Постановщик

Андрей Прикотенко

Художественный руководитель театра «Красный факел»

Лауреат высшей театральной премии Петербурга «Золотой софит»-2002 в номинации «Лучшая режиссура». Лауреат специальной премии жюри национальной премии «Золотая маска»-2003.

В 1998 году окончил Санкт-Петербургскую Театральную Академию (курс профессора В. М. Фильштинского) и поставил дипломный спектакль «Саня, Санька, Александр…» по пьесе Ю. Рогозина в новосибирском театре «Старый дом».

Работал в Орловском академическом театре им. И. С. Тургенева, где выпустил три спектакля: «Маугли» (собственная инсценировка по Р. Киплингу), «Конек Горбунок» по сказке П. Ершова и «Дни нашей жизни» Л. Андреева.

В 2002 году в «Мастерской Театра на Литейном» состоялась премьера его спектакля «Эдип-царь» по трагедии Софокла. Спектакль удостоен высшей театральной премии Петербурга "Золотой софит«-2002 в номинации «Лучшая режиссура», а на фестивале национальной премии «Золотая маска» в 2003 году «Эдип-царь» получил специальную премию жюри.

В 2005 году на сцене «Красного факела» поставил комедию Мольера «Тартюф». Спектакль удостоен главной премии Межрегионального театрального фестиваля «Сибирский транзит» в 2006 году, затем был выдвинут на соискание премии «Золотая Маска»-2006 в пяти номинациях.

В 2006—2008 художественный руководитель Рижского Театра русской драмы, где осуществил постановки «Калека с острова Инишмаан» М.МакДонаха, «Дни нашей жизни» по Л.Андрееву, «Донна Флор и ее два мужа» Ж. Амаду, «Правила игры» (по «Метели» и «Пиковой даме» А.Пушкина) и другие.

С 2017 по 2023 год — главный режиссер новосибирского театра «Старый дом». С 2023 года — главный режиссер театра «Красный факел». С 2024 года — художественный руководитель театра.

Спектакли Андрея Прикотенко принимали участие в Межрегиональном театральном фестивале «Ново-Сибирский транзит», Всероссийском фестивале «Реальный театр», Всероссийском фестивале «Голоса истории», Международном фестивале М.Макдонаха, Международном фестивале древнегреческой драматургии, Международном театральном фестивале «Балтийский дом», Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв», программе «Маска плюс» Российской Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска», Фестивале театра для юной аудитории Augenblick mal! (Германия, Берлин), Международном театральном фестивале «TESZT» (Тимишоара, Румыния), Международном фестивале «Сахалинская рампа», Международном театральном фестивале «Радуга» и др. Также его спектакли шесть раз выдвигались на соискание главной премии фестиваля «Золотая маска» — «Лучший спектакль в драме. Большая/малая форма».

Избранные работы:

  • «Саня. Санька. Александр…», Ю. Рогозин (Новосибирский государственный драматический театр «Старый дом», 1998);
  • «Антигона», Софокл («Мастерская Театра на Литейном», 2004);
  • «Слуга двух господ», Карло Гольдони («Мастерская Театра на Литейном», 2004);
  • «Тартюф», Мольер (Новосибирский государственный академический театр «Красный факел», 2005);
  • «Лерка» по пьесам В. Сигарева (Санкт-Петербургский театр «Балтийский дом», 2009);
  • «Чеховъ. Водевиль» (Санкт-Петербургский театр им. Ленсовета, 2009);
  • «Сильвестр», В. Бочанов (Новосибирский государственный академический театр «Красный факел», 2010);
  • «Мой бедный Марат», А. Арбузов (Санкт-Петербургский театр «Приют комедианта», 2010);
  • «Лето одного года» по мотивам пьесы Э. Томпсона (Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова, 2010);
  • «Пять вечеров», А. Володин (Московский государственный театр «Ленком», 2013);
  • «Калека с острова Инишмаан», М. Макдонах (Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова, 2013);
  • «Операнищих» (Московский академический драматический театр сатиры, 2017);
  • «Sociopath / Гамлет» по мотивам пьесы Шекспира (Новосибирский государственный драматический театр «Старый дом», 2018);
  • «Русская матрица», А. Прикотенко (Санкт-Петербургский академический театр им. Ленсовета, 2018);
  • «Сон в купальскую ночь» по мотивам пьесы Шекспира (Национальный академический театр имени Янки Купалы, Минск, 2018);
  • «Зощенко Зощенко Зощенко Зощенко» (Санкт-Петербургский театр-фестиваль «Балтийский дом», 2019)
  • «Идиот» по мотивам романа Ф. Достоевского (Новосибирский государственный драматический театр «Старый дом», 2019);
  • «Петерс», Т. Толстая (Новосибирский государственный драматический театр «Старый дом», 2020);
  • «Одиссея» по мотивам поэмы Гомера (Санкт-Петербургский театр-фестиваль «Балтийский дом», 2021);
  • «Анна Каренина» по мотивам романа Л. Толстого (Новосибирский государственный драматический театр «Старый дом», 2021);
  • «Серотонин», М. Уэльбек (Санкт-Петербургский государственный драматический театр «Приют комедианта, 2021);
  • «Пульчинелла» по материалам книги Дж. Агамбена (Новосибирский государственный драматический театр «Старый дом», 2022);
  • «Турандот» по мотивам пьесы К. Гоцци (Московский драматический «Театр на Бронной, 2023);
  • «Бовари» по мотивам романа Г. Флобера («Театр Наций», Москва, 2023);
  • «Мертвые души» по мотивам поэмы Н. Гоголя (Новосибирский государственный академический театр «Красный факел», 2023).

