Первая премьера сезона в «Красном факеле»: «Одиссея» по мотивам поэмы Гомера
15 и 16 ноября на Большой сцене «Красного факела» пройдет премьера спектакля «Одиссея». Сюжет эпической поэмы Гомера пронесут сквозь тысячелетия в сегодняшний день режиссер Марк Букин и драматург Ксения Гашева. Создать в стенах новосибирского театра мир Древней Эллады им помогает хорошо знакомая зрителям команда, работавшая в позапрошлом сезоне над музыкальным спектаклем «Ромео и Джульетта»: композитор Евгения Терёхина, художники Евгений и Анастасия Тереховы, поэт Наталия Макуни.
Древнегреческий эпос — редкий гость на театральных подмостках. Тем ценнее и увлекательнее возможность вписать классику античной литературы в современные реалии. Театр «Красный факел» за свою более чем вековую историю обратился к поэме Гомера впервые. Масштабная, густонаселенная «Одиссея» станет стартовой премьерой 106-го сезона и вместе с тем представит публике другого Марка Букина, рассматривающего хрестоматийный сюжет не сквозь призму музыкального спектакля, но как точку отсчета для создания на сцене эпического полотна, рожденного из древних мифов, вечных истин и предопределенности человеческой судьбы.
Хитроумный и богоравный Одиссей выжил в Троянской войне, спасся из шторма, перехитрил циклопа, вырвался из объятий волшебницы Цирцеи и нимфы Калипсо, избежал плена сирен, прошел между Сциллой и Харибдой, побывал в царстве мертвых — и остался невредим. И все же Одиссей не титан и не бог. Он — человек. Тело его в шрамах, но все еще полно сил, а вот израненной души не видит никто, и никто не в силах разделить тревожащие его кровавые воспоминания, из-за которых он не может спать по ночам.
20 лет ждет его Пенелопа. 20 лет Телемах растет без отца. 20 лет Одиссей делает всё, чтобы вернуться домой — в мир и покой. Но его Итака остается недостижимой мечтой. «Боги не хотят, чтобы ты вернулся. Судьбе не угодно, чтобы ты вернулся. Но ты вернешься», — слышит в прорицании Одиссей. Однако эпос не может закончиться идиллией. И борьба с непрошеной ролью, которой человека наделили боги, не завершена. Бесконечная одиссея в поисках своего предназначения продолжается.
«Для меня “Одиссея” — матерь всех трагедий, — рассказывает режиссер спектакля Марк Букин. — Ведь что такое трагедия? Трагедия неизбежна, трагедия неотвратима, непреодолима, трагедия всегда ставит перед нами глобальные неразрешимые вопросы. Герои трагедии преодолевают неразрешимые обстоятельства, пытаются изменить свою судьбу, они пытаются победить предначертанное. И для меня первый трагический литературный герой — это, конечно же, Одиссей, ведь у Гомера не просто история о возвращении домой. Одиссей — сложный, противоречивый, многоплановый герой, который пытается переосмыслить себя, свой путь и найти свое место в мире. Одиссей становится перед экзистенциальной проблемой. Он пытается понять в чьих руках его судьба? Всё ли находится во власти богов, или же человек сам вершит свою судьбу. Одиссей очень близок к нам. Одиссей задает вечные неразрешимые вопросы, которые актуальны всегда и во все времена. Это история про путешествие к себе, во внутрь себя, про попытку заглянуть в самые потаенные уголки своей души. Поэтому: “Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который, Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен, Многих людей города посетил и обычаи видел”».