Театральный сериал в «Красном факеле»

В новосибирском театре «Красный факел» состоялась премьера спектакля «Смерть Тарелкина», режиссер Дмитрий Егоров.

Завершена работа над «театральным сериалом» по трилогии «Картины прошедшего» Александра Сухово-Кобылина, русского писателя и философа. В 2020 и 2022 годах в театре были поставлены спектакли «Дело» и «Свадьба Кречинского» по пьесам трилогии.

«Смерть Тарелкина» – трагифарс, комедия и драма, изобличение бюрократии, жадности, глупости.

– Поначалу будет очень смешно, но в какой-то момент смешное перестанет таковым казаться, – уверен режиссер. – Пьеса Сухово-Кобылина – история про оборотничество как часть человеческой природы.

Коллежский секретарь Кандид Касторович Тарелкин (актер Денис Ганин) сильно задолжал кредиторам, да еще и выкрал важные письма из стола своего начальника, генерала-прокурора Максима Кузьмича Варравина (актер Константин Телегин). Тарелкин решает инсценировать свою смерть и оборачивается в другого человека. Как раз и повод подвернулся – умер сосед Сила Силыч Копылов.

«Тарелкин: Решено!.. не хочу жить… Нужда меня заела, кредиторы истерзали, начальство вогнало в гроб!.. умру наперекор и закону и природе; умру себе в сласть и удовольствие; умру так, как никто не умирал!..»

Квартальный надзиратель Иван Антонович Расплюев (актер Олег Майборода) отвечает за похороны, так как родственников у настоящего Копылова нет. Но, как часто бывает, что-то пошло не так. Варравин, переодевшись в военную шинель, приходит к Копылову с обыском и узнаёт в нем оборотня Тарелкина. Кандида Касторовича скручивают и тащат в полицию. Расплюеву поручают расследовать дело «вурдалака». Обессиленный и измученный побоями Тарелкин за стакан воды соглашается отдать Варравину письма.

Первое действие я смотрела с улыбкой. Понравились репортажи «Петербургского Циркуляра». Прекрасный актерский состав, интересные режиссерские находки.
В третьем действии все переплелось. Театр и кино. Комедия и трагедия. Видеопроекции в разных форматах усиливают эффект театральной постановки. Современный полицейский реквизит, гаджеты, попсовая музыка фоном, Варравин в кожаном плаще и шляпе, стилизованная сцена похорон Тарелкина – теряется ощущение времени. Перестаешь понимать, в каком времени ты находишься в данный момент. И те же пороки, и та же жадность и глупость, что полтора века назад.

Крупным планом довольное лицо Расплюева. Мелкий квартальный надзиратель получил полную власть. Но не слезы ли сквозь смех появляются на его глазах – или мне так показалось?


Ольга Вьюнова, Пенсионеры online