Премьера «Собачьего сердца» в «Красном факеле»
26, 27 и 28 декабря на Малой сцене «Красного факела» прошли премьерные показы спектакля «Собачье сердце». В репертуаре театра повесть Михаила Булгакова, пережившая запрет на публикацию длиною в сорок лет и сменившая забвение на невероятную популярность, появится впервые, а интерпретирует ее — Роман Габриа. Для петербургского режиссера «Собачье сердце» станет двойным дебютом — и в смысле постановки прозы Булгакова, и в плане работы с труппой новосибирского «Красного факела».
Повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце» известна сложной издательской судьбой и поздним выходом на театральную сцену. Произведение написано в 1925 году, впервые напечатано в СССР в 1987 году и на два месяца раньше официальной публикации поставлено в Московском театре юного зрителя — тоже впервые. Сегодня сценическая судьба повести насчитывает несколько десятков спектаклей, однако для Новосибирска это будет новый этап осмысления творчества писателя.
В репертуарной истории «Красного факела» Михаил Булгаков присутствует с далекого 1957 года, когда режиссеры Вера Редлих и Николай Михайлов поставили на Большой сцене театра «Дни Турбиных». На излете 1960-х в афише появился «Бег», в конце 1980-х — «Багровый остров», в новый век «Красный факел» вошел с «Зойкиной квартирой», а нулевые ознаменовались появлением «Кабалы святош». В 2023 году театр начинает новую булгаковскую главу с «Собачьего сердца».
«Мне очень волнительно и радостно понимать, что я работаю с артистами “Красного Факела”, — подчеркивает режиссер спектакля «Собачье сердце» Роман Габриа. — Если быть честным, ранее я лишь мечтал об этом, и вот мои мечты материализовались. Павел Поляков, Владимир Евгеньевич Лемешонок, Константин Телегин, Виктория Левченко, — все ребята, каждый… Второе, и, пожалуй, не менее важное — автор. Булгаков очень театрален в сюжете и кинематографичен в мелочах и подробностях литературы. Поэтому сочинение текста спектакля стало особым профессиональным приключением, из которого я вышел с новым опытом. Чего стоит один эпизод операции над Шариком, прописанный в повести по секундам. Это моя первая встреча с Михаилом Афанасьевичем в театре, и я ею счастлив. И третье — камерное пространство. Малая форма — всегда особая оптика работы над ролью и проработки сюжета. Может, меньше визуала, который я в принципе очень люблю, но зато какой кайф “бытового танца” из предметов и взглядов. Желаю нашему спектаклю большого творческого пути и зрительской любви, а “Красному Факелу” процветания и новых работ с интересными режиссёрами».
По замыслу режиссера Романа Габриа и художников Анвара Гумарова и Елены Жуковой, придя на «Собачье сердце» зрители смогут не только погрузиться в «игры ума» знаменитого русского писателя, но и станут свидетелями уникального опыта, описанного Булгаковым с профессиональной медицинской точностью. В камерном пространстве «Красного факела» фантастические события органически соединятся с жизнью советской Москвы 1920-х годов, а благодаря звездному актерскому составу художественная модель реальности станет метафоричнее и вместе с тем рельефнее.
Малая сцена «Красного факела» превратится в одну из комнат профессорского дома, где случилась фантастическая операция по превращению замечательной, доброй собаки в человека — и обратно. Зритель приглашается в свидетели и соучастники. Что же случилось в квартире профессора Преображенского на углу Пречистенки и Обухова переулка? Научный прорыв? Чудо? Или преступление? В погоне за мировым открытием Преображенский касается законов беззащитного мироздания. Рушится ДНК, космос, вся Солнечная система, когда гипофиз Чугункина вшивают в мозг невинного животного