Два процента Шекспира и музыкальный бэнд: новосибирский «Красный факел» выпускает «Ромео и Джульетту»

Премьера назначена на 19 апреля. Своё прочтение трагедии Шекспира представит Марк Букин – режиссёр, главным образом известный по своим работам в Перми; с 2021 года он курирует работу экспериментальной «Сцены-Молот» Пермского Театра-Театра.

Собственные работы Букина, часто основанные на классике, не отличаются ортодоксальным подходом к материалу. Так, он превратил тургеневских «Отцов и детей» в собрание мемов о русской жизни, а спектакль «Раскольников» выдержал в формате променада с элементами мюзикла. В режиссерском портфеле есть и Шекспир – «Отелло» в Пермском Доме актера. По словам самого Букина, шекспировского текста в этой работе было «два процента».

Все эти тенденции прослеживаются и в новосибирской постановке. Прежде всего, «Ромео и Джульетта» – музыкальный спектакль. Партии действующих лиц выдержаны в самых разных жанрах: от рок-баллад и стилизаций под классический мюзикл до рэпа и зонгов в духе Бертольта Брехта. Эклектичный саундтрек сочинила Евгения Терёхина, чью музыку лучше всего знают зрители Красноярского ТЮЗа (она звучит в 13 спектаклях текущего репертуара); москвичи могли слышать её, например, в «Коралловом острове» Театра Наций. Сопровождение в «Ромео и Джульетте» живое: играть будет «музыкальный бэнд» из пяти актеров.

Важнейший соавтор постановки – либреттист Наталия Макуни, известная по рок-опере Антона Круглова «Икар», мюзиклу Стаса Намина «Маленький принц» и камерному мюзиклу Театра-Театра «Живая история о смерти». Марк Букин попросил её обойтись с Шекспиром радикально. Вот, как он сам сформулировал задачу: «Не переписать Шекспира, а сделать такую интерпретацию текста, через которую мы бы услышали не только всем известную историю парня и девушки, которые влюбились друг в друга и погибли из-за семейной вражды, но и почувствовали все нюансы и смыслы, заложенные автором. Чтобы мы смотрели <...> нашу историю, которая происходит именно сегодня и именно с этими людьми ‒ со скидкой на театральную условность».

Таким образом, от Шекспира в «Красном факеле» остался каркас сюжета (при этом некоторые нюансы и целые персонажи, вроде первой возлюбленной Ромео Розалинды, оказались купированы) и отдельные крылатые фразы, преимущественно в переводе Бориса Пастернака.

Ромео и Джульетту сыграют Вадим Гусельников и Анастасия Плешкань. В творческую команду спектакля также вошли художники Евгений и Анастасия Тереховы, режиссёр по пластике Алексей Каракулов, художник по свету Евгений Козин и саунд-дизайнер Андрей Платонов.

Театральный журнал