Художественный руководитель театра «Красный факел»

Андрей Прикотенко

Лауреат высшей театральной премии Петербурга «Золотой софит»-2002 в номинации «Лучшая режиссура». Лауреат специальной премии жюри национальной премии «Золотая маска»-2003.

В 1998 году окончил Санкт-Петербургскую Театральную Академию (курс профессора В. М. Фильштинского) и поставил дипломный спектакль «Саня, Санька, Александр…» по пьесе Ю. Рогозина в новосибирском театре «Старый дом».

Работал в Орловском академическом театре им. И. С. Тургенева, где выпустил три спектакля: «Маугли» (собственная инсценировка по Р. Киплингу), «Конек Горбунок» по сказке П. Ершова и «Дни нашей жизни» Л. Андреева.

В 2002 году в «Мастерской Театра на Литейном» состоялась премьера его спектакля «Эдип-царь» по трагедии Софокла. Спектакль удостоен высшей театральной премии Петербурга "Золотой софит«-2002 в номинации «Лучшая режиссура», а на фестивале национальной премии «Золотая маска» в 2003 году «Эдип-царь» получил специальную премию жюри.

В 2005 году на сцене «Красного факела» поставил комедию Мольера «Тартюф». Спектакль удостоен главной премии Межрегионального театрального фестиваля «Сибирский транзит» в 2006 году, затем был выдвинут на соискание премии «Золотая Маска»-2006 в пяти номинациях.

В 2006—2008 художественный руководитель Рижского Театра русской драмы, где осуществил постановки «Калека с острова Инишмаан» М.МакДонаха, «Дни нашей жизни» по Л.Андрееву, «Донна Флор и ее два мужа» Ж. Амаду, «Правила игры» (по «Метели» и «Пиковой даме» А.Пушкина) и другие.

С 2017 по 2023 год — главный режиссер новосибирского театра «Старый дом». С 2023 года — главный режиссер театра «Красный факел». С 2024 года — художественный руководитель театра.

Спектакли Андрея Прикотенко принимали участие в Межрегиональном театральном фестивале «Ново-Сибирский транзит», Всероссийском фестивале «Реальный театр», Всероссийском фестивале «Голоса истории», Международном фестивале М.Макдонаха, Международном фестивале древнегреческой драматургии, Международном театральном фестивале «Балтийский дом», Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв», программе «Маска плюс» Российской Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска», Фестивале театра для юной аудитории Augenblick mal! (Германия, Берлин), Международном театральном фестивале «TESZT» (Тимишоара, Румыния), Международном фестивале «Сахалинская рампа», Международном театральном фестивале «Радуга» и др. Также его спектакли шесть раз выдвигались на соискание главной премии фестиваля «Золотая маска» — «Лучший спектакль в драме. Большая/малая форма».

Избранные работы:

