Художественный руководитель театра «Красный факел»

Андрей Прикотенко

Лауреат высшей театральной премии Петербурга «Золотой софит»-2002 в номинации «Лучшая режиссура». Лауреат специальной премии жюри национальной премии «Золотая маска»-2003.

В 1998 году окончил Санкт-Петербургскую Театральную Академию (курс профессора В. М. Фильштинского) и поставил дипломный спектакль «Саня, Санька, Александр…» по пьесе Ю. Рогозина в новосибирском театре «Старый дом».

Работал в Орловском академическом театре им. И. С. Тургенева, где выпустил три спектакля: «Маугли» (собственная инсценировка по Р. Киплингу), «Конек Горбунок» по сказке П. Ершова и «Дни нашей жизни» Л. Андреева.

В 2002 году в «Мастерской Театра на Литейном» состоялась премьера его спектакля «Эдип-царь» по трагедии Софокла. Спектакль удостоен высшей театральной премии Петербурга "Золотой софит«-2002 в номинации «Лучшая режиссура», а на фестивале национальной премии «Золотая маска» в 2003 году «Эдип-царь» получил специальную премию жюри.

В 2005 году на сцене «Красного факела» поставил комедию Мольера «Тартюф». Спектакль удостоен главной премии Межрегионального театрального фестиваля «Сибирский транзит» в 2006 году, затем был выдвинут на соискание премии «Золотая Маска»-2006 в пяти номинациях.

В 2006—2008 художественный руководитель Рижского Театра русской драмы, где осуществил постановки «Калека с острова Инишмаан» М.МакДонаха, «Дни нашей жизни» по Л.Андрееву, «Донна Флор и ее два мужа» Ж. Амаду, «Правила игры» (по «Метели» и «Пиковой даме» А.Пушкина) и другие.

С 2017 по 2023 год — главный режиссер новосибирского театра «Старый дом». С 2023 года — главный режиссер театра «Красный факел». С 2024 года — художественный руководитель театра.

Спектакли Андрея Прикотенко принимали участие в Межрегиональном театральном фестивале «Ново-Сибирский транзит», Всероссийском фестивале «Реальный театр», Всероссийском фестивале «Голоса истории», Международном фестивале М.Макдонаха, Международном фестивале древнегреческой драматургии, Международном театральном фестивале «Балтийский дом», Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв», программе «Маска плюс» Российской Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска», Фестивале театра для юной аудитории Augenblick mal! (Германия, Берлин), Международном театральном фестивале «TESZT» (Тимишоара, Румыния), Международном фестивале «Сахалинская рампа», Международном театральном фестивале «Радуга» и др. Также его спектакли шесть раз выдвигались на соискание главной премии фестиваля «Золотая маска» — «Лучший спектакль в драме. Большая/малая форма».

Избранные работы:

