Премьера спектакля «Мертвые души»
17, 18 И 19 ноября на Большой сцене театра «Красный факел» прошли первые показы спектакля «Мертвые души». Первую премьеру 104 сезона и стартовую премьеру на посту главного режиссера представил Андрей Прикотенко. Визуальные миры спектакля, поставленного по мотивам поэмы Николая Гоголя «Мертвые души», воплотила художник Ольга Шаишмелашвили. Зрители увидели кардинальное изменение пространства Большой сцены, в котором заложена пронизывающая поэму тема путешествия, «гигантское дыхание» русской земли и человек, вдруг оказавшийся на перекрестье этих объемов и масштабов.
Петербургский режиссер Андрей Прикотенко хорошо знаком новосибирскому зрителю по нашумевшим спектаклям, поставленным в театре «Старый дом». В «Красном факеле» режиссер создал два спектакля ‒ «Тартюф» (2005 г.) и «Сильвестр» (2010 г.). В ноябре 2023 года Андрей Прикотенко в тандеме со своим постоянным соавтором ‒ художником Ольгой Шаишмелашвили ‒ выпустил новую версию поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Это вторая интерпретация знаменитого произведения в истории «Красного факела»: впервые идею вывести «Мертвые души» на большую сцену «Сибирского МХАТа» воплотил режиссер Энвер Бейбутов в 1952 году.
«“Мертвые души” как идея для постановки возникли непосредственно в процессе встречи с труппой «Красного факела» – мы вместе решили, что это будет интересно, — рассказывает режиссер спектакля «Мертвые души» Андрей Прикотенко. — Меня всегда больше волнует тема, нежели сюжет, который можно пересказать быстро и просто. Поэма как раз предполагает разветвленное отношение к сюжету, он перестает быть связующей хордой, и произведение расширяется за счет тем. Тема дороги и колокольчика, тема тройки, бесконечно несущейся по российским просторам, тема мертвых душ – помещики это, крестьяне или же весь мир? К художественному решению мы с Ольгой Шаишмелашвили пришли довольно быстро: захотелось визуализировать маленькую фигуру человека в огромном Космосе. Поэтому мы увеличили сценическое пространство, приблизившись к зрительному залу. Мне очень дорого, что актеры откликнулись на все эти идеи, включились в процесс, многое предлагали сами – и я уверен, что спектакль “Мертвые душ” можно назвать нашим совместным сочинением на тему поэмы Гоголя».
В преддверии спектакля «Мертвые души» театр «Красный факел» традиционно провел цикл мероприятий в рамках просветительского проекта «По классике». Изучив юридический аспект аферы, запустившей сюжетную пружину произведения Гоголя, и познакомившись с модной биографией поэмы, зрители смогли расширить взгляд на вселенную автора «Мертвых душ» и буквально попробовать на вкус блюда, которые вкушал Николай Васильевич Гоголь и его современники, в формате гастровечера «Ужин по-гоголевски». В ближайшее время театральной общественности Новосибирска предстоит погрузиться в сценические миры «Мертвых душ» в постановке Андрея Прикотенко и побороться со стереотипами восприятия гоголевского текста.
Личность Гоголя и его произведения давно уже обросли мифами и легендами, которые то подтверждаются, то опровергаются исследователями и поклонниками творчества классика. Был ли он ипохондриком? Действительно ли сюжет «Мертвых душ» подарил ему Пушкин, а структурно Гоголь опирался на «Божественную комедию» Данте? Сжег ли автор второй том специально или это трагическая случайность? А что такое «Мертвые души» для нас? Аферист Чичиков, тройка-Русь, калейдоскоп характеров – все это навязло в наших умах со школьных лет. И имена гоголевских персонажей стали нарицательными: Плюшкин – скупой, Манилов – мечтательный, Коробочка – ограниченная. Режиссер Андрей Прикотенко и труппа «Красного факела» работают именно с устойчивыми мифами о персонажах. Герои, населяющие этот театральный сюжет, вряд ли будут отвечать хрестоматийным представлениям о них. В безграничном космомире, в звенящей пустоте они несут свою истину, приближаясь к архетипам высшего порядка. Кем же окажется Чичиков среди этих усталых интеллигентов, сибаритов и философов, и куда занесет его птица-тройка?