  • «Саня. Санька. Александр…», Ю. Рогозин (Новосибирский государственный драматический театр «Старый дом», 1998);
  • «Антигона», Софокл («Мастерская Театра на Литейном», 2004);
  • «Слуга двух господ», Карло Гольдони («Мастерская Театра на Литейном», 2004);
  • «Тартюф», Мольер (Новосибирский государственный академический театр «Красный факел», 2005);
  • «Лерка» по пьесам В. Сигарева (Санкт-Петербургский театр «Балтийский дом», 2009);
  • «Чеховъ. Водевиль» (Санкт-Петербургский театр им. Ленсовета, 2009);
  • «Сильвестр», В. Бочанов (Новосибирский государственный академический театр «Красный факел», 2010);
  • «Мой бедный Марат», А. Арбузов (Санкт-Петербургский театр «Приют комедианта», 2010);
  • «Лето одного года» по мотивам пьесы Э. Томпсона (Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова, 2010);
  • «Пять вечеров», А. Володин (Московский государственный театр «Ленком», 2013);
  • «Калека с острова Инишмаан», М. Макдонах (Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова, 2013);
  • «Операнищих» (Московский академический драматический театр сатиры, 2017);
  • «Sociopath / Гамлет» по мотивам пьесы Шекспира (Новосибирский государственный драматический театр «Старый дом», 2018);
  • «Русская матрица», А. Прикотенко (Санкт-Петербургский академический театр им. Ленсовета, 2018);
  • «Сон в купальскую ночь» по мотивам пьесы Шекспира (Национальный академический театр имени Янки Купалы, Минск, 2018);
  • «Зощенко Зощенко Зощенко Зощенко» (Санкт-Петербургский театр-фестиваль «Балтийский дом», 2019)
  • «Идиот» по мотивам романа Ф. Достоевского (Новосибирский государственный драматический театр «Старый дом», 2019);
  • «Петерс», Т. Толстая (Новосибирский государственный драматический театр «Старый дом», 2020);
  • «Одиссея» по мотивам поэмы Гомера (Санкт-Петербургский театр-фестиваль «Балтийский дом», 2021);
  • «Анна Каренина» по мотивам романа Л. Толстого (Новосибирский государственный драматический театр «Старый дом», 2021);
  • «Серотонин», М. Уэльбек (Санкт-Петербургский государственный драматический театр «Приют комедианта, 2021);
  • «Пульчинелла» по материалам книги Дж. Агамбена (Новосибирский государственный драматический театр «Старый дом», 2022);
  • «Турандот» по мотивам пьесы К. Гоцци (Московский драматический «Театр на Бронной, 2023);
  • «Бовари» по мотивам романа Г. Флобера («Театр Наций», Москва, 2023);
  • «Мертвые души» по мотивам поэмы Н. Гоголя (Новосибирский государственный академический театр «Красный факел», 2023).

Публикации в СМИ

В Петербурге стартует международный театральный фестиваль «Балтийский дом»

В рамках 34-го театрального фестиваля покажут необычные постановки из Индии, Ирана и Южной Африки, а также спектакли российских театров по произведениям восточных авторов и постановки национальных театров республик России. Рассказываем подробности.

Собака.ру

Андрей Прикотенко в программе «Персона»

Интервью с одним из самых ярких и самобытных российских режиссеров Андреем Прикотенко разделено на две части. В первой части собеседником героя станет писатель Владимир Набоков и его размышления о детстве, маме и ответственности. А вторая часть — это прямая речь Андрея Прикотенко и его мысли о счастье и глупости, Родине и свободе, таланте и победе над собой.

Персона

Вихри пепла и пожар в умах

В 20-х числах сентября в новосибирском театре «Красный факел» прошли премьерные показы спектакля «Бесы» по мотивам романа Фёдора Достоевского. Постановку осуществил художественный руководитель и главный режиссёр театра Андрей Прикотенко.

Ревизор.ru

«Это невероятно сложно — любить»

С 4 по 14 октября в Северной столице пройдет XXXIV фестиваль «Балтийский дом», в этом году снова под девизом «Взгляд на Восток». Кроме трупп из ЮАР и Китая, в нем примут участие и российские коллективы. В частности, новосибирский «Красный факел», который привезет «Мертвые души»: постановка стала аншлаговой в столице Сибири, а билеты на гастроли театра разлетелись в считаные часы. Как Коробочка стала femme fatale, почему Чичиков играет на ложках и зачем театру 30 шуб, корреспонденту «Ъ-СПб» Наталье Лавринович рассказывает худрук новосибирской труппы Андрей Прикотенко.

Коммерсантъ

В новосибирском театре «Красный факел» прошла премьера спектакля «Бесы»

«Этот во многом жуткий, а во многом смешной роман Достоевского – очень сложный для сценической композиции. Наверное, самый сложный в моей жизни», — делится худрук театра Андрей Прикотенко.