Работы
в «Красном факеле»

2024

Режиссер

Бесы

По роману Федора Достоевского

Большая сцена Купить билет

Андрей Прикотенко в спектакле Бесы

О спектакле

Режиссер Андрей Прикотенко продолжает эпическое путешествие по бескрайней России – «Бесы» художественно складываются в дилогию с предыдущей постановкой, «Мертвыми душами». 

«Этот во многом жуткий, а во многом смешной роман Достоевского – очень сложный для сценической композиции. Наверное, самый сложный в моей жизни, – говорит Андрей Прикотенко. – Все линии соединяет фигура Ставрогина, причем здесь вновь, как и с Чичиковым, возникает ситуация, когда окружающие наделяют человека сверхчертами, которыми он вовсе не обладает, и он неосознанно оказывается в центре внимания. Мне интересно рифмовать “Бесов” с “Мертвыми душами”, тем более что у Достоевского есть для этого крючки».

Премьера спектакля Андрея Прикотенко «Бесы» – 20, 21 и 22 сентября. Билеты уже в продаже на сайте театра, а также на площадках Ticketland и МТС Live.


Обращаем внимание зрителей! В романе Федора Достоевского «Бесы» насчитывается 15 убиенных персонажей. Постановщики пытались спасти некоторых из них, и тем не менее в спектакле содержатся сцены насилия и убийства. Некоторые из них при этом сопровождаются громкими звуковыми эффектами.

Зрителей первых рядов просим также извинить нас за то, что частицы «пепла», кружащего по сцене, могут долететь и до них. Они абсолютно безопасны. Таковы нюансы художественного решения, которое, надеемся, произведет на вас впечатление.

Режиссер, автор сценария

Февральский дневник

Реквием | к 80-летию снятия блокады Ленинграда

Андрей Прикотенко в спектакле Февральский дневник

О спектакле

Одной из самых страшных страниц Великой Отечественной войны и чудовищной трагедией в истории человечества стала блокада Ленинграда, длившаяся с 8 сентября 1941-го по 27 января 1944 года. На протяжении 872 дней город был окружен вражескими войсками и вытерпел страшные испытания. Это свидетельство немыслимой жестокости по отношению к людям, но также и беспримерного мужества со стороны ленинградцев, отстоявших свой город несмотря ни на что. Ежедневные бомбежки и обстрелы, острейшая нехватка продовольствия и топлива, смерть на каждом шагу – все это не сломило дух простых жителей, однажды и навсегда принявших решение не сдать город. По разным данным за время блокады погибло от 600 тысяч до 1,5 миллионов человек, при этом 9 из 10 умирали от голода и холода.

Поэтесса Ольга Берггольц всю блокаду находилась в осажденном Ленинграде, почти ежедневно она вела передачи «Говорит Ленинград», делала репортажи с фронта – ее называли «блокадной музой» или «блокадной мадонной», ее голос стал символом мужества горожан. Именно ей принадлежат строки «Никто не забыт, ничто не забыто», выбитые на центральной стеле Пискаревского мемориального кладбища, где похоронено более 450 тысяч Ленинградцев, жертв блокады.

Подвигу жителей блокадного Ленинграда театр «Красный факел» посвящает реквием «Февральский дневник». В сопровождении музыки Дмитрия Шостаковича прозвучат стихи Ольги Берггольц, тексты Даниила Гранина, документальные свидетельства эпохи.

В сценической композиции принимают участие: актеры театра «Красный факел», воспитанники Cтудии творческого развития «Жить на Севере…» и Филармонический камерный оркестр Новосибирска (дирижер Арсентий Ткаченко).

2023

Режиссер

Мертвые души

По мотивам поэмы Николая Гоголя

Большая сцена Купить билет

Андрей Прикотенко в спектакле Мертвые души

О спектакле


Личность Гоголя и его произведения давно уже обросли мифами и легендами, которые то подтверждаются, то опровергаются исследователями и поклонниками творчества классика. Был ли он ипохондриком? Действительно ли сюжет «Мертвых душ» подарил ему Пушкин, а структурно Гоголь опирался на «Божественную комедию» Данте? Сжег ли автор второй том специально или это трагическая случайность?

А что такое «Мертвые души» для нас? Аферист Чичиков, тройка-Русь, калейдоскоп характеров – все это навязло в наших умах со школьных лет. И имена гоголевских персонажей стали нарицательными: Плюшкин – скупой, Манилов – мечтательный, Коробочка – ограниченная.