  • «Саня. Санька. Александр…», Ю. Рогозин (Новосибирский государственный драматический театр «Старый дом», 1998);
  • «Антигона», Софокл («Мастерская Театра на Литейном», 2004);
  • «Слуга двух господ», Карло Гольдони («Мастерская Театра на Литейном», 2004);
  • «Тартюф», Мольер (Новосибирский государственный академический театр «Красный факел», 2005);
  • «Лерка» по пьесам В. Сигарева (Санкт-Петербургский театр «Балтийский дом», 2009);
  • «Чеховъ. Водевиль» (Санкт-Петербургский театр им. Ленсовета, 2009);
  • «Сильвестр», В. Бочанов (Новосибирский государственный академический театр «Красный факел», 2010);
  • «Мой бедный Марат», А. Арбузов (Санкт-Петербургский театр «Приют комедианта», 2010);
  • «Лето одного года» по мотивам пьесы Э. Томпсона (Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова, 2010);
  • «Пять вечеров», А. Володин (Московский государственный театр «Ленком», 2013);
  • «Калека с острова Инишмаан», М. Макдонах (Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова, 2013);
  • «Операнищих» (Московский академический драматический театр сатиры, 2017);
  • «Sociopath / Гамлет» по мотивам пьесы Шекспира (Новосибирский государственный драматический театр «Старый дом», 2018);
  • «Русская матрица», А. Прикотенко (Санкт-Петербургский академический театр им. Ленсовета, 2018);
  • «Сон в купальскую ночь» по мотивам пьесы Шекспира (Национальный академический театр имени Янки Купалы, Минск, 2018);
  • «Зощенко Зощенко Зощенко Зощенко» (Санкт-Петербургский театр-фестиваль «Балтийский дом», 2019)
  • «Идиот» по мотивам романа Ф. Достоевского (Новосибирский государственный драматический театр «Старый дом», 2019);
  • «Петерс», Т. Толстая (Новосибирский государственный драматический театр «Старый дом», 2020);
  • «Одиссея» по мотивам поэмы Гомера (Санкт-Петербургский театр-фестиваль «Балтийский дом», 2021);
  • «Анна Каренина» по мотивам романа Л. Толстого (Новосибирский государственный драматический театр «Старый дом», 2021);
  • «Серотонин», М. Уэльбек (Санкт-Петербургский государственный драматический театр «Приют комедианта, 2021);
  • «Пульчинелла» по материалам книги Дж. Агамбена (Новосибирский государственный драматический театр «Старый дом», 2022);
  • «Турандот» по мотивам пьесы К. Гоцци (Московский драматический «Театр на Бронной, 2023);
  • «Бовари» по мотивам романа Г. Флобера («Театр Наций», Москва, 2023);
  • «Мертвые души» по мотивам поэмы Н. Гоголя (Новосибирский государственный академический театр «Красный факел», 2023).

Публикации в СМИ

Новосибирцы поздравляют Петербург с годовщиной снятия блокады

Жители Новосибирска выражают свои поздравления северной столице в честь годовщины снятия блокады Ленинграда. Вечером в государственной капелле Санкт-Петербурга состоится показ "Февральского дневника" - совместного проекта театра "Красный факел" и камерного оркестра.

ОТС-Горсайт

Неразводимые мосты памяти: Новая веха историко-культурного проекта «Ленинград — Новосибирск. 900 дней братства»

Творческие коллективы Новосибирска вновь отправятся в город на Неве, чтобы внести свой вклад в дело сохранения общей исторической памяти. 28 января артисты театра «Красный факел», музыканты Филармонического камерного оркестра и воспитанники студии творческого развития «Жить на Севере…» исполнят реквием «Февральский дневник» в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга. Премьера музыкально-драматической композиции в Северной столице пройдет в рамках празднования 81-й годовщины снятия блокады Ленинграда, Года защитника Отечества и 80-летия Великой Победы.

Новая Сибирь online

В Капелле представят историко-культурный проект «Ленинград — Новосибирск. 900 дней братства»

28 января прозвучит реквием «Февральский дневник» — совместная работа новосибирского академического драматического театра «Красный факел» и Филармонического камерного оркестра столицы Сибири. Единственный показ в Петербурге посвящается 81-й годовщине полного освобождения Ленинграда от блокады.

Лента новостей Санкт-Петербурга

В Капелле представят историко-культурный проект «Ленинград — Новосибирск. 900 дней братства»

28 января прозвучит реквием «Февральский дневник» — совместная работа новосибирского академического драматического театра «Красный факел» и Филармонического камерного оркестра столицы Сибири. Единственный показ в Петербурге посвящается 81‑й годовщине полного освобождения Ленинграда от блокады.

Санкт-Петербургские ведомости

Новосибирцы представят в Санкт-Петербурге «Февральский дневник»

Совместный проект театра "Красный факел" и Филармонического камерного оркестра станет приношением региона к 81-й годовщине снятия блокады Ленинграда. Петербуржская премьера состоится 28 января в Государственной капелле. В настоящее время артисты завершают подготовку к этому важному событию. Почему проект имеет значение для двух регионов, расскажут журналисты ОТС.