Собака.ру

Последний день Заречья. Пепел и галоген

«Бесы» Достоевского в постановке Андрея Прикотенко на сцене новосибирского театра «Красный факел» — must see осени-2024. Впрочем, людям, слишком влюбленным в литературный оригинал, стоит приготовиться — им местами будет больно. А кому легко? Бесы умеют делать больно. Они же бесы!   

Континент Сибирь online

Новости телеканала «НСК 49» о спектакле «Бесы»

Есть много причин, чтобы посмотреть первую премьеру 105-го сезона в «Красном факеле»: искусно сочиненная сценическая композиция, оригинальный текст Достоевского, аутентичный крой костюмов, нагруженное смыслами, но при этом лаконичное в бытовых деталях пространство, большое количество действующих лиц в исполнении замечательных артистов, каждый из которых успевает рассказать свою непростую историю. И это отнюдь не все аргументы. Смотрите сюжет о том, почему русская литература не ушла в прошлое и как она отзывается в сегодняшнем дне благодаря спектаклю Андрея Прикотенко.

49 канал

Сюжет о спектакле «Бесы» на телеканале «ОТС»

Журналист Алексей Кудинов в авторской программе «Культурный максимум» подробно рассказывает о том, какое художественное воплощение получил роман Достоевского, впервые вошедший в репертуар «Красного факела» в этом сезоне.

ОТС

Стильных «Бесов» показали после успеха «Мёртвых душ» в «Красном факеле»

Первая премьера сезона в «Красном факеле»: главный режиссёр Андрей Прикотенко поставил спектакль по роману Фёдора Достоевского «Бесы». Эта работа пополнила классический репертуар театра и составила своеобразную дилогию с прошлогодней премьерой — «Мёртвыми душами» по Гоголю.

Новосибирские новости

«Бесы»: первая премьера в Красном факеле

20 сентября на Большой сцене «Красного факела» прошёл первый премьерный показ спектакля «Бесы». Своё прочтение романа Федора Достоевского впервые в истории новосибирского академического театра представил художественный руководитель «Красного факела» Андрей Прикотенко и художник Ольга Шаишмелашвили.

Министерство культуры Новосибирской области

Съемочная группа «Вести Новосибирск» побывала на премьере «Бесов»

Как связана новая постановка «Красного факела» и «дюжина чертей»? Откуда пепел в абсолютно белом пространстве? И почему «Бесов» нужно идти и смотреть? Сюжет телеканала «Россия 1» о том, как прошли первые показы спектакля, поставленного по роману Достоевского художественным руководителем театра Андреем Прикотенко.

ГТРК Новосибирск

Андрей Прикотенко выпускает премьеру «Бесы»

20, 21 и 22 сентября театр «Красный факел» представит первую премьеру сезона – «Бесы» по роману Достоевского. «Политический триллер, сатирический боевик, религиозную драму и экзистенциальную трагедию под одной обложкой» поставил худрук Андрей Прикотенко.

Театрал

Андрей Прикотенко находит в Ставрогине Чичикова, а в Достоевском – Серджио Леоне

Премьера спектакля «Бесы» состоится 20 сентября на Большой сцене новосибирского театра «Красный факел». Ещё до премьеры режиссёр объявил, что постановка по Достоевскому образует дилогию с его предыдущей новосибирской премьерой – спектаклем «Мёртвые души». В частности, ради спектакля снова расширят пространство сцены – и это, конечно, не единственное сходство.

Театральный журнал

Новосибирский «Красный факел» впервые выпустит «Бесов»

Великие и ужасные «Бесы» готовятся выйти на большую сцену «Красного факела». Художественный руководитель театра Андрей Прикотенко, «подсадивший» в прошлом сезоне новосибирских зрителей на «Мертвые души» Гоголя, открывает юбилейный год не менее масштабным замыслом. Впервые в истории «Сибирского МХАТа» в репертуаре появится самый точный в художественных диагнозах и прогнозах роман Достоевского. А объединят два хрестоматийных текста в метафорическую дилогию эпический охват, бескрайние русские просторы и фигура героя, которого окружающие воспринимают как полубога.

