Новосибирские «Мещане»: под звездным небом Москвы и на родной площадке

Спектакль «Мещане» родился на сцене «Красного факела» в июне, был дважды показан новосибирским зрителям и красиво ушел в ежегодное межсезонье, после которого проснулся уже в августовской Москве. Пристально изученная российским репертуарным театром драма вошла в программу Фестиваля искусств «Горький в Парке Горького» и нашла себя в формате опен-эйра. Потускневшие от времени дачные экстерьеры семейства Бессеменовых, которому катастрофически не хватает счастья и любви, удивительно точно вписались в живые декорации тающего под звездным небом столицы вечера, а 16 сентября вернулись в Новосибирск, чтобы открыть сезон на родной площадке.

Фестиваль «Горький в Парке Горького» проходил нынешним летом во второй раз и опирался на две крупные даты: 155-летие писателя и 95-летие именного парка. «Фирменное» название самому популярному месту отдыха советской Москвы было присвоено в 1932 году в честь 40-летнего юбилея общественной и литературной деятельности Максима Горького. Размах был широк. «Заслуги перед рабочим классом и трудящимися» обернулись появлением имени писателя у центральной московской улицы, еще не открытого литературного института, Художественного театра и даже города, и это, не считая именных стипендий, премиального фонда и прочая, прочая в масштабе большой страны.

Алексей Максимович к именному неймингу относился с некоторым смущением. Отмечал в частной переписке, к примеру, что ему «не с руки» писать на конверте «вместо Нижнего Новгорода Горький». Еще занятнее звучали газетные заголовки, когда «Великий советский писатель Максим Горький на теплоходе “Максим Горький” приехал в город Горький». По свидетельствам близкого круга, путешествие на именном теплоходе писателя не воодушевляло: не так давно разбился самолет «Максим Горький», и мнительного «буревестника революции» терзали опасения.

Впрочем, отказываться от почестей было не принято ‒ Горький это прекрасно понимал и принимал со свойственной ему в публичной плоскости «красивой торжественностью». Со временем количество персонифицированных объектов убавилось. Но наименование, присвоенное «фабрике счастливых людей», как охарактеризовал главный парк Москвы фантаст Герберт Уэллс в 1934 году, настолько прижилось, что было растиражировано в других городах Советского Союза и остается актуальным по сей день.

Фестиваль «Горький в Парке Горького» ‒ один из главных территориальных брендов культурно-просветительского комплекса. В этом году он стал частью масштабного фестиваля «Горький +», программа которого соединила три города, оставивших заметный след в биографии главного писателя СССР: Нижний Новгород, где Алексей Максимович родился и провел свое детство, ворвавшуюся в его бурную молодость Казань и Москву, подарившую литератору очень насыщенный и драматичный период в зрелости.

В рамках десятидневного марафона «Горький в Парке Горького» организаторы провели более 150 мероприятий, связанных с творчеством, увлечениями, вехами жизненного и общественного пути Максима Горького. Театрализованные и водные шоу, цирковые представления, кинопоказы, концерты, променады, дефиле, спиритические сеансы, лекции, научные диспуты, творческие лаборатории, спектакли и другие форматы разной степени диковинности и сопряжения с главными писателем СССР.

«Мы давно хотели поработать с творчеством Максима Горького, масштабы личности и творчества которого достойны того, чтобы о нем помнили и в наши дни, — подчеркнул в разгар форума генеральный продюсер фестиваля Артур Григорянц. — Парк Горького помогает нам делать фестиваль уникальным и концептуально расширяет наши возможности. Где, как не в парке, можно сделать огромное количество проектов, которые могли бы удовлетворить любые желания посетителей? В этом году мы не только увеличили количество мероприятий и площадок в Парке Горького, но и присоединили к фестивалю еще два города, которые занимали важное место в жизни писателя. Так родился фестиваль “Горький +”. В июне он прошел в Нижнем Новгороде, в июле ‒ в Казани. В августе мы завершаем фестиваль в Москве, где показываем лучшие проекты нижегородской и казанской части фестиваля и 13 проектов, созданных специально для Парка Горького. Мы не гонимся за количеством, но нам важно, что к нам приходят. Это показатель нашей работы ‒ того, что арт-дирекция фестиваля выбрала верный творческий курс».

В прошлом году фестивальный контент конвертировался в 20 000 гостей. В этом году статистика распределилась между 400 участниками и 370 тысячами зрителей, среди которых оказались 500 первопроходцев, посетивших московскую премьеру новосибирских «Мещан». Из Сибири в столицу в свою очередь приехала делегация из 60 человек. Для большинства из них это была отнюдь не первая фестивальная поездка. Но занятые в спектакле юные актеры, представляющие творческую студию «Жить на Севере», оказались в жестких условиях фестивального графика впервые и на равных с профессиональными артистами преодолели и тяготы перелета, и репетиции под палящим московским солнцем, и тонкости новых сценических условий.

«Мы много репетировали перед премьерой, поэтому чувствовали себя на сцене “Красного факела” достаточно уверенно. В Москве же было очень много волнений ‒ от неизвестности, от нового места, от новых ощущений, — поделились впечатлениями студийцы. — Все происходило очень быстро. Мы прилетели, отрепетировали и вышли на сцену. Мы хотели сделать все очень круто, и благодаря этому смогли собраться. Спектакль пролетел незаметно. И эта скорость, сделала все очень ярким. Было здорово».

