Новосибирские актеры вернутся в прошлое, чтобы обезвредить банду преступников

Творческое объединение «АпарТТеатр» и студия игрового кино «Краски» объединились, чтобы снять полнометражный детективный фильм для детей, действие которого происходит на территории Новосибирской области в 1944 году. Проект с историческим антуражем и «живой» сюжетной интригой реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и обещает стать одной из самых ярких игровых лент, снятой в нашем регионе.

Командует парадом актер театра «Красный факел», создатель специализирующейся на кино- и театральных проектах компании «АпарТТеатр», режиссер и сценарист Денис Казанцев. Для его команды, выпустившей семь титулованных всероссийскими и международными фестивалями короткометражек и один полномасштабный документальный фильм, история под рабочим названием «Суворовец. 1944» — первый полный метр в карьере. Объединить усилия и создать художественную историческую ленту коллегам предложил продюсер и руководитель студии игрового кино «Краски» Денис Вязников. В активе его творческого отряда ‒ 9 лет работы по развитию детского кинематографа, 5 полнометражек, 4 интернет-сериала, 3 телепрограммы и 30 работ малой формы. Именно коллаборация, полагают соавторы фильма, позволит сделать большой скачок в развитии новосибирского кинематографа.

В основу сценария фильма «Суворовец. 1944» легло вольное прочтение книг новосибирских прозаиков, на страницах которых запечатлены рассказы о детстве и родителях, воспоминания о военном времени, хроника суровых будней тыла и подробности повседневной жизни и быта середины прошлого столетия.

«Я давно мечтал снять фильм, сюжет которого был бы связан с Великой Отечественной войной ‒ напрямую или опосредованно. И наш проект позволяет погрузиться в историю, — рассказывает режиссер и автор сценария Денис Казанцев. — Но еще больше возможностей поработать в жанре исторического кинематографа, создать соответствующие костюмы, локации и декорации нас привлекает сама эпоха. Это безумно интересное время с точки зрения событий и человеческих характеров. Иной мир и совсем другие люди».

Первый полный метр Дениса Казанцева — это история о тыловых мальчишках. Действие происходит в 1944 году в одном из районов Новосибирской области. Деревенские пацаны ждут своих отцов с фронта, проходят множество испытаний и, конечно, переживают самые неожиданные приключения. Во главе с суворовцем Вовкой, который приехал домой на летние каникулы после первого года обучения, они охотятся за бандой, разоряющей близлежащие села. Удастся ли юным детективам найти и обезвредить матерых преступников, зрители узнают только после того, как кинолента выйдет на экраны кинотеатров.

«Для нашей команды этот фильм ‒ большой шаг и гигантское испытание, — подчеркивает режиссер. — Такого объема, подхода, масштаба и размаха в нашей практике еще не было. В этом проекте задействовано очень много людей, техники, локаций. Мы серьезно подошли к своему делу. Спим по 3-4 часа, чтобы все успеть. Скрупулезно подбираем правильную фактуру. Нам не нужны случайности в кадре. Мы создаем достаточно натуралистичную “среду обитания” ‒ дом, клуб, интернат, амбар, интерьеры, природа, улицы. Это не просто, но точно того стоит».

В будущем деревенском детективе семь основных локаций. Большая часть съемок проходит в селах Колыванского района ‒ Кандаурово, Изовка, Таловка, Скала. Отдельные эпизоды снимаются в Новосибирске. На все про все 25 съемочных дней. Очень сжатые сроки по меркам большого метра да еще и с историческим размахом, но для горящих идеей новосибирских кинематографистов вполне по силам.