ОТС

«Ленинград-Новосибирск. 900 дней братства»: к 81 годовщине снятия блокады

В России уже начинают проходить знаковые события, посвященные Году защитника Отечества и 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. 28 января в Санкт-Петербурге, в Государственной академической капелле, таким событием станет премьера реквиема «Февральский дневник», созданного Новосибирским академическим театром «Красный факел» и Филармоническим камерным оркестром Новосибирска. Этот проект посвящен 81-й годовщине снятия блокады Ленинграда и входит в рамки проекта «Ленинград-Новосибирск. 900 дней братства». Более подробно о предстоящем событии расскажем в нашем сюжете.

49 канал

Реквием «Февральский дневник» прозвучит в Капелле Петербурга

Концерт-реквием «Февральский дневник», приуроченный к 81-летию снятия блокады Ленинграда, состоится 28 января в Капелле Петербурга. Это совместная работа Новосибирского драмтеатра «Красный факел» и Филармонического камерного оркестра Новосибирска. Литературной основой проекта стали стихи Ольги Берггольц, тексты Даниила Гранина и документальные свидетельства эпохи, а музыкальную часть составили произведения Шостаковича, Баха и Шварца. В показе примут участие воспитанники студии творческого развития «Жить на Севере…». Они прочтут блокадные стихи.

Медиаплатформа «Орфей»

Новосибирский реквием «Февральский дневник» впервые услышат в Петербурге

Реквием «Февральский дневник», созданный театром «Красный факел» и Филармоническим камерным оркестром Новосибирска в честь годовщины снятия блокады Ленинграда, впервые прозвучит в стенах Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга. Единственный показ масштабной сценической композиции пройдет в рамках историко-культурного проекта «Ленинград — Новосибирск. 900 дней братства» и откроет цикл мероприятий, посвященных Году защитника Отечества и 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Новая Сибирь online

«Февральский дневник» перевернет страницы в Капелле

28 января на сцене Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга прозвучит реквием «Февральский дневник» ‒ совместная работа Новосибирского академического драматического театра «Красный факел» и Филармонического камерного оркестра Новосибирска.

Культура Петербурга

«Редкий драматург оставляет нас без уголовщины»

В Театре Наций показали дилогию Андрея Прикотенко и новосибирского театра «Красный факел»: репертуарные «Мёртвые души» и премьерных «Бесов». Если из поэмы Гоголя вышел сценичный, «ламповый» макабр с ленцой и балалайкой, то инсценировка шестого романа Фёдора Михайловича получилась документальной до обнажённости. О новом прочтение классики, нежном отношении к искусству и временах, которые не выбирают, «ЛГ» поговорилас режиссёром.

Литературная газета

«Красный факел», черный снег

В Театре Наций прошли приуроченные ко Дню Сибири гастроли новосибирского театра «Красный факел». Андрей Прикотенко, возглавивший театр в начале 2023 года, привез в столицу две свои последние постановки: «Бесы» и «Мертвые души», объединенные в дилогию. Действительно, в романе Достоевского упоминаются гоголевские персонажи: «невольный крик погоревшей Коробочки» звучит на губернаторском балу. Верховенский-старший сравнивает тургеневского Базарова с Ноздревым. Но не это является силой, объединяющей постановки. Центральной темой обоих спектаклей становится массовое нарушение первой заповеди: «Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20, 2). Герои и романа, и поэмы в режиссерской оптике заняты ожиданием и поисками нового Спасителя.

Экран и сцена

Андрей Прикотенко. Черный пепел, горящий белый храм и летающие воланчики

В ноябре в Москве гастролировал новосибирский театр «Красный факел». На сцене Театра наций были показаны два спектакля Андрея Прикотенко — «Мертвые души» и премьера по «Бесам» Достоевского. «Сноб» поговорил с режиссером

Сноб.

Андрей Прикотенко: «Чтобы рассказать людям о том, что жизнь тяжела и беспросветна, театр не нужен»

В Театре Наций прошли гастроли новосибирского театра «Красный факел». Приурочены они были к ежегодному Дню Сибири, который по традиции отмечается 8 ноября. В Москву художественный руководитель театра Андрей Прикотенко привез два новых спектакля — «Бесы» и «Мертвые души». Оба запросто дадут фору самым кассовым столичным постановкам как по слаженности актерской игры, так и по нетривиальности образов. Таких живых героев «Мертвые души» давно не видели.

