Премьера спектакля «Дядя Ваня»
19, 20 и 21 декабря на Большой сцене «Красного факела» пройдет премьера «Дяди Вани». Спектаклем по пьесе А.П. Чехова художественный руководитель театра Андрей Прикотенко завершит трилогию, начатую в предыдущих сезонах «Мертвыми душами» и «Бесами».
«В “Мертвых душах” русский дух живет в помещичьих усадьбах, в умах помещиков, в их желании преобразить Россию, в наивном ожидании того, кто придет и станет своего рода мессией, — рассказывает режиссер спектакля «Дядя Ваня», художественный руководитель театра «Красный факел» Андрей Прикотенко. — На этом построен анекдот “Мертвых душ” и ответ на вопрос, почему Чичикова воспринимают как мессию? В “Бесах” эта идея переходит в критическую и даже криминальную стадию. Пришедшее на смену помещикам молодое поколение дворян-разночинцев, выходцев из столичных университетов, готово пролить человеческую кровь, ввергнуть страну в хаос ради очищения и преображения России, потому что не видят иного выхода, кроме революции. “Дядя Ваня” — это ощущение кризиса конца века, безысходности, абсолютного тупика, понимания того, что прежние идеи не сработали. В героях нашего спектакля есть скорое предчувствие завершения большого витка русской истории, конца эпохи. Пройдет еще десять лет, и навсегда исчезнут аристократия, дворянство. На смену им придут совсем другие люди — персонажи Зощенко, Аверченко, Булгакова… Это созвучно ощущениям сегодняшнего времени, в котором остро чувствуется смена вех и глобальная утрата этических ценностей».
Выпущенный в год 165-летия со дня рождения А.П. Чехова «Дядя Ваня» в постановке Андрея Прикотенко станет третьей версией «сцен из деревенской жизни» в стенах «Сибирского МХАТа». Путь знаменитой пьесе на краснофакельские подмостки проложила в 1940 году легендарная Вера Редлих. Для тогда еще начинающего режиссера «Дядя Ваня» стал первой встречей с драматургией Чехова, определившей, впрочем, на многие годы вперед художественный почерк мастера. Спектакль, наполненный потребностью найти жизнеутверждающие краски, отличали проникновенный психологизм, поэтичность и возвышенность устремлений героев. В 1980-м эстафета перешла к молодому режиссеру Аркадию Абакумову, открывшему зрителям, как утверждали театральные критики, «живого», диалектичного Чехова, говорящего о серьезных вещах без многозначительности и шарад ‒ посредством «эстетики повседневности».
Над сценическим оформлением первого для «Красного факела» в нынешнем тысячелетии «Дяди Вани», работает постоянный соавтор Андрея Прикотенко Ольга Шаишмелашвили. Резюмируя трилогию, художник вновь возвращается к идее бесконечного русского пространства, которое на этот раз будут населять очарованные и разочарованные чеховские герои.
Музыкальный мир краснофакельского «Дяди Вани» создает композитор Евгения Терехина, чье творчество знакомо новосибирским зрителям по спектаклям «Ромео и Джульетта», «Бесы» и «Одиссея». Специально для новой интерпретации пьесы Чехова артисты театра осваивают искусство игры на музыкальных инструментах. Геометрию сложных взаимоотношений персонажей на сцене дополнит «живая игра» небольшого струнного оркестра.