Один из съемочных дней команда «Суворовца. 1944» провела в расположенном рядом с новосибирской станцией «Сеятель» Музее железнодорожной техники. Ретровыставка, среди экспонатов которой представлены паровозы 1932—1955 годов выпуска, привлекла внимание как подходящий натурный объект. На экране запланировано прибытие поезда, по перрону железнодорожного вокзала снует встречающий и провожающий люд. Чтобы сцены встречи поезда смотрелись исторически достоверно, без соответствующих эпохе локомотивов и вагонов не обойтись. Массивные музейные объекты позволили киношникам не тратить бюджет и время на создание искусственной среды.

Впрочем, без технических хитростей не обошлось. В музее под открытым небом поезда стоят неподвижно, а съемочной группе необходимо было создать эффект движения – дым, стук колес. Не говоря уже о приметах сегодняшнего времени, которые то и дело норовили попасть в кадр.

«Казалось бы, просто стоят в музее исторические поезда: приезжай и снимай, но есть много “но”, — рассказывает режиссер фильма Денис Казанцев. — Например, многоэтажки, которые виднеются из-за вагонов, и перроны, которые выложены современной брусчаткой. Пришлось придумывать ход, как превратить эту брусчатку в аутентичное покрытие. Из простых материалов мы соорудили настил, который в кадре будет смотреться, как покрытый пылью, мелкими камнями и мусором старый асфальт. Получилось, роскошно».

Населить железнодорожное пространство людьми, одетыми сообразно эпохе, помогли художники по костюмам и консультанты кинопроекта. Основатель интегрального музея-квартиры повседневности Академгородка Анастасия Близнюк получила творческое задание подобрать аутентичный гардероб для массовки. Одежда, обувь, головные уборы, винтажные аксессуары, а также неизбежные для вокзальных сцен сумки, чемоданы, баулы, корзины и прочая кладь, ‒ все эти сокровища пришли в кадр прямо из музейной коллекции.

Непрофессиональных актеров для съемок в массовке искали через соцсети. Требования были предельно логичны для иллюстрации сцен из 1944 года ‒ без пирсинга, тату и татуажа, цветных волос, маникюра, наращенных ресниц. Желающих оказалось много: вместо сорока штатских и десяти военных на площадке оказалось 70 человек, ‒ и всем нашлось свое место, своя доля секунды в кинематографической вселенной.

Всего в фильме задействовано около 100 исполнителей главных, второстепенных и эпизодических ролей. 10 из них настоящие профессионалы ‒ актеры новосибирских театров и творческих объединений, для каждого из которых сценаристом прописан свой образ. Ирина Кривонос, Павел Поляков, Андрей Яковлев, Олег Майборода и Денис Казанцев представляют «Красный Факел», Никита Сарычев и Владимир Дербенцев ‒ «Глобус», Николай Соловьев и Владислав Шевчук ‒ Городской драматический театр, Александра Казанцева ‒ ДКЖ.

Главную роль ‒ приехавшего в родное село на каникулы суворовца Вовки ‒ исполняет 11-летний Всеволод Казанцев. В биографии юного артиста участие в спектаклях театра «Красный факел» и целая россыпь образов в короткометражках «АпарТТеатра». Распутывать интригу суворовцу предстоит вместе с ребятами из своего села. Мальчишек и девчонок на экранах воплотят артисты студии «Краски», а это еще 20 человек, прошедших киношколу, кастинг и готовых к не самым простым условиям работы над фильмом.

Съемочный период завершится к началу осени. Далее команда «Суворовца. 1944» займется постпродакшном и выберет для картины наиболее привлекательное название. В широкий прокат фильм выйдет в конце декабря.

«У нас нет огромных бюджетов и суперсовременных технологий, как в Москве, но мы поставили перед собой цель выпустить достойный фильм, и сделаем все для того, чтобы результат оправдал наши ожидания, — резюмирует Денис Казанцев. — Мы получаем огромное удовольствие от съемочного процесса. Мы радуемся чуду создания игрового исторического фильма. Это значимый проект для нас и новосибирского кинематографа. Надеемся, премьера не пройдет незаметно».


Юлия Щеткова, Новая Сибирь online