IPQuorum

Чичиков и простор. «Мертвые души» театра «Красный факел»

В рамках празднования Дня Сибири Новосибирская область представила в Москве культурную программу: на сцене Театра Наций прошел показ двух знаковых спектаклей театра «Красный факел». Об одном из них — в нашей статье.

Театрон

Пожар в умах

Новосибирский театр «Красный факел» побывал на гастролях в Москве и показал 7 ноября в Театре Наций свежую премьеру «Бесы», режиссер Андрей Прикотенко. По мнению режиссёра, сценическая версия романа Фёдора Достоевского художественно складывается в дилогию с предыдущей постановкой, «Мертвыми душами«.

Арт-журнал «ОКОЛО»

Михалков и «Красный факел»

В новом выпуске проекта Алексея Кудинова «Культурный максимум» вы: узнаете, как Никита Михалков в Новосибирске спектакль "12" показал; побываете на премьере фильма Сергея Суховея «Дом деда»; увидите, как «Красный факел» в Москве русскую классику играл.

«Культурный максимум»

В честь Дня Сибири «Красный факел» показал Москве художественное исследование бескрайней России

«Красный факел» впервые стал амбассадором Дня Сибири в Москве. На сцене Театра Наций крупнейший новосибирские артисты сыграли спектакли, признанные визитной карточкой труппы. «Бесы» и «Мертвые души» в постановке художественного руководителя Андрея Прикотенко продемонстрировали новый творческий курс на классику, собрали аншлаговые залы и провели красивую символическую арку от легендарных гастролей 1953 года, когда театр получил от столичных критиков звание «Сибирского МХАТа», к 105-му сезону, за первые месяцы которого коллектив успел покорить и первопрестольную, и город на Неве.

Новая Сибирь online

Новосибирский театр «Красный факел» впервые стал амбассадором Дня Сибири в Москве

На сцене столичного Театра Наций крупнейший драматический театр нашего региона сыграл спектакли, признанные визитной карточкой труппы, — «Бесы» и «Мёртвые души».

Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области

Классические спектакли «Сибирского МХАТа» собрали аншлаг в Театре Наций

Труппа «Красного факела» представил наш город в День Сибири в Москве. На сцене Театра Наций новосибирцы сыграли два спектакля при полном аншлаге. Ради гастрольного показа «Бесов» даже сделали новые декорации. Об успехе московского тура рассказали в пресс-службе учреждения.

Новосибирские новости

Классические спектакли «Сибирского МХАТа» собрали аншлаги в Театре Наций

Труппа «Красного факела» представила наш город в День Сибири в Москве. На сцене Театра Наций новосибирцы сыграли два спектакля при полном аншлаге. Ради гастрольного показа «Бесов» даже сделали новые декорации. Об успехе столичного тура рассказали в пресс-службе учреждения.

Новосибирские новости

Работы
в «Красном факеле»

2024

Режиссер

Бесы

По роману Федора Достоевского

Большая сцена Купить билет

Андрей Прикотенко в спектакле Бесы

О спектакле

Режиссер Андрей Прикотенко продолжает эпическое путешествие по бескрайней России – «Бесы» художественно складываются в дилогию с предыдущей постановкой, «Мертвыми душами». 

«Этот во многом жуткий, а во многом смешной роман Достоевского – очень сложный для сценической композиции. Наверное, самый сложный в моей жизни, – говорит Андрей Прикотенко. – Все линии соединяет фигура Ставрогина, причем здесь вновь, как и с Чичиковым, возникает ситуация, когда окружающие наделяют человека сверхчертами, которыми он вовсе не обладает, и он неосознанно оказывается в центре внимания. Мне интересно рифмовать “Бесов” с “Мертвыми душами”, тем более что у Достоевского есть для этого крючки».




Обращаем внимание зрителей! В романе Федора Достоевского «Бесы» насчитывается 15 убиенных персонажей. Постановщики пытались спасти некоторых из них, и тем не менее в спектакле содержатся сцены насилия и убийства. Некоторые из них при этом сопровождаются громкими звуковыми эффектами.