Режиссер Андрей Прикотенко и труппа «Красного факела» работают именно с устойчивыми мифами о персонажах. Герои, населяющие этот театральный сюжет, вряд ли будут отвечать хрестоматийным представлениям о них. В безграничном космомире, в звенящей пустоте они несут свою истину, приближаясь к архетипам высшего порядка. Кем же окажется Чичиков среди этих усталых интеллигентов, сибаритов и философов, и куда занесет его птица-тройка?




Обратите внимание: на спектакле «Мертвые души» сцена продлена в зал – зрительские места начинаются с 8 ряда.



  • Наталия Дмитриева: «Андрей Прикотенко поставил метафизическое роуд-муви, где сцена превращается в модель новой галактики — с россыпью звёздных ролей и тёмной материей архетипов <...> «Мёртвые души» — это прежде всего актёрский безупречный ансамбль, бенефис краснофакельской труппы, сумевшей выпрыгнуть из своего физического тела, чтобы дотянуться до новых звёзд» (Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области).

  • Евгения Буторина: «Художник Ольга Шаишмелашвили создала удивительное пространство, в котором отсутствие декораций воспринимается декорацией <...> Здесь в каждом эпизоде столько смыслов, что хочется перебирать, как четки, пересматривать и анализировать. Соотносить с текстом поэмы и современными фильмами, отыскивая те вешки, которые выведут к дороге» (Ревизор.ру).

  • Марина Шабанова: «Невозможно передать всей этой многоголосой поэмы, ни в деталях, ни в общих чертах. Потому что этот спектакль — вселенная, где как в музыкальной табакерке, всё звучит, играет, символизирует, живёт и дышит. Виртуозная игра актёров «Красного факела» сделала этот спектакль по-настоящему незабываемым» (ВК)



Спектакль – участник ХV Международного Рождественского фестиваля искусств



2010

Режиссер

Сильвестр

Архив

Комедия в двух действиях · Вадим Бочанов

Андрей Прикотенко в спектакле Сильвестр

О спектакле

Исход сражения решает герой-одиночка, стремительно летящий наперерез целому вражескому войску. Но как предъявить смельчака королю? Ведь он оказывается обычным местным дурачком, желающим знать, где встает солнце. Сильвестр крайне плохо разбирается во взрослом и серьезном мире, слабо представляет себе, как устроена солнечная система, и ни за что не желает жить по простым королевским правилам. Зато вместо практичного ума он наделен чудесной способностью: все, кто встречает его, перестают лгать себе и решаются наконец исполнить заветные мечты.

Лейтмотивом спектакля стал знаменитый блюз восходящему солнцу «The House Of The Rising Sun», который в финале спектакля артисты исполняют вживую. В определении жанра спектакля режиссер Андрей Прикотенко соединил и «детское», и «взрослое».

«Сильвестр» — это сказка про нашу страну сегодня, написанная в горинско-захаровском стиле. Вместе с тем спектаклю присущ и довольно провокационный юмор, поэтому театр рекомендует его зрителям, лояльно относящимся к нелитературным выражениям. 

2005

Режиссер

Тартюф

Архив

Комедия · Жан-Батист Мольер

Андрей Прикотенко в спектакле Тартюф

О спектакле

«Тартюф» — «высокая комедия» с редким сочетанием острой сатиры и жизненной правды, увлекательной интриги и блестящих диалогов. А главный герой — самый

знаменитый Лицемер всех времен, чье имя стало нарицательным. Святоша Тартюф — выдающийся «актер» и демагог. Под прикрытием цитат из Священного Писания он добивается безграничного доверия богатого простака Оргона, «втирается» в дом и постепенно отбирает все состояние семьи.

Режиссер Андрей Прикотенко предложил собственную интерпретацию «Тартюфа». 

«Тартюф» — «высокая комедия» с редким сочетанием острой сатиры и жизненной правды, увлекательной интриги и блестящих диалогов. А главный герой — самый знаменитый Лицемер всех времен, чье имя стало нарицательным. Святоша Тартюф — выдающийся «актер» и демагог. Под прикрытием цитат из Священного Писания он добивается безграничного доверия богатого простака Оргона, «втирается» в дом и постепенно отбирает все состояние семьи. 

Режиссер Андрей Прикотенко предложил собственную интерпретацию «Тартюфа». Почему бы не вообразить, что психология мольеровских персонажей напрямую связана с обстановкой «гудящего многонаселенного улья»? Почему бы не представить, что эти обстоятельные и говорливые буржуа списаны с родственников Мольера? Что Оргон — владелец прибыльной мясной лавки в Париже? И именно в ней, на узком пространстве между роскошными деликатесами и мясными тушами, разворачивается основная интрига пьесы.

Мясные туши поступают сюда откуда-то сверху, перерабатываются у нас на глазах и полуфабрикатами «уплывают» дальше, на следующий этаж. То же самое происходит с душами персонажей пьесы. В символическом плане перед нами — картина Чистилища, где ведется подсчет грехов и каждый подвергается решающему испытанию...

Спектакль — номинант на Национальную театральную премию «Золотая Маска» в пяти основных номинациях.

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19