Чтобы показ под открытым небом прошел максимально близко к привычным условиям, организаторы фестиваля «Горький в Парке Горького» построили площадку, повторяющую габариты и конфигурацию краснофакельской сцены. «Мы начали готовиться к фестивалю три месяца назад, — рассказала художник-технолог сцены театра «Красный факел» Юлия Вакурина. — Был большой этап согласований по размеру площадки и техническому оснащению. Параметры сцены корректировались несколько раз – в высоту, в глубину, в ширину. Для нас выстроили площадку с авансценой и нужными габаритами. Разница лишь в том, что у нас не было на показе в Москве стен и колосников. Поэтому артисты, выйдя на сцену, почувствовали себя, как дома».

Для артиста Андрея Яковлева ощущение домашней обстановки стало ключевым. «У меня остались очень хорошие впечатления, — рассказал исполнитель роли Тетерева в спектакле «Мещане». —  Сцена была так похожа на нашу, что не нужно было адаптироваться. Все происходило, как на домашней площадке. Мы сыграли спектакль легко и в то же время ничего не потеряли драматически. От поездки осталось ощущение легкости, свежести, и, как всегда, очень приятно, что зрители тепло приняли наш спектакль».

На установку декораций, светового и звукового оборудования у специалистов «Красного факела» ушли целые сутки. Работать пришлось в непростых условиях опен-эйра, подстраиваясь под естественные, но неделикатные к сценическому слову уличные шумы, особенности светового дня и меняющиеся погодные условия. Кажется, команда «Красного факела» была готова ко всему – и к проливному дождю, и к шквальному ветру. К счастью, погода оказалась к новосибирцам благосклонна.

Нововведением для команды «Мещан» стала работа с радиомикрофонами. На площадке «Красного факела» артисты не используют петличные электроакустические устройства, акцентируя внимание на естественности сценической речи. В условиях опен-эйра, чтобы обеспечить комфортное звучание спектакля, голоса артистов просто необходимо было поддержать микрофонным усилением.

Репетировали в жаркий солнечный день после ночного перелета и задержки рейса. Вышли на сцену на закате, а завершили спектакль, когда на город опустилась ночь.

«Микрофоны – это самое сложное, особенно если речь идет о доверительных диалогах, — рассказывает актриса театра «Красный факел», исполнительница роли Степаниды в спектакле «Мещане» Виктория Левченко. — В эти моменты техника всегда как будто что-то нарушает, а когда спектакль играется на улице возникают еще и сложности. У меня был колоссальный опыт. Я два раза играла в греческом театре – в Пирее и Эпидавре. И я помню ощущение этой игры на открытом воздухе, когда ты стоишь, вокруг тебя огромный театр, никаких микрофонов, ничего. И все слышно. Греки, конечно, знали толк в том, как построить настоящий театр, от которого ты испытываешь только восторг и наслаждение. Низкое небо и звезды служат тебе освещением, а правильно сложенные камни дают звенящий звук. В Москве у нас был иной опыт работы, но мы справились – и с фонящими микрофонами, и со световым днем. Моей героине очень нужна была темнота. У нее происходит такая мистическая сцена, которая может случиться только в ночи, а в начале нашего показа в Москве только начинало смеркаться. Я смотрела глазами моей героини в небо и призывала небеса темнеть. И сумрак действительно наступил. Чем темнее становилось в парке, тем сильнее набирал обороты наш спектакль ‒ сразу возникала магия театра».

Специально для зрителей все происходящее на сцене дублировалось на двух больших экранах. Публика могла следить за сюжетом новосибирских «Мещан» как со специально предназначенных для просмотра спектакля мест, так и просто прогуливаясь по парку.

«Фестиваль – очень важная вещь для нас, артистов, — признается заслуженная артистка России Виктория Левченко. — Это такой обмен энергиями, очень нужный, волнующий, но одновременно приятный и радостный. Для нас выстроили сцену, как для настоящих рок-звезд. И, придя на площадку, я сначала подумала: как же мы здесь встанем с нашим очень добрым и очень земным спектаклем? Но неожиданно наш домик с верандой, столом и качелями, все, что было придумано режиссером и художником, очень органично вписалось в пространство парка. Мы репетировали и плавно переходили в спектакль. И звуки, которые доносились из этого парка ‒ плеск фонтана, визг газонокосилки, переговоры по рации, очень забавно дополняли сценическую реальность. Мы были открыты и очень искренни по отношению к зрителям, которые наш спектакль смотрели, ‒ и публика нас приняла. Когда мы вышли на поклон, не было ни одного свободного места. Кто-то смотрел со зрительских мест, кто-то наблюдал за нами из-за ограждений. Но все приветствовали нас. Это было очень приятно. Наш спектакль ‒ про жизнь, но при этом он не кричащий, без фиги в кармане и камня за пазухой. И он всегда вызывает очень теплые чувства».

16 сентября горьковские «Мещане» возвращаются на большую сцену «Красного факела» и официально открывают 104-й театральный сезон, посвященный классике мировой литературы. Зрителей ждут «Мертвые души» Гоголя, которым предстоит найти свою, отличную от хрестоматийных трактовок дорогу к тексту (режиссер Андрей Прикотенко), «Собачье сердце» Булгакова, где фантастические события органически соединяются с жизнью советской Москвы 1920-х годов (режиссер Роман Габриа), мультижанровая «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Николая Лескова (режиссер Петр Шерешевский), музыкальная версия «Ромео и Джульетты» (режиссер Марк Букин), «Крещенные крестами» Эдуарда Кочергина (режиссер Максим Соколов) и мобильный спектакль по рассказам Чехова, ориентированный, прежде всего, на подростковую аудиторию.


Юлия Щеткова, Новая Сибирь online