Премьера «Пигмалиона» на сцене «Красного факела»

13 декабря на Большой сцене прошел первый показ спектакля «Пигмалион». Режиссер Кирилл Вытоптов видит в знаменитой пьесе британского драматурга Бернарда Шоу антиутопию и одновременно взрослую сказку о всеобщем желании самосовершенствования. «Пигмалион» вошел в корпус классических текстов краснофакельского репертуара и стал вторым «Ш» английской литературы (между «Ромео и Джульеттой» Шекспира и «Школой злословия» Шеридана).

«Пигмалион» — самая популярная пьеса Бернарда Шоу. Оглушительный успех сопутствовал драме буквально с первых постановок. Шествие по сценическим подмосткам началось в Вене и Берлине, где прошла мировая премьера на немецком языке, продолжилось в лондонском Вест-Энде, и с тех пор остро приправленная фонетическими страстями история профессора Хиггинса и девчонки с улицы Элизы Дулиттл не знала ни пространственных, ни временных границ. Смело добралась до больших экранов, принеся драматургу «Оскар» как соавтору сценария, пережила множество жанровых трансформаций и, не растеряв зрительской любви и режиссерского внимания, шагнула в XXI столетие.

Пересчитать театральные интерпретации «Пигмалиона» не представляется возможным, однако новосибирский «Красный факел», несмотря на свой 105-летний постановочный стаж, обращался к пьесе Шоу лишь однажды: в 1949 году «Пигмалиона» вывел на сцену режиссер Владимир Дени. 75 лет спустя артистическая команда «Сибирского МХАТа» возвращается к тексту, где превращение нищей цветочницы, говорящей на лондонском кокни, в завидную невесту и эмансипированную женщину происходит при помощи родного языка и профессиональных навыков профессора фонетики.

В основе знаменитого сюжета – древнегреческий миф о скульпторе Пигмалионе с острова Кипр, который вырезал из слоновой кости статую девушки необычайной красоты и влюбился в собственное создание. Эта историческая подоплека послужила веским аргументом в пользу того, чтобы дополнять постановки по мотивам произведения Бернарда Шоу любовным хэппи-эндом, чему всячески противился драматург. 

«Самые разные люди полагают, что раз Элиза героиня романа – изволь выходить замуж за героя. Это невыносимо. Реальное продолжение очевидно всякому, кто хоть немного разбирается в человеческой природе вообще и в природе женской интуиции в частности», – замечал автор пьесы. 
Спектакль Кирилла Вытоптова, впервые работающего с труппой «Красного факела», следует завету мистера Шоу, переключив вектор зрительского внимания с love-story на взрослую сказку о всеобщем желании самосовершенствования.

«В спектакле есть несколько важных для нас тем. Первая: человек сегодня все время стремится к самосовершенствованию, — рассказывает режиссер спектакля «Пигмалион» Кирилл Вытоптов. — Вместе с тем его окружает огромное количество “мусора”, сориентироваться в котором очень сложно. И найти путь к подлинному знанию бывает порой непросто. Вторая история: иногда мы находим того самого учителя, к которому бесконечно привязываемся, с которым у нас возникают очень сложные не только профессиональные, но и личные взаимоотношения. И подчас сложно решить, где та точка, когда стоит друг от друга оторваться и стать самостоятельным, независимым, перестать чувствовать, что кто-то другой ответственен за твою жизнь, стать, наконец, тем человеком, который принимает свои собственные решения. Между двумя этими темами мы и балансируем. Наш “Пигмалион” рассказывает, как важно уметь отрываться от того, к чему мы очень сильно привыкаем. Зависимость — неизбежная история, но мы понимаем, что надо уметь уходить и начинать самостоятельное жизненное движение».

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19