Спектакль «Мертвые души» увидят жители Минска в рамках Дней культуры Новосибирской области в Республике Беларусь

25 мая в 19.00 на сцене Национального академического театра имени Янки Купалы в рамках Дней культуры Новосибирской области в Республике Беларусь пройдет единственный гастрольный показ спектакля «Мертвые души» в постановке художественного руководителя театра «Красный факел» Андрея Прикотенко. Визуальные миры спектакля, поставленного по мотивам поэмы Николая Гоголя «Мертвые души», воплотила художник Ольга Шаишмелашвили, заложив в пространственном решении пронизывающую поэму тему путешествия, «гигантское дыхание» русской земли и образ маленького человека, вдруг оказавшегося на перекрестье этих объемов и масштабов. В спектакле заняты 27 артистов театра «Красный факел».

«Международное сотрудничество в сфере искусства ‒ это не только прекрасная возможность для зрителей познакомиться с творчеством других театров, но большой стимул для наших коллективов расширить свои профессиональные горизонты, — подчеркивает директор театра «Красный факел» Антонида Гореявчева. — Культурный обмен укрепляет единое театральное пространство, способствует глубокому пониманию ценностей, обычаев и традиций других народов. Наш театр связывают давние отношения с Республикой Беларусь. Впервые “Красный факел” побывал на гастролях в Минске в далеких 1920-х годах. Затем были редкие встречи в 1996, 2015 и 2018 году.  Мы будем рады вернуться в Беларусь с самой яркой премьерой нынешнего сезона и, конечно, сделаем все от нас зависящее, чтобы сотрудничество с белорусскими театрами стало важной вехой в истории наших коллективов».

Петербургский режиссер Андрей Прикотенко хорошо знаком российскому зрителю. Он ставил спектакли в Санкт-Петербурге, Москве и других городах страны. Был главным режиссером новосибирского театра «Старый дом», в 2023 году занял аналогичную должность в театре «Красный факел», а с 2024 года является его художественным руководителем. Как приглашенный режиссер создал на сцене «Красного факела» два спектакля ‒ «Тартюф» (2005 г.) и «Сильвестр» (2010 г.). В ноябре 2023 года Андрей Прикотенко в тандеме со своим постоянным соавтором ‒ художником Ольгой Шаишмелашвили ‒ выпустил сценическую версию поэмы Николая Гоголя «Мертвые души», дебютировав с этой постановкой в качестве главного режиссера. Новые «Мертвые души» стали второй интерпретацией знаменитого произведения в истории «Красного факела»: впервые идею вывести поэму Гоголя на Большую сцену «Сибирского МХАТа» воплотил режиссер Энвер Бейбутов в 1952 году. 

«“Мертвые души” как идея для постановки возникли непосредственно в процессе встречи с труппой “Красного факела” – мы вместе решили, что это будет интересно, — рассказывает режиссер спектакля «Мертвые души» Андрей Прикотенко. — Меня всегда больше волнует тема, нежели сюжет, который можно пересказать быстро и просто. Поэма как раз предполагает разветвленное отношение к сюжету, он перестает быть связующей хордой, и произведение расширяется за счет тем. Тема дороги и колокольчика, тема тройки, бесконечно несущейся по российским просторам, тема мертвых душ – помещики это, крестьяне или же весь мир? К художественному решению мы с Ольгой Шаишмелашвили пришли довольно быстро: захотелось визуализировать маленькую фигуру человека в огромном Космосе.  Поэтому мы увеличили сценическое пространство, приблизившись к зрительному залу. Мне очень дорого, что актеры откликнулись на все эти идеи, включились в процесс, многое предлагали сами – и я уверен, что спектакль “Мертвые души” можно назвать нашим совместным сочинением на тему поэмы Гоголя».

Личность Гоголя и его произведения давно уже обросли мифами и легендами, которые то подтверждаются, то опровергаются исследователями и поклонниками творчества классика. Был ли он ипохондриком? Действительно ли сюжет «Мертвых душ» подарил ему Пушкин, а структурно Гоголь опирался на «Божественную комедию» Данте? Сжег ли автор второй том специально, или это трагическая случайность? А что такое «Мертвые души» для нас? Аферист Чичиков, тройка-Русь, калейдоскоп характеров – все это навязло в наших умах со школьных лет. И имена гоголевских персонажей стали нарицательными: Плюшкин – скупой, Манилов – мечтательный, Коробочка – ограниченная. Режиссер Андрей Прикотенко и труппа «Красного факела» работают именно с устойчивыми мифами о персонажах. Герои, населяющие этот театральный сюжет, вряд ли будут отвечать хрестоматийным представлениям о них. В безграничном космомире, в звенящей пустоте они несут свою истину, приближаясь к архетипам высшего порядка. Кем же окажется Чичиков среди этих усталых интеллигентов, сибаритов и философов, и куда занесет его птица-тройка?