Заведующий музыкальной частью театра «Красный факел», композитор

Игорь Борисович Тюваев

Игорь Борисович Тюваев родился в 1961 году в Новосибирске. В 1986 году Окончил дирижерско-хоровой факультет Новосибирской государственной консерватории им. Глинки (класс профессора Хошабовой Н. А.). 

С 1985 по 1987 год хормейстер Новосибирского камерного хора под управлением Бориса Певзнера.

С 1987 по 1992 год хормейстер, а затем дирижер Грузинской государственной хоровой капеллы.

В 1993 году возвращается из Грузии в Новосибирск и создает свой коллектив Ансамбль «Маркелловы голоса», целью которого стало исполнение забытых шедевров древней Русской церковной музыки, духовных сочинений западноевропейского Ренессанса и барокко.

С 1995 по 1999 год возглавлял кафедру старинной музыки, открытую по его инициативе в Новосибирской государственной консерваторииим. М.И. Глинки.

С 1999 по 2005 год жил и работал в Вене (Австрия). В качестве ассистента дирижёра и певца-солиста, он участвовал в различных концертных проектах под руководством знаменитых дирижёров: Саймона Рэттла, Рикардо Мутти, Клаудио Аббадо, Николауса Арнонкура, Роджера Норрингтона, Филиппа Херевеге, Тона Копмана, Франца Брюггена, Марка Минковского.

В 2002 году ассистент дирижёра Венского камерного хора.

В 2003 году И. Тюваев в качестве хормейстера готовил известнейший Арнольд Шёнберг хор к ряду проектов под руководством Н. Арнонкура.

С 2002 по 2005 год преподавал в Венской консерватории на кафедре старинной музыки (мадригальный ансамбль).

После возвращения на Родину в 2005 году вновь возглавил Хоровой ансамбль «Маркелловы голоса» Новосибирской государственной филармонии.

Заслуженный работник культуры и искусства Новосибирской области (2017г.).

С 2024 года — заведующий музыкальной частью театра «Красный факел».

Работы
в «Красном факеле»

2024

Руководитель хора

Пигмалион

Бернард Шоу

Большая сцена Купить билет

Игорь Тюваев в спектакле Пигмалион

О спектакле

Режиссер Кирилл Вытоптов и художник Нана Абдрашитова представят свое видение пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион». В основе знаменитого  сюжета – греческий миф о скульпторе, влюбившемся в созданную им статую. Однако и в пьесе, и в спектакле акцент сделан вовсе не на любовной линии.

«Самые разные люди полагают, что раз Элиза героиня романа – изволь выходить замуж за героя. Это невыносимо <…> Реальное продолжение очевидно всякому, кто хоть немного разбирается в человеческой природе вообще и в природе женской интуиции в частности», — замечал Бернард Шоу.

По словам Кирилла Вытоптова, новосибирскую версию истории девчонки с улицы Элизы Дулитл и профессора Хигинса можно назвать одновременно антиутопией и взрослой сказкой о всеобщем желании самосовершенствования.

Музыкальный руководитель

Февральский дневник

Реквием | к 80-летию снятия блокады Ленинграда

Игорь Тюваев в спектакле Февральский дневник

О спектакле

Одной из самых страшных страниц Великой Отечественной войны и чудовищной трагедией в истории человечества стала блокада Ленинграда, длившаяся с 8 сентября 1941-го по 27 января 1944 года. На протяжении 872 дней город был окружен вражескими войсками и вытерпел страшные испытания. Это свидетельство немыслимой жестокости по отношению к людям, но также и беспримерного мужества со стороны ленинградцев, отстоявших свой город несмотря ни на что. Ежедневные бомбежки и обстрелы, острейшая нехватка продовольствия и топлива, смерть на каждом шагу – все это не сломило дух простых жителей, однажды и навсегда принявших решение не сдать город. По разным данным за время блокады погибло от 600 тысяч до 1,5 миллионов человек, при этом 9 из 10 умирали от голода и холода.

