«Красный факел» придерживается принципа «соленого огурца»
Олег Пивоваров. В свое время «Красный факел» был лидером российского театра, потом он потерял яркость, его краски потускнели. Через
Александр Кулябин. Для меня «Красный факел» всегда был театром особенным. У него удивительно богатая история, в которой было все: и грандиозные взлеты и периоды не очень удачные… Но в любые времена театр отличался блестящей труппой. Легендарную славу «Красному факелу» принесла, конечно, Вера Павловна Редлих — художественный руководитель
О. П. То есть, соответствовать своему творчеству.
А. К. Конечно. И особенно важна атмосфера внутри коллектива. Меня очень радует то, что даже сейчас, во время реконструкции здания, когда актеры вынуждены репетировать в жутких условиях, никто не скандалит, не опаздывает, не жалуется. Все нацелены только на работу, поддерживают друг друга.
О. П. Реконструкция — это большое испытание для театра, и если у вас
А. К. О моих представлениях, наверное, можно судить по тому, какого режиссера я пригласил возглавить театр. Это Александр Маркович Зыков, до этого руководивший Норильским театром драмы. Режиссер старой школы, человек очень опытный, мудрый, настоящий мастер. Я видел его работы на «Сибирском транзите», и меня они просто поразили (и не меня одного) — очень человеческие, душевные, остроумные. Надеюсь, у нас получится серьезный тандем. Я очень рад, что мы работаем с ним, особенно сейчас, когда ситуация непростая.
О. П. В психологическом плане или в художественном?
А. К. И в том, и в другом. Сейчас многие доверяют молодым режиссерам, и это правильно. Тем не менее, репертуарный театр, в котором сосуществуют разные поколения, разные школы, нуждается в опытном руководителе. Здесь нужен человек, не единожды доказавший свою творческую состоятельность.
О. П. В чем,
А. К. Безусловно, в актерах! Еще только придя в театр, я понял, что труппа состоит из брильянтов.
О. П. Есть ли в театре слабые стороны, от которых хотелось бы избавиться?
А. К. Конечно. Многое еще предстоит сделать, и это, в первую очередь, касается административной части. Сейчас мы планируем усовершенствовать систему распространения билетов. Например, на западе билеты можно купить с помощью одного только сотового телефона. Поскольку современный человек всегда очень занят, нужно сделать для него поход в театр максимально простым, удобным и приятным. Много внимания нужно уделять и рекламе, и сервису.
О. П. Скажите, а ваш театр общедоступный?
А. К. Мы стараемся, чтобы в афише были спектакли, интересные разным зрителям. Классика всегда была в основе репертуара «Красного факела», и в то же время мы готовы экспериментировать, ставить смелые спектакли. Например, такие как «Тартюф» или «Dostoevsky-trip». Рядом с ними в афише — классика: «Лес» Островского, «Кабала святош» Булгакова… и абсолютно коммерческие «Только для женщин!!!», «Ночной таксист».
О. П. Какую публику вы бы хотели видеть в зрительном зале?
А. К. Постоянную. И случайную, которая становится постоянной. Хочется, чтобы люди, пришедшие в «Красный факел» один раз, обязательно к нам возвращались. Мне понравилось последнее высказывание Кирилла Серебренникова: для меня театр это клубность. Ведь в клуб приходят не один раз, а раз в месяц, а желательно и раз в неделю.
О. П. Новосибирск — крупный театральный мегаполис. Какую вы занимаете нишу в нем, и какие у вас отношения среди коллег?
А. К. Наш театр первым появился в Новосибирске, и во многом он задал уровень остальным. Мы всегда следим за творчеством наших коллег, ходим друг к другу на премьеры. Вообще, я считаю, что для такого крупного города, как Новосибирск, восьми театров (не считая антрепризы) крайне мало. Поэтому в «Красном факеле» и возникла идея фестиваля «Сибирский транзит»: хочется, чтобы зрители имели возможность увидеть как можно больше разных театров.
О. П. В каком состоянии находится этот фестиваль, есть ли у него перспективы роста?
А. К. Фестиваль будет жить, потому что это — общение, необходимое всем театрам Сибири. «Транзит» не только поддерживает гастрольную жизнь, но и создает хорошую атмосферу для творчества. Его уникальность — в подвижности. Последний форум мы проводили в Улан-Удэ, в мае 2008 года нас ждет Барнаул,
О. П. Александр Прокопьевич я знаю, что вы завершаете реконструкцию здания «Красного факела».
А. К. Да. Мы стараемся сохранить здание таким, каким его задумал архитектор Андрей Дмитриевич Крячков в 1914 году. Восстанавливается лепнина, возвращаются некоторые элементы. Теперь у нас есть новая Малая сцена, где количество мест увеличилось почти в три раза. Кстати, она уже «опробована»: мы выпустили здесь несколько спектаклей — «Пиковую даму», «Порцию Кохлан», «Девичник над вечным покоем». Когда театр окончательно будет готов, мы устроим «парад премьер» — будет шесть новых для зрителей постановок. А пока играем на разных площадках города (мы это называем «гастролями по Новосибирску»). Конечно, все с нетерпением ждут окончания реконструкции, и работники, и зрители. Много камней преткновения (и со строительством, и с финансированием), поэтому точную дату открытия пока назвать не берусь. Но уже точно известно, что Малая сцена откроется в конце сентября спектаклем «Пиковая дама». Сейчас мы репетируем «Как солдат Иван Чонкин самолет сторожил» по пьесе Юлия Кима в постановке главного режиссера и «Смертельный номер», ставит который наш очередной режиссер Тимофей Кулябин.
Материал подготовила Галина Хомутова
Журнал «Театральная жизнь» № 3 2007 30 ноября 2007