Выставка «Из истории старой театральной фотографии»

В фойе Малого зала театра «Красный факел» начала работу выставка исторической фотографии, подготовленная совместно с Новосибирским отделением СТД и Театральным музеем Новосибирска к 130-летию со дня рождения народной артистки РСФСР, профессора, режиссера Веры Редлих. В экспозиции представлено более 50 редких архивных снимков деятелей искусства 30-х, 40-х, 50-х годов, вписанных в «эпоху Редлих» и «Сибирского МХАТа».

Вера Павловна Редлих (1894–1992) – ученица Константина Сергеевича Станиславского, легенда театрального Новосибирска и одно из самых ярких имен в истории «Красного факела». С труппой тогда еще только начинающего свою стационарную жизнь театра она была связана с 1932 по 1960 год, собрала, сплотила сильный коллектив, в труппу которого выпускники столичных творческих вузов буквально стояли в очередь, и поставила на его сцене знаковые для новосибирской театральной летописи спектакли. Всецелостно утвердил Веру Редлих как режиссера шекспировский «Гамлет», появившийся на свет в 1941 году: именно в Новосибирске впервые прозвучал перевод Бориса Пастернака, созданный годом ранее. «Дядя Ваня», «Чайка» и «Три сестры» А. Чехова, «Зыковы» М. Горького, «Село Степанчиково и его обитатели» Ф. Достоевского, «Барабанщица» А. Салынского – этим и многим другим спектаклям рукоплескали зрители и критики. Благодаря Вере Павловне «Красный факел», первый в нашей стране театр с именем собственным в названии, стал неофициально называться «Сибирским МХАТом» и получил репутацию одного из сильнейших театров СССР.

«Символ русской культуры», «женщина настоящего дарования и безоглядной преданности театру» – такими эпитетами награждали Веру Редлих коллеги и исследователи театра. «Вера Павловна всегда была лучезарна, всегда была добра. Она очень любила актера. И, наверное, эта высокая любовь к актеру помогала ей создавать атмосферу “Красного факела”. Ее вкус, ее эстетика в театре всегда были эталоном, ее мнение – непререкаемым авторитетом, — рассказывала в одном из интервью народная артистка СССР Анна Покидченко. — Она удивительно умела строить атмосферу спектакля. Как она это улавливала? Как она это делала? Но она создавала атмосферу, необходимую этому спектаклю. Появлялась особая тональность… Редлих всегда шла от индивидуальности актера. Она давала направление, подбрасывала манки, и, если видела, что актер откликнулся на ее манок, она старалась это развить».

В экспозицию выставки «Из истории старой театральной фотографии» вошло более полусотни портретных и групповых снимков из архивов Театрального музея Новосибирска. Есть здесь и карточки, иллюстрирующие юные годы Веры Редлих в кругу семьи и друзей (дом, легендарная дача Максимилиана Волошина, Вторая студия Художественного театра), и галерея соратников и коллег, артистов и режиссеров старого «Красного факела», и застывшие в вечности кадра эскизы и сцены из культовых спектаклей «Сибирского МХАТа», и фрагменты личных писем, и чинные коллективные портреты труппы ‒ в родных стенах и на гастролях.

Увидеть уникальные фотоматериалы можно, придя на любой спектакль «Красного факела». Выставка располагается на втором этаже театра в фойе Малого зала. Смена экспозиции произойдет 15 мая.