Поэтесса Ольга Берггольц всю блокаду находилась в осажденном Ленинграде, почти ежедневно она вела передачи «Говорит Ленинград», делала репортажи с фронта – ее называли «блокадной музой» или «блокадной мадонной», ее голос стал символом мужества горожан. Именно ей принадлежат строки «Никто не забыт, ничто не забыто», выбитые на центральной стеле Пискаревского мемориального кладбища, где похоронено более 450 тысяч Ленинградцев, жертв блокады.

Подвигу жителей блокадного Ленинграда театр «Красный факел» посвящает реквием «Февральский дневник». В сопровождении музыки Дмитрия Шостаковича прозвучат стихи Ольги Берггольц, тексты Даниила Гранина, документальные свидетельства эпохи.

В сценической композиции принимают участие: актеры театра «Красный факел», воспитанники Cтудии творческого развития «Жить на Севере…» и Филармонический камерный оркестр Новосибирска (дирижер Арсентий Ткаченко).

2023

Музыкальный руководитель, Житель города N

Мертвые души

По мотивам поэмы Николая Гоголя

Большая сцена Купить билет

Игорь Тюваев в спектакле Мертвые души

О спектакле


Личность Гоголя и его произведения давно уже обросли мифами и легендами, которые то подтверждаются, то опровергаются исследователями и поклонниками творчества классика. Был ли он ипохондриком? Действительно ли сюжет «Мертвых душ» подарил ему Пушкин, а структурно Гоголь опирался на «Божественную комедию» Данте? Сжег ли автор второй том специально или это трагическая случайность?

А что такое «Мертвые души» для нас? Аферист Чичиков, тройка-Русь, калейдоскоп характеров – все это навязло в наших умах со школьных лет. И имена гоголевских персонажей стали нарицательными: Плюшкин – скупой, Манилов – мечтательный, Коробочка – ограниченная.

Режиссер Андрей Прикотенко и труппа «Красного факела» работают именно с устойчивыми мифами о персонажах. Герои, населяющие этот театральный сюжет, вряд ли будут отвечать хрестоматийным представлениям о них. В безграничном космомире, в звенящей пустоте они несут свою истину, приближаясь к архетипам высшего порядка. Кем же окажется Чичиков среди этих усталых интеллигентов, сибаритов и философов, и куда занесет его птица-тройка?




Обратите внимание: на спектакле «Мертвые души» сцена продлена в зал – зрительские места начинаются с 8 ряда.



  • Наталия Дмитриева: «Андрей Прикотенко поставил метафизическое роуд-муви, где сцена превращается в модель новой галактики — с россыпью звёздных ролей и тёмной материей архетипов <...> «Мёртвые души» — это прежде всего актёрский безупречный ансамбль, бенефис краснофакельской труппы, сумевшей выпрыгнуть из своего физического тела, чтобы дотянуться до новых звёзд» (Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области).

  • Евгения Буторина: «Художник Ольга Шаишмелашвили создала удивительное пространство, в котором отсутствие декораций воспринимается декорацией <...> Здесь в каждом эпизоде столько смыслов, что хочется перебирать, как четки, пересматривать и анализировать. Соотносить с текстом поэмы и современными фильмами, отыскивая те вешки, которые выведут к дороге» (Ревизор.ру).

  • Марина Шабанова: «Невозможно передать всей этой многоголосой поэмы, ни в деталях, ни в общих чертах. Потому что этот спектакль — вселенная, где как в музыкальной табакерке, всё звучит, играет, символизирует, живёт и дышит. Виртуозная игра актёров «Красного факела» сделала этот спектакль по-настоящему незабываемым» (ВК)



Спектакль – участник ХV Международного Рождественского фестиваля искусств (Новосибирск)

Приз зрительских симпатий XXXIV Международного Театрального фестиваля «Балтийский дом» (Санкт-Петербург) 



630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19