Театр «Красный факел» принял участие в XXXIV Театральном фестивале «Балтийский дом»
«“Мертвые души” производят самое глубокое, самое мощное художественное впечатление. Это мое личное ощущение, но главное ‒ реакция зрителей, — отметил генеральный директор Театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергей Шуб. — Спектакль потряс. Публика не хотела вас отпускать. Такие овации у нас звучат не всегда. Я уверен, что этот спектакль войдет в когорту выдающихся работ, которые когда-либо были показаны на нашей сцене».
Петербургский Театр-фестиваль «Балтийский дом» — стратегический партнер новосибирского «Красного факела». В мае 2023 года коллективы, каждый из которых выступает флагманом культурной жизни своего региона, подписали соглашение о сотрудничестве. Визит новосибирцев в Санкт-Петербург стал первым шагом на пути становления прочных творческих отношений.
«Показ спектакля “Мертвые души” в Санкт-Петербурге был для нас вдвойне ответственным, — подчеркнула директор театра «Красный факел» Антонида Гореявчева. — Это родина Андрея Михайловича и город, в котором наш театр знают и любят. Стать участниками фестиваля “Балтийский дом”, занимающего особе место на карте России и известного далеко за пределами нашей страны, приятно и почетно. Мы гордимся тем, что творческое взаимодействие, запланированное “Красным факелом” и “Балтийским домом” в прошлом году, в этом сезоне нашло свое первое воплощение в столь знаковом фестивальном проекте».
XXXIV Международный театральный фестиваль «Балтийский дом» проходит в Северной столице с 4 по 18 октября. Крупнейший театральный форум ведет отсчет с 1991 года и имеет свои традиции, миссию и культурные ценности. Участие в фестивале, ставшем на исходе тысячелетия первым ежегодным международным театральным форумом в истории новой России, за время его существования приняли более 300 театров из 32 стран мира. В 2023 году «Балтийский дом» прошел под девизом «Взгляд на Восток» и впервые познакомил зрителей с уникальными постановками Индии и Ирана. В этом году культурный форум продолжил курс на восток и сфокусировал внимание петербургской публики на спектаклях коллективов из Китая и Южной Африки.
Программа российского театра на фестивале «Балтийский дом» была представлена тремя поколениями режиссеров. Спектакль Андрея Прикотенко «Мертвые души» оказался точно в центре этой поколенческой концепции.
«Андрей Прикотенко представляет серьезное и всем известное поколение, — сообщила накануне открытия фестиваля арт-директор театра «Балтийский дом» Марина Беляева. — Это режиссер, которого не нужно представлять. Его прекрасно знают в России. Только на сцене нашего театра с неизменным успехом много лет идут два его спектакля: “Лерка” и “Зощенко Зощенко Зощенко Зощенко”. Сегодня Андрей Прикотенко возглавляет “Красный факел” — очень известный и сильный театральный коллектив, и в программе нашего фестиваля будет представлена первая его работа в качестве художественного руководителя».
«Фестиваль “Балтийский дом” вырастил меня как режиссера. Здесь я смотрел спектакли со всего мира, расширял кругозор и влюблялся в режиссуру, — рассказал художественный руководитель театра «Красный факел» Андрей Прикотенко. — Я рад тому, что именно на фестивале “Балтийский дом” мои новосибирские спектакли неоднократно представляли Сибирь. В этом году мы привезли премьеру прошлого сезона “Мертвые души” — большой спектакль о России, ее протяженности и бесконечности. Специально для этой постановки мы увеличили глубину сцены “Красного факела” до 35 метров, что дало ощущение бескрайних просторов. Сценическое пространство “Балтийского дома” само по себе заключает эту сценическую бесконечность. Наш спектакль хорошо встал на новую площадку, и мы смогли показать зрителям не адаптированный вариант, а полноценный спектакль, который нашел отклик у фестивальной публики и смог произвести достойное впечатление».
Билеты на единственный петербургский показ новосибирских «Мертвых душ» были раскуплены задолго до начала фестиваля. В зале, вмещающем почти 900 мест, не оказалось ни одного свободного кресла. А среди гостей краснофакельцы встретили много знакомых лиц. Друзья, коллеги, мастера и известные представители арт-среды Северной столицы пришли поддержать сибиряков.
«Спектакль действительно прекрасный и наверняка станет предметом удивления для всей театральной России. Но все два с половиной часа, которые я сидел в зале, я думал о труппе, — подчеркнул театральный режиссер и педагог Вениамин Фильштинский, воспитавший не одно поколение учеников, среди которых и режиссер спектакля «Мертвые души» Андрей Прикотенко. — Что же это за чудесная труппа? Почти 30 человек, как один. Энергия и энергетика у этой команды – сумасшедшая. Спасибо вам! Позволю себе погордиться и режиссером. Андрей Михайлович ‒ неутомимый человек и мощный художник. Мы в институте много делали для воспитания режиссеров, но мы ‒ только заложили нравственные основы и самочувствие своего места в искусстве. Далеко не всем удается это сохранить в себе и приумножить. Теперь я вижу большого мастера. Сижу смиренно. У меня чувство гордости, любви. Андрей — один из самых ярких, последовательных, многообразных и неутомимых наших учеников».
«Я никогда в жизни не была в Новосибирске и никогда не видела спектакли “Красного факела”. Я только знала, что такой театр есть, — поделилась впечатлениями после показа петербургский журналист, телеведущая, автор и режиссер документальных фильмов Ника Стрижак. — Но, когда я увидела в афише фестиваля спектакль, поняла: нужно идти и смотреть. И могу сказать, что такого удовольствия от спектакля я не получала очень и очень давно. Это просто “майский день, именины сердца”, говоря гоголевским языком. Это так прекрасно, так тонко, так умно. Ставить Гоголя действительно сложно. Все мы проходили эту Коробочку, Плюшкина. “Мертвые души” заезжены и выучены нами в школах и институтах. Очень непростая история получилась, но так красиво, так легко. Здесь все хороши – и Чичиков, и Маниловы, и Собакевичи, и Ноздрев. Потрясающий музыкальный ансамбль. Фантастическая работа художника Ольги Шаишмелашвили. Спасибо вам огромное. Пусть нам завидуют те, кто не был на этом спектакле».