Что посмотреть к премьере спектакля «Бесы»?
Сентябрьская премьера «Бесов» уже не за горами, и мы продолжаем сеанс коллективного погружения в жизнь и творчество Федора Достоевского. Сегодня смотрим фильмы и лекции, авторы которых пытаются явить миру за канонизированным ликом писателя пусть и не совсем обыкновенного, но человека.
Документальный фильм, где в формате детектива достоевисты, ученые, врачи, историки и даже прямые потомки Достоевского, пытаются приблизиться к разгадке личности писателя и понять, каким на самом деле был человек, чьи книги читают во всем мире? Много малоизвестных биографических деталей, любопытные медицинские исследования, развенчание популярных мифов и знакомство с большой семьей Достоевских ‒ от XIX века до наших дней.
Документально-художественный фильм Елены Агамян исследует «сибирский период» жизни Достоевского ‒ ссылку по делу петрашевцев, которая стала серьезным испытанием в жизни гения, но парадоксально явила миру «писателя более крупного». По понятным причинам на карте Федора Михайловича не мог возникнуть Новосибирск, но привязка к нашему городу в фильме есть ‒ это спектакль Андрея Прикотенко «Идиот», который много лет идет на сцене «Старого дома».
Российский литературовед Дмитрий Бак образно и емко рассказывает о романе «Бесы» и его создателе. Кто такие эти бесы и за что они должны быть благодарны Достоевскому? Как складывался путь писателя от революционности к крайнему консерватизму? Куда из текста исчезла 9-я глава? И почему произведение, ставшее сердцем знаменитого пятикнижия, следует воспринимать как предостережение жителям других столетий.
Короткометражный документальный очерк, выпущенный в далеком 1979 году, наполнен уникальными архивными материалами и в силу времени бесповоротно изменившимися видами мест, связанных с жизнью Достоевского и судьбой героев его произведений. Города, дома, соборы, квартиры, лестница, дворы и мосты. И, конечно, судьба гения, которая не могла быть иной.
Для тех, кто отдает предпочтение художественному повествованию, телесериал с Евгением Мироновым в заглавной роли. В фокусе внимания ‒ жизнь Достоевского от приговора к смертной казни до последних дней. Фильм грешит неточностью некоторых биографических перипетий, но компенсирует вольность трактовки накалом страстей и блистательной актерской игрой.