Новая Сибирь online

В Новосибирске на Большой сцене «Красного факела» пройдут премьерные показы спектакля «Бесы»

Своё прочтение романа Фёдора Достоевского представят художественный руководитель Андрей Прикотенко и художник Ольга Шаишмелашвили.

Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области

Топовые культурные мероприятия сентября-2024 в Новосибирске – время юбилеев

Особенные сезоны наступили сразу в трех знаковых культурных учреждениях Новосибирска – НОВАТе, «Красном факеле» и Новосибирской филармонии. Подборку громких премьер и представлений, подготовленных этими заведениями для зрителей в сентябре, собрал в одном материале BFM-Новосибирск.

BFM.RU Новосибирск

Артисты новосибирского «Красного факела» в ежегодный День памяти почтили память ушедших коллег

3 сентября артисты, руководство и сотрудники театра посетили Заельцовское кладбище, чтобы возложить цветы на могилы корифеев сцены.

Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области

Африка и Китай привезут свои спектакли в Петербург

Через месяц в Петербурге стартует XXXIV Международный театральный фестиваль «Балтийский дом». Программа фестиваля будет состоять из двух частей: театр Востока и Южной Африки, а также современные спектакли российской сцены. Metro рассказывает подробности.

Metro Санкт-Петербург

Топ-6 осенних премьер

Спектакли новосибирских театров, которые надо посмотреть осенью-2024.

Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области

Театр «Красный факел» открыл новый сезон

Новосибирский театр «Красный факел» провел сбор труппы на обновленной за лето Малой сцене, а первую премьеру нового, 105-го сезона – «Бесы» в постановке художественного руководителя Андрея Прикотенко – покажет на Большой сцене 20 сентября.

Театрал

Работы
в «Красном факеле»

2024

Режиссер

Бесы

По роману Федора Достоевского

Большая сцена Купить билет

Андрей Прикотенко в спектакле Бесы

О спектакле

Режиссер Андрей Прикотенко продолжает эпическое путешествие по бескрайней России – «Бесы» художественно складываются в дилогию с предыдущей постановкой, «Мертвыми душами». 

«Этот во многом жуткий, а во многом смешной роман Достоевского – очень сложный для сценической композиции. Наверное, самый сложный в моей жизни, – говорит Андрей Прикотенко. – Все линии соединяет фигура Ставрогина, причем здесь вновь, как и с Чичиковым, возникает ситуация, когда окружающие наделяют человека сверхчертами, которыми он вовсе не обладает, и он неосознанно оказывается в центре внимания. Мне интересно рифмовать “Бесов” с “Мертвыми душами”, тем более что у Достоевского есть для этого крючки».

Премьера спектакля Андрея Прикотенко «Бесы» – 20, 21 и 22 сентября. Билеты уже в продаже на сайте театра, а также на площадках Ticketland и МТС Live.



Обращаем внимание зрителей! В романе Федора Достоевского «Бесы» насчитывается 15 убиенных персонажей. Постановщики пытались спасти некоторых из них, и тем не менее в спектакле содержатся сцены насилия и убийства. Некоторые из них при этом сопровождаются громкими звуковыми эффектами.

Зрителей первых рядов просим также извинить нас за то, что частицы «пепла», кружащего по сцене, могут долететь и до них. Они абсолютно безопасны. Таковы нюансы художественного решения, которое, надеемся, произведет на вас впечатление.

