Февральский дневник

В «Красном факеле» состоялась премьера реквиема «Февральский дневник», поставленного главным режиссёром театра Андреем Прикотенко.

«Февральский дневник» поставлен к 80-летию снятия блокады Ленинграда и посвящён памяти жертв блокады Ленинграда — тех, кто принял мученическую смерть в осаждённом городе, а также мужеству, стойкости и героизму тех жителей города на Неве, кто вопреки всему остался жив.

26 января со сцены прозвучали стихотворения Ольги Берггольц, отрывки из произведений Даниила Гранина, документальные свидетельства эпохи, среди которых выдержки из дневников очевидцев. Филармонический камерный оркестр Новосибирска под управлением дирижёра Арсентия Ткаченко исполнил музыкальные сочинения Дмитрия Шостаковича, Иоганна Себастьяна Баха и Исаака Шварца, в том числе легендарную симфонию №7 «Ленинградская» Шостаковича. На экранах транслировалась кинохроника страшных дней, которая помогала прочувствовать весь ужас блокады.

В летописи Санкт-Петербурга, да и всей отечественной истории едва ли можно найти более трагические страницы, чем те, что связаны с блокадой. Она длилась почти 900 дней и унесла жизни сотен тысяч жителей города. Наверное, ни один другой народ в мире не смог бы вынести тот ад, который творился в городе, и как же неимоверно тяжело сегодня представить чувства тех, кто в невыносимых условиях голода, холода, непрекращающихся артиллерийских обстрелов и налётов вражеской авиации продолжал терпеть и верить в лучшее. Гитлеровцы рассчитывали сломить дух ленинградцев и впоследствии стереть город с лица земли.

То, что пережили ленинградцы в годы блокады, трудно описать словами. Но у нас остались их свидетельства, письма, дневники, которые говорят о том, что эти люди, даже находясь на грани смерти, были убеждены в том, что Ленинград выстоит и не сдастся врагу. Вот, например, запись в дневнике архитектора Александра Никольского: «Смерти уже не потрясают. Нервы притупились… Но сдавать город нельзя. Лучше умереть, чем сдать. Я твёрдо верю в скорое снятие осады и начал думать о проекте триумфальных арок для встречи Героев — войск, освободивших Ленинград». Именно эта несгибаемая вера ленинградцев и всех советских людей той поры лично для меня является одним из главных символов Победы. Так же как, например, парад на Красной площади 7 ноября 1941 года или симфония №7, которую 9 августа 1942 года исполнил в осаждённом городе Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета под руководством дирижёра Карла Элиасберга. Самого Шостаковича, незадолго до того эвакуированного в Куйбышев (нынешнюю Самару), в Ленинграде в тот день не было — ему не разрешили вернуться в родной город. Композитор добавил к партитуре своё посвящение, напечатанное в газетах и на программках: «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе, моему родному городу Ленинграду я посвящаю свою 7-ю симфонию».

Одним из главных символов осаждённого Ленинграда стала поэтесса Ольга Берггольц, которая каждый день обращалась по радио к землякам, читала свои стихи, полные горечи, скорби, но и несгибаемой веры в Победу, и чей голос стал для ленинградцев символом того, что город живёт и не собирается сдаваться на милость врагу. Именно ей принадлежит известная фраза «Никто не забыт, и ничто не забыто».

Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года, а закончилась лишь 27 января 1944 года. Впрочем, на год раньше, в январе 1943 года, блокада была прорвана, и положение обессилевшего города значительно улучшилось. К тому времени в войне наступил перелом, и стало окончательно ясно, что Ленинград выстоит.

Новосибирск и Ленинград связывают особые, прочные нити. Та самая «Ленинградская симфония» впервые прозвучала в нашем городе 9 июля 1942 года — на месяц раньше, чем в Ленинграде. Но дело, конечно, не только в этом. Как не вспомнить, что 128 тысяч ленинградцев были эвакуированы в наш город и нашли здесь второй дом. Кроме того, в эвакуацию в Новосибирск прибыли десятки промышленных, культурных объектов, переезжали целые творческие коллективы, перевозились экспонаты ленинградских музеев. Всё это коренным образом отразилось на структуре населения, его численности, промышленном и культурном потенциале Новосибирска. Это наследие и сегодня в значительной степени определяет облик нашего города.

Совсем неудивительно поэтому, что «Февральский дневник» прошёл в ведущем театре Новосибирска и собрал полный зал зрителей, которые с замиранием сердца и слезами на глазах наблюдали за происходившим на сцене, а затем одарили участников концерта долгими аплодисментами. Это была дань памяти и уважения всем, кто прошёл через ужасы блокады, преодолел нечеловеческие муки и испытания и отстоял свой город от врага, ещё на шаг приблизив общую Победу.

Дмитрий Овчинников, Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области