«Русь, куда ж несешься ты…»

Премьера в «Красном факеле», первая в новом сезоне. Н.В. Гоголь  «Мертвые души» в постановке главного режиссера театра Андрея Прикотенко.

Так сложилось, что этой осенью я посмотрела подряд две премьеры по Гоголю. «Ревизор» в Театре кукол и «Мертвые души» в «Красном факеле». После «Ревизора» перечитала текст. Сейчас рядом лежит томик Гоголя с Чичиковым.

Все мы конечно читали и учили в школе поэму Гоголя, сочинения писали, разбирали образы. И вот они, те же герои, но во многом уже другие. Разве можно сравнивать восприятие обязательной школьной программы и прекрасного спектакля во взрослом возрасте.

Как гениально прозорливы были классики XIX века. Проходят десятилетия, а темы и пороки остаются. И часто нет ответов на вопросы, почему же так...

«Русь, куда ж несешься ты…»

Павел Иванович Чичиков, отставной коллежский советник. приезжает в провинцию, чтобы скупить умерших, но по документам пока живых крестьян, «мертвые души».
Он помнит напутствия отца «…больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

Спектакль идет больше двух часов без антракта на одном дыхании. Действие раскручивается неспеша, от одного героя к другому. Приглушенный свет, уходящая вдаль сцены панорама. Много юмора и сатиры. И мощная по эмоциям и музыкальному оформлению заключительная сцена.

Сильно! Ярко!  Браво! Замечательная премьера!

Театр провел необычную, игровую рекламную кампанию перед премьерой «Мертвых душ». Это и тест «Что вы знаете о Гоголе?», который я успешно прошла, узнав интересные детали о писателе. Званый «Ужин по-гоголевски», творческие встречи-лекции в рамках проекта «По классике», даже выпустили стильный мерч - бабочку с портретом Николая Васильевича, которую можно приобрести перед спектаклем.
Театр ищет новые формы взаимодействия со зрителем. Ведь театр – это игра.

В постановке занят практически весь творческий состав, 26 человек талантливых актеров театра. Насколько точно и органично «легли» роли. «Мертвые души» – это первая работа Андрея Прикотенко в должности главного режиссера «Красного факела».
Специально для спектакля увеличили сцену на 8 рядов в глубь зрительного зала. При
этом выяснилось, что историческая сцена театра как раз была на уровне 6–8-го рядов.

«Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе…»

Старые шубы, которые помогли собрать для персонажей спектакля горожане (в Сибири же холодно!), железные чайники, лампы-«души», тревожно мигающие при каждом упоминании о них, старые пианино, звуки балалайки, на которой наигрывает слуга Селифан, даже контрабас – всё работает на создание образа спектакля.
Бескрайняя Россия – и маленький человек на фоне гигантского простора со своей непростой судьбой.

Инфантильно-слащавый Манилов, разухабистый азартный игрок Ноздрёв, неожиданно элегантный и вальяжный Плюшкин, Коробочка со своим женским интересом, чета Собакевичей со своим видением «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет».

Чичиков скупил «мертвые души», афера удалась. Но принесло ли это ему счастье, стал ли он богаче? Почему души как воланчики сыплются из его карманов?
И все же в конце спектакля, в мощном финале, тонкой нитью сквозит желание объединить зрителя на светлой ноте любви к своему Отечеству.

«Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и косясь постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».


Ольга Вьюнова, Пенсионеры online