Премьера спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина»

7 и 8 июня на Малой сцене театра «Красный факел» прошли первые показы спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина». Режиссером финальной премьеры сезона стала Полина Гнездилова, художественное оформление спектакля осуществил Алексей Лобанов, а все роли в новой интерпретации популярной пьесы Михаила Хейфеца исполнил актер Андрей Яковлев.

Имя Александра Сергеевича Пушкина впечатано в наше сознание, а его произведения для каждого являются обязательной программой. Петербуржца Питунина этот священный трепет раздражал с юных лет. До тех пор, пока со своей первой любовью, девушкой Лерой, он не стал играть в занятную теорию: можно ли было спасти Пушкина от верной гибели – и как? Где началась та трагическая цепь случайностей, которая погубила звезду эпохи? Через много лет Питунин решает шаг за шагом воспроизвести день дуэли Пушкина и Дантеса, и это приводит его к неожиданному финалу.

Михаил Хейфец ‒ советский и израильский режиссер, драматург. Родился в Ленинграде. В 1981 году окончил отделение режиссуры СПГУКИ, а с 1990 года проживает в Израиле. Член Гильдии драматургов Санкт-Петербурга и Гильдии драматургов России, а также лауреат множества международных литературных и драматургических конкурсов. В портфолио автора более двадцати пьес, однако наибольшим успехом пользуется написанная в 2012 году монопьеса «Спасти камер-юнкера Пушкина», в премиальном списке которой Гран-при «Конкурса Конкурсов» за лучшую пьесу года на фестивале «Золотая Маска», первое место Международного конкурса драматургии «Действующие лица», диплом Российской государственной библиотеки искусств «За блистательный эксперимент с драматургической формой» и приз Международного литературного конкурса «О Петербурге в прозе и стихах». 

Мировая премьера «Спасти камер-юнкера Пушкина» прошла в 2013 году на сцене московской «Школы современной пьесы», с тех пор «история одного несостоявшегося подвига», как маркирует текст драматург, триумфально шествует по театрам и театральным фестивалям России. Поле режиссерских трактовок пьесы достаточно широко ‒ от комедии до трагикомедии, а количество действующих лиц в постановках варьируется от одного до пятнадцати исполнителей.

Новосибирский «Красный факел» обращается к тексту Михаила Хейфеца во второй раз. В прошлом десятилетии пьеса «Спасти камер-юнкера Пушкина» в концепции режиссера Сергея Чехова превратилась на Малой сцене нашего театра в «вербальный боевик», в котором было занято пять артистов. На исходе 104 театрального сезона режиссер Полина Гнездилова выпускает моноспектакль, а единственным рассказчиком истории выступает актер Андрей Яковлев.

«В театрах пьеса “Спасти камер-юнкера Пушкина” ставится в самых различных форматах, однако драматург первоначально заявляет произведение как “монопьесу”, поэтому нашим спектаклем хочется отдать дать уважения замыслу автора, а выбор личности артиста ‒ Андрея Яковлева ‒ закрывает все поставленные творческие задачи, — говорит режиссер спектакля Полина Гнездилова. — Одна из проблем, которую поднимает пьеса Михаила Хейфица ‒ бессмысленность и жестокость жизни, в которой нет любви. Мы следим за тем, как главный герой Михаил Питунин проходит путь от ненависти к Пушкину, которую ему с детства привило равнодушное окружение “взрослых”, до жертвенного подвига, случившегося благодаря первой любви. Автор погружает нас в знаковые эпизоды из жизни главного героя, в которых, как в зеркале, отражается судьба обычного человека. Мне кажется, темы любви, поиска жизненного смысла, самопожертвования, раскрытые в пьесе, подвигают на размышления о своих поступках, взаимоотношениях с окружающими, возможности что-то поменять в себе. Может быть, и зритель задумается о себе сегодняшнем: тот ли я, кем хочу быть? И какая любовь в моей жизни действительно настоящая?»