Режиссер, автор сценария

Февральский дневник

Реквием | к 80-летию снятия блокады Ленинграда

Андрей Прикотенко в спектакле Февральский дневник

О спектакле

Одной из самых страшных страниц Великой Отечественной войны и чудовищной трагедией в истории человечества стала блокада Ленинграда, длившаяся с 8 сентября 1941-го по 27 января 1944 года. На протяжении 872 дней город был окружен вражескими войсками и вытерпел страшные испытания. Это свидетельство немыслимой жестокости по отношению к людям, но также и беспримерного мужества со стороны ленинградцев, отстоявших свой город несмотря ни на что. Ежедневные бомбежки и обстрелы, острейшая нехватка продовольствия и топлива, смерть на каждом шагу – все это не сломило дух простых жителей, однажды и навсегда принявших решение не сдать город. По разным данным за время блокады погибло от 600 тысяч до 1,5 миллионов человек, при этом 9 из 10 умирали от голода и холода.

Поэтесса Ольга Берггольц всю блокаду находилась в осажденном Ленинграде, почти ежедневно она вела передачи «Говорит Ленинград», делала репортажи с фронта – ее называли «блокадной музой» или «блокадной мадонной», ее голос стал символом мужества горожан. Именно ей принадлежат строки «Никто не забыт, ничто не забыто», выбитые на центральной стеле Пискаревского мемориального кладбища, где похоронено более 450 тысяч Ленинградцев, жертв блокады.

Подвигу жителей блокадного Ленинграда театр «Красный факел» посвящает реквием «Февральский дневник». В сопровождении музыки Дмитрия Шостаковича прозвучат стихи Ольги Берггольц, тексты Даниила Гранина, документальные свидетельства эпохи.

В сценической композиции принимают участие: актеры театра «Красный факел», воспитанники Cтудии творческого развития «Жить на Севере…» и Филармонический камерный оркестр Новосибирска (дирижер Арсентий Ткаченко).

2023

Режиссер

Мертвые души

По мотивам поэмы Николая Гоголя

Большая сцена Купить билет

Андрей Прикотенко в спектакле Мертвые души

О спектакле


Личность Гоголя и его произведения давно уже обросли мифами и легендами, которые то подтверждаются, то опровергаются исследователями и поклонниками творчества классика. Был ли он ипохондриком? Действительно ли сюжет «Мертвых душ» подарил ему Пушкин, а структурно Гоголь опирался на «Божественную комедию» Данте? Сжег ли автор второй том специально или это трагическая случайность?

А что такое «Мертвые души» для нас? Аферист Чичиков, тройка-Русь, калейдоскоп характеров – все это навязло в наших умах со школьных лет. И имена гоголевских персонажей стали нарицательными: Плюшкин – скупой, Манилов – мечтательный, Коробочка – ограниченная.

Режиссер Андрей Прикотенко и труппа «Красного факела» работают именно с устойчивыми мифами о персонажах. Герои, населяющие этот театральный сюжет, вряд ли будут отвечать хрестоматийным представлениям о них. В безграничном космомире, в звенящей пустоте они несут свою истину, приближаясь к архетипам высшего порядка. Кем же окажется Чичиков среди этих усталых интеллигентов, сибаритов и философов, и куда занесет его птица-тройка?




Обратите внимание: на спектакле «Мертвые души» сцена продлена в зал – зрительские места начинаются с 8 ряда.



  • Наталия Дмитриева: «Андрей Прикотенко поставил метафизическое роуд-муви, где сцена превращается в модель новой галактики — с россыпью звёздных ролей и тёмной материей архетипов <...> «Мёртвые души» — это прежде всего актёрский безупречный ансамбль, бенефис краснофакельской труппы, сумевшей выпрыгнуть из своего физического тела, чтобы дотянуться до новых звёзд» (Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области).

  • Евгения Буторина: «Художник Ольга Шаишмелашвили создала удивительное пространство, в котором отсутствие декораций воспринимается декорацией <...> Здесь в каждом эпизоде столько смыслов, что хочется перебирать, как четки, пересматривать и анализировать. Соотносить с текстом поэмы и современными фильмами, отыскивая те вешки, которые выведут к дороге» (Ревизор.ру).

