«Очень хочется жить в мире, в котором говорят правду»

В театре «Красный факел» продолжаются показы премьеры сезона – спектакля «Смерть Тарелкина». Постановка стала заключительной частью в «театральном сериале» – трилогии Александра Сухово-Кобылина «Картины прошедшего». По задумке авторов, спектакли можно смотреть как по отдельности, так и по порядку.

Всё началось в 2020 году со спектакля «Дело» – второй части трилогии.  Ограничиваться ей одной не стали, и теперь можно посмотреть всю историю целиком: от водевиля «Свадьба Кречинского» до трагифарса «Смерть Тарелкина». Создатель спектаклей – Дмитрий Егоров, режиссёр из Санкт-Петербурга. На его счету более 50 постановок по всей России и не только, несколько пьес (под псевдонимом Данила Привалов), множество работ на различных фестивалях и лабораториях. С театрами Новосибирска режиссёр знаком больше десяти лет, а в репертуаре «Красного факела» до сих пор можно увидеть полюбившийся многими зрителями «Довлатов. Анекдоты».

В связке с режиссёром над трилогией работала драматург Светлана Баженова. Авторы спектакля признаются: язык Сухово-Кобылина очень сложный, к тому же пьеса написана в 19 веке, так что «ковидные» времена пошли постановочной команде на пользу – была возможность тщательно разобраться в тексте и привыкнуть к стилю писателя. А с последующими частями сценарий и игра давались актёрам уже проще, так как материал был более привычный, чем новое незнакомое произведение.

Всё же несмотря на единые стиль и сюжетную линию пьес, спектакли оказались очень разными по формату и настроению. «Свадьба Кречинского» – комедия в классическом исполнении, «Дело» – драма, где значительно сгущаются краски и ощущается безнадёжность, а «Смерть Тарелкина» просто добивает зрителя ужасом и бесчеловечностью всех персонажей.

Ключевая тема в «Смерти Тарелкина» – оборотничество. Оно начинается буквально с первых минут, когда мы видим репортаж телевизионной редакции «Петербургский циркуляр» (Павел Поляков, Александр Поляков, Екатерина Жирова), в котором мастерски искажают информацию о деле Кречинского и Муромских. Продолжается, когда Кандид Тарелкин (Денис Ганин) перевоплощается в умершего соседа. Далее тема оборотничества не отпускает спектакль до самой последней секунды. Максим Варравин (Константин Телегин) оборачивается, чтобы обхитрить Тарелкина, Иван Расплюев (Олег Майборода) из незначительного персонажа становится главным героем, а из порядочного помещика Петра Муромского (Владимир Лемешонок) делают ужасного злодея и негодяя. Как итог, в постановке нет ни одного честного персонажа, ни одного по-настоящему светлого момента, есть только угнетающее ощущение безысходности и пугающее совпадение с реальными жизненными ситуациями (хотя пьесе уже больше 150 лет!). При этом на протяжении спектакля ужас постоянно сменяется на смех – происходящее на сцене заставляет оборачиваться даже наши эмоции.

В отличие от предыдущих частей, «Смерть Тарелкина» у зрителей оставляет очень противоречивые чувства: от восхищения и благодарности создателям спектакля до бескомпромиссного неприятия увиденного. На вопрос, в чём же посыл спектакля, Дмитрий Егоров отвечает так: «Очень хочется жить в мире, где все говорят правду». И это, наверное, самое обнадёживающее. В отличие от театра, где исход определяют режиссёр и драматург, в жизни всё ещё многое остаётся в наших руках.


София Аболишина, Место встречи. Сибирь