Зрителей первых рядов просим также извинить нас за то, что частицы «пепла», кружащего по сцене, могут долететь и до них. Они абсолютно безопасны. Таковы нюансы художественного решения, которое, надеемся, произведет на вас впечатление.

Режиссер, автор сценария

Февральский дневник

Реквием | к 80-летию снятия блокады Ленинграда

Андрей Прикотенко в спектакле Февральский дневник

О спектакле

Одной из самых страшных страниц Великой Отечественной войны и чудовищной трагедией в истории человечества стала блокада Ленинграда, длившаяся с 8 сентября 1941-го по 27 января 1944 года. На протяжении 872 дней город был окружен вражескими войсками и вытерпел страшные испытания. Это свидетельство немыслимой жестокости по отношению к людям, но также и беспримерного мужества со стороны ленинградцев, отстоявших свой город несмотря ни на что. Ежедневные бомбежки и обстрелы, острейшая нехватка продовольствия и топлива, смерть на каждом шагу – все это не сломило дух простых жителей, однажды и навсегда принявших решение не сдать город. По разным данным за время блокады погибло от 600 тысяч до 1,5 миллионов человек, при этом 9 из 10 умирали от голода и холода.

Поэтесса Ольга Берггольц всю блокаду находилась в осажденном Ленинграде, почти ежедневно она вела передачи «Говорит Ленинград», делала репортажи с фронта – ее называли «блокадной музой» или «блокадной мадонной», ее голос стал символом мужества горожан. Именно ей принадлежат строки «Никто не забыт, ничто не забыто», выбитые на центральной стеле Пискаревского мемориального кладбища, где похоронено более 450 тысяч Ленинградцев, жертв блокады.

Подвигу жителей блокадного Ленинграда театр «Красный факел» посвящает реквием «Февральский дневник». В сопровождении музыки Дмитрия Шостаковича прозвучат стихи Ольги Берггольц, тексты Даниила Гранина, документальные свидетельства эпохи.

В сценической композиции принимают участие: актеры театра «Красный факел», воспитанники Cтудии творческого развития «Жить на Севере…» и Филармонический камерный оркестр Новосибирска (дирижер Арсентий Ткаченко).

2023

Режиссер

Мертвые души

По мотивам поэмы Николая Гоголя

Большая сцена Купить билет

Андрей Прикотенко в спектакле Мертвые души

О спектакле


Личность Гоголя и его произведения давно уже обросли мифами и легендами, которые то подтверждаются, то опровергаются исследователями и поклонниками творчества классика. Был ли он ипохондриком? Действительно ли сюжет «Мертвых душ» подарил ему Пушкин, а структурно Гоголь опирался на «Божественную комедию» Данте? Сжег ли автор второй том специально или это трагическая случайность?

А что такое «Мертвые души» для нас? Аферист Чичиков, тройка-Русь, калейдоскоп характеров – все это навязло в наших умах со школьных лет. И имена гоголевских персонажей стали нарицательными: Плюшкин – скупой, Манилов – мечтательный, Коробочка – ограниченная.

Режиссер Андрей Прикотенко и труппа «Красного факела» работают именно с устойчивыми мифами о персонажах. Герои, населяющие этот театральный сюжет, вряд ли будут отвечать хрестоматийным представлениям о них. В безграничном космомире, в звенящей пустоте они несут свою истину, приближаясь к архетипам высшего порядка. Кем же окажется Чичиков среди этих усталых интеллигентов, сибаритов и философов, и куда занесет его птица-тройка?




Обратите внимание: на спектакле «Мертвые души» сцена продлена в зал – зрительские места начинаются с 8 ряда.



  • Наталия Дмитриева: «Андрей Прикотенко поставил метафизическое роуд-муви, где сцена превращается в модель новой галактики — с россыпью звёздных ролей и тёмной материей архетипов <...> «Мёртвые души» — это прежде всего актёрский безупречный ансамбль, бенефис краснофакельской труппы, сумевшей выпрыгнуть из своего физического тела, чтобы дотянуться до новых звёзд» (Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области).