  • Марина Шабанова: «Невозможно передать всей этой многоголосой поэмы, ни в деталях, ни в общих чертах. Потому что этот спектакль — вселенная, где как в музыкальной табакерке, всё звучит, играет, символизирует, живёт и дышит. Виртуозная игра актёров «Красного факела» сделала этот спектакль по-настоящему незабываемым» (ВК)



Спектакль – участник ХV Международного Рождественского фестиваля искусств (Новосибирск)

Приз зрительских симпатий XXXIV Международного Театрального фестиваля «Балтийский дом» (Санкт-Петербург) 



2010

Режиссер

Сильвестр

Архив

Комедия в двух действиях · Вадим Бочанов

Андрей Прикотенко в спектакле Сильвестр

О спектакле

Исход сражения решает герой-одиночка, стремительно летящий наперерез целому вражескому войску. Но как предъявить смельчака королю? Ведь он оказывается обычным местным дурачком, желающим знать, где встает солнце. Сильвестр крайне плохо разбирается во взрослом и серьезном мире, слабо представляет себе, как устроена солнечная система, и ни за что не желает жить по простым королевским правилам. Зато вместо практичного ума он наделен чудесной способностью: все, кто встречает его, перестают лгать себе и решаются наконец исполнить заветные мечты.

Лейтмотивом спектакля стал знаменитый блюз восходящему солнцу «The House Of The Rising Sun», который в финале спектакля артисты исполняют вживую. В определении жанра спектакля режиссер Андрей Прикотенко соединил и «детское», и «взрослое».

«Сильвестр» — это сказка про нашу страну сегодня, написанная в горинско-захаровском стиле. Вместе с тем спектаклю присущ и довольно провокационный юмор, поэтому театр рекомендует его зрителям, лояльно относящимся к нелитературным выражениям. 

2005

Режиссер

Тартюф

Архив

Комедия · Жан-Батист Мольер

Андрей Прикотенко в спектакле Тартюф

О спектакле

«Тартюф» — «высокая комедия» с редким сочетанием острой сатиры и жизненной правды, увлекательной интриги и блестящих диалогов. А главный герой — самый

знаменитый Лицемер всех времен, чье имя стало нарицательным. Святоша Тартюф — выдающийся «актер» и демагог. Под прикрытием цитат из Священного Писания он добивается безграничного доверия богатого простака Оргона, «втирается» в дом и постепенно отбирает все состояние семьи.

Режиссер Андрей Прикотенко предложил собственную интерпретацию «Тартюфа». 

«Тартюф» — «высокая комедия» с редким сочетанием острой сатиры и жизненной правды, увлекательной интриги и блестящих диалогов. А главный герой — самый знаменитый Лицемер всех времен, чье имя стало нарицательным. Святоша Тартюф — выдающийся «актер» и демагог. Под прикрытием цитат из Священного Писания он добивается безграничного доверия богатого простака Оргона, «втирается» в дом и постепенно отбирает все состояние семьи. 

Режиссер Андрей Прикотенко предложил собственную интерпретацию «Тартюфа». Почему бы не вообразить, что психология мольеровских персонажей напрямую связана с обстановкой «гудящего многонаселенного улья»? Почему бы не представить, что эти обстоятельные и говорливые буржуа списаны с родственников Мольера? Что Оргон — владелец прибыльной мясной лавки в Париже? И именно в ней, на узком пространстве между роскошными деликатесами и мясными тушами, разворачивается основная интрига пьесы.

Мясные туши поступают сюда откуда-то сверху, перерабатываются у нас на глазах и полуфабрикатами «уплывают» дальше, на следующий этаж. То же самое происходит с душами персонажей пьесы. В символическом плане перед нами — картина Чистилища, где ведется подсчет грехов и каждый подвергается решающему испытанию...

Спектакль — номинант на Национальную театральную премию «Золотая Маска» в пяти основных номинациях.

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19