Мне очень часто стали писать люди, которые ходят в театр, люди, которых я не знаю. Пишут «спасибо за то и за это», «я испытала
Кстати, о студентах. Вы же в этом году стали одним из мастеров курса, это очень ответственный шаг!
Я была не готова, потому что преподавала всего четыре года, и, наверное, как в любой профессии, чем больше знаешь, тем больше понимаешь, что ничего не знаешь. И вот я поняла, что у меня дикие пробелы именно в педагогическом образовании, у меня такое количество вопросов появилось! Я поняла, что надо
Студенты Вас по имени-отчеству называют?
Обязательно! Я когда пришла в институт, мне казалось, что я вообще ещё девочка, белая и пушистая, и была в шоке, когда ко мне обращались по имени-отчеству. Поэтому вот уже пятый год меня зовут Лена Сергеевна.
В институте занятия уже месяц идут, сейчас добавятся ещё и репетиции в театре… Вы же участвуете в премьерном «Макбете»?
У меня в «Макбете» роль маленькая, но хорошая. Мне и интересно, и страшно… Я всегда хотела поиграть Шекспира, такая возможность представилась, но пока ничего не могу сказать. Я читаю пьесу и понимаю, да простят меня режиссёры, что большие роли делать проще — они прописаны. А когда за десять минут тебе нужно сыграть всё, да ещё и чтобы зритель поверил и вспомнил на поклонах, надо очень сильно постараться. Зато это увлекательно.