  • Евгения Буторина: «Художник Ольга Шаишмелашвили создала удивительное пространство, в котором отсутствие декораций воспринимается декорацией <...> Здесь в каждом эпизоде столько смыслов, что хочется перебирать, как четки, пересматривать и анализировать. Соотносить с текстом поэмы и современными фильмами, отыскивая те вешки, которые выведут к дороге» (Ревизор.ру).

  • Марина Шабанова: «Невозможно передать всей этой многоголосой поэмы, ни в деталях, ни в общих чертах. Потому что этот спектакль — вселенная, где как в музыкальной табакерке, всё звучит, играет, символизирует, живёт и дышит. Виртуозная игра актёров «Красного факела» сделала этот спектакль по-настоящему незабываемым» (ВК)



Спектакль – участник ХV Международного Рождественского фестиваля искусств (Новосибирск)

Приз зрительских симпатий XXXIV Международного Театрального фестиваля «Балтийский дом» (Санкт-Петербург) 



2010

Режиссер

Сильвестр

Архив

Комедия в двух действиях · Вадим Бочанов

Андрей Прикотенко в спектакле Сильвестр

О спектакле

Исход сражения решает герой-одиночка, стремительно летящий наперерез целому вражескому войску. Но как предъявить смельчака королю? Ведь он оказывается обычным местным дурачком, желающим знать, где встает солнце. Сильвестр крайне плохо разбирается во взрослом и серьезном мире, слабо представляет себе, как устроена солнечная система, и ни за что не желает жить по простым королевским правилам. Зато вместо практичного ума он наделен чудесной способностью: все, кто встречает его, перестают лгать себе и решаются наконец исполнить заветные мечты.

Лейтмотивом спектакля стал знаменитый блюз восходящему солнцу «The House Of The Rising Sun», который в финале спектакля артисты исполняют вживую. В определении жанра спектакля режиссер Андрей Прикотенко соединил и «детское», и «взрослое».

«Сильвестр» — это сказка про нашу страну сегодня, написанная в горинско-захаровском стиле. Вместе с тем спектаклю присущ и довольно провокационный юмор, поэтому театр рекомендует его зрителям, лояльно относящимся к нелитературным выражениям. 

2005

Режиссер

Тартюф

Архив

Комедия · Жан-Батист Мольер

Андрей Прикотенко в спектакле Тартюф

О спектакле

«Тартюф» — «высокая комедия» с редким сочетанием острой сатиры и жизненной правды, увлекательной интриги и блестящих диалогов. А главный герой — самый

знаменитый Лицемер всех времен, чье имя стало нарицательным. Святоша Тартюф — выдающийся «актер» и демагог. Под прикрытием цитат из Священного Писания он добивается безграничного доверия богатого простака Оргона, «втирается» в дом и постепенно отбирает все состояние семьи.

Режиссер Андрей Прикотенко предложил собственную интерпретацию «Тартюфа». 

«Тартюф» — «высокая комедия» с редким сочетанием острой сатиры и жизненной правды, увлекательной интриги и блестящих диалогов. А главный герой — самый знаменитый Лицемер всех времен, чье имя стало нарицательным. Святоша Тартюф — выдающийся «актер» и демагог. Под прикрытием цитат из Священного Писания он добивается безграничного доверия богатого простака Оргона, «втирается» в дом и постепенно отбирает все состояние семьи. 

Режиссер Андрей Прикотенко предложил собственную интерпретацию «Тартюфа». Почему бы не вообразить, что психология мольеровских персонажей напрямую связана с обстановкой «гудящего многонаселенного улья»? Почему бы не представить, что эти обстоятельные и говорливые буржуа списаны с родственников Мольера? Что Оргон — владелец прибыльной мясной лавки в Париже? И именно в ней, на узком пространстве между роскошными деликатесами и мясными тушами, разворачивается основная интрига пьесы.

Мясные туши поступают сюда откуда-то сверху, перерабатываются у нас на глазах и полуфабрикатами «уплывают» дальше, на следующий этаж. То же самое происходит с душами персонажей пьесы. В символическом плане перед нами — картина Чистилища, где ведется подсчет грехов и каждый подвергается решающему испытанию...

Спектакль — номинант на Национальную театральную премию «Золотая Маска» в пяти основных номинациях.

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19