«Красный факел» придерживается принципа «соленого огурца»

Олег Пивоваров. В свое время «Красный факел» был лидером российского театра, потом он потерял яркость, его краски потускнели. Через какое-то время театр снова стал набирать силу и сегодня вновь является одним из лидеров Сибирского театрального пространства. А когда вы пришли в театр, в каком состоянии застали «Красный Факел»?

Александр Кулябин. Для меня «Красный факел» всегда был театром особенным. У него удивительно богатая история, в которой было все: и грандиозные взлеты и периоды не очень удачные… Но в любые времена театр отличался блестящей труппой. Легендарную славу «Красному факелу» принесла, конечно, Вера Павловна Редлих — художественный руководитель театра 50-х, ученица Станиславского. Именно она создала театр звезд, и попасть в его труппу всегда было честью для актеров. Здесь работали лучшие. Знаете, у меня возникла такая ассоциация (как, наверное, у увлеченного кулинара): в нашем театре действует «принцип соленого огурца». Если в бочку с солеными огурцами положить свежий, то он обязательно станет соленым — так и с актерами: попал в «Красный факел» — невольно пропитаешься его исконной культурой. В театре очень важны традиции, и мы их сохраняем. Мы вернули в фойе портрет Веры Павловны Редлих, учредили премию ее имени на фестивале «Сибирский транзит»… О своей истории необходимо помнить и говорить.

О. П. То есть, соответствовать своему творчеству.

А. К. Конечно. И особенно важна атмосфера внутри коллектива. Меня очень радует то, что даже сейчас, во время реконструкции здания, когда актеры вынуждены репетировать в жутких условиях, никто не скандалит, не опаздывает, не жалуется. Все нацелены только на работу, поддерживают друг друга.

О. П. Реконструкция — это большое испытание для театра, и если у вас из-за этого не изменились отношения, значит, коллектив здоровый. Не только в Москве, Петербурге, но и в России существуют авторские театры, где режиссеры определяют репертуар. А есть театры директорские. Как мне кажется, «Красный факел» относится ко второму направлению. Какие у вас представления о современном театре?

А. К. О моих представлениях, наверное, можно судить по тому, какого режиссера я пригласил возглавить театр. Это Александр Маркович Зыков, до этого руководивший Норильским театром драмы. Режиссер старой школы, человек очень опытный, мудрый, настоящий мастер. Я видел его работы на «Сибирском транзите», и меня они просто поразили (и не меня одного) — очень человеческие, душевные, остроумные. Надеюсь, у нас получится серьезный тандем. Я очень рад, что мы работаем с ним, особенно сейчас, когда ситуация непростая.

О. П. В психологическом плане или в художественном?

А. К. И в том, и в другом. Сейчас многие доверяют молодым режиссерам, и это правильно. Тем не менее, репертуарный театр, в котором сосуществуют разные поколения, разные школы, нуждается в опытном руководителе. Здесь нужен человек, не единожды доказавший свою творческую состоятельность.

О. П. В чем, по-вашему, сильные стороны нынешнего «Красного факела»?

А. К. Безусловно, в актерах! Еще только придя в театр, я понял, что труппа состоит из брильянтов.

О. П. Есть ли в театре слабые стороны, от которых хотелось бы избавиться?

А. К. Конечно. Многое еще предстоит сделать, и это, в первую очередь, касается административной части. Сейчас мы планируем усовершенствовать систему распространения билетов. Например, на западе билеты можно купить с помощью одного только сотового телефона. Поскольку современный человек всегда очень занят, нужно сделать для него поход в театр максимально простым, удобным и приятным. Много внимания нужно уделять и рекламе, и сервису.

О. П. Скажите, а ваш театр общедоступный?

А. К. Мы стараемся, чтобы в афише были спектакли, интересные разным зрителям. Классика всегда была в основе репертуара «Красного факела», и в то же время мы готовы экспериментировать, ставить смелые спектакли. Например, такие как «Тартюф» или «Dostoevsky-trip». Рядом с ними в афише — классика: «Лес» Островского, «Кабала святош» Булгакова… и абсолютно коммерческие «Только для женщин!!!», «Ночной таксист».

О. П. Какую публику вы бы хотели видеть в зрительном зале?

А. К. Постоянную. И случайную, которая становится постоянной. Хочется, чтобы люди, пришедшие в «Красный факел» один раз, обязательно к нам возвращались. Мне понравилось последнее высказывание Кирилла Серебренникова: для меня театр это клубность. Ведь в клуб приходят не один раз, а раз в месяц, а желательно и раз в неделю.

О. П. Новосибирск — крупный театральный мегаполис. Какую вы занимаете нишу в нем, и какие у вас отношения среди коллег?

А. К. Наш театр первым появился в Новосибирске, и во многом он задал уровень остальным. Мы всегда следим за творчеством наших коллег, ходим друг к другу на премьеры. Вообще, я считаю, что для такого крупного города, как Новосибирск, восьми театров (не считая антрепризы) крайне мало. Поэтому в «Красном факеле» и возникла идея фестиваля «Сибирский транзит»: хочется, чтобы зрители имели возможность увидеть как можно больше разных театров.

О. П. В каком состоянии находится этот фестиваль, есть ли у него перспективы роста?

А. К. Фестиваль будет жить, потому что это — общение, необходимое всем театрам Сибири. «Транзит» не только поддерживает гастрольную жизнь, но и создает хорошую атмосферу для творчества. Его уникальность — в подвижности. Последний форум мы проводили в Улан-Удэ, в мае 2008 года нас ждет Барнаул, в 2009-ом — Кемерово или Омск, а в 2010 году «Транзит» вернется в Новосибирск. К тому же мы планируем создать Ассоциацию театров Сибири.

О. П. Александр Прокопьевич я знаю, что вы завершаете реконструкцию здания «Красного факела».

А. К. Да. Мы стараемся сохранить здание таким, каким его задумал архитектор Андрей Дмитриевич Крячков в 1914 году. Восстанавливается лепнина, возвращаются некоторые элементы. Теперь у нас есть новая Малая сцена, где количество мест увеличилось почти в три раза. Кстати, она уже «опробована»: мы выпустили здесь несколько спектаклей — «Пиковую даму», «Порцию Кохлан», «Девичник над вечным покоем». Когда театр окончательно будет готов, мы устроим «парад премьер» — будет шесть новых для зрителей постановок. А пока играем на разных площадках города (мы это называем «гастролями по Новосибирску»). Конечно, все с нетерпением ждут окончания реконструкции, и работники, и зрители. Много камней преткновения (и со строительством, и с финансированием), поэтому точную дату открытия пока назвать не берусь. Но уже точно известно, что Малая сцена откроется в конце сентября спектаклем «Пиковая дама». Сейчас мы репетируем «Как солдат Иван Чонкин самолет сторожил» по пьесе Юлия Кима в постановке главного режиссера и «Смертельный номер», ставит который наш очередной режиссер Тимофей Кулябин.

Материал подготовила Галина Хомутова


Журнал «Театральная жизнь» № 3 2007